Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:17, реферат
Проблема брендинга является весьма актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Потребность в грамотных профессионалах, работающих в области брендинга, испытывают не только международные и национальные компании, но и региональные производители. Российский бренд — это уже реальность современного рынка. На наш взгляд, в настоящее время являются приоритетными технологические аспекты брендинга. Цель нашего исследования — описать номинацию и римейк как технологии брендинга. В качестве материала рассматриваются бренды и реклама товарной категории «автомобили». Материал выбран не случайно: в области маркетинга,брендинга и рекламы автомобилей работают лучшие специалисты, представлены уникальные идеи и технологии,накоплен опыт, который может найти применение и в других областях.
Глава II.
Технологии брендинга (на примере анализа товарной котегории «Автомобили»)
Проблема брендинга является
весьма актуальной как в теоретическом,
так и в практическом аспектах. Потребность
в грамотных профессионалах, работающих
в области брендинга, испытывают
не только международные и национальные
компании, но и региональные производители.
Российский бренд — это уже реальность
современного рынка. На наш взгляд, в настоящее
время являются приоритетными технологические
1. Номинация как инструмент бренд
Рассмотрим проблему, вынесенную в заголовок, на примере товарной категории «автомобили». Это интересно по нескольким причинам.
Во-первых, такой объект рекламы, как автомобиль, характеризуется технической сложностью, что затрудняет его представление в рекламных текстах. В рамках рационалистической стратегии описание различного рода технических параметров неизбежно. Да и в рамках проекционной стратегии поиск рекламной идеи невозможен без знания особенностей той или иной марки автомобиля, без владения специальной лексикой. Но сначала о лексике «неспециальной» — о «народных» названиях автомобилей, которые скорее можно отнести к жаргону. Замечено, что «народные» имена есть или у очень хороших автомобилей, или же у очень плохих. «Mini Cooper» еще не успел появиться на российском рынке, а уже заработал прозвище Минька. Ласковое и уважительное. Прозвища со своими положительными и отрицательными коннотациями очень точно передают отношение потребителя к той или иной автомобильной марке, создают яркий образ. Так, в целом, нейтральное отношение потребителей передается в «кличках»: «газик», «волжанка», «кэдди» («Кадиллак»). Основа этих прозвищ — созвучие с марочными именами. Вполне положительными можно назвать «клички» старых советских автомобилей, возникших по принципу созвучия, — «Эмка» (ГАЗ М-1), «Захар» (ЗИС-5). Иногда клички возникают путем «народной этимологии». Для носителя русского языка названия автомобилей «Паджеро», «Чероки» не наполнены смыслом, поэтому превращаются в «Поджарого» и «Широкого». Здесь нет соответствия между названием и свойствами автомобиля, клички и «официальные» названия созвучны. «УАЗики» называют «Козликами» и «Бобиками» (последняя кличка, как правило, относится к милицейским машинам). Можно предположить, что УАЗ так назвали за задиристый вид и подпрыгивающую манеру езды. А вот кличка «Полуторка» в своей основе имеет функциональные свойства машины. Чемпионом по кличкам, что весьма показательно, является, по-видимому, «Запорожец». Клички выражают отрицательное отношение потребителей и по поводу его функциональных свойств — «Пылесос», «Мотоцикл с крышей», «Запор» (здесь нужно отметить и то, что последняя кличка и имя автомобиля созвучны), и по поводу внешнего вида — «Ушастый», «Мыльница». Внешним видом объясняются и некоторые другие клички отечественных автомобилей — «Каблук» (ИЖ-2715), «Танк во фраке» (старая «Волга»), «Баржа» («Волга Газ-24), «Сарай» (универсал на базе «Волги»), «Зубило» (ВАЗ-2108). Основой для клички может стать качество металла, из которого изготовлен автомобиль, — «Консервная банка» (первые «Жигули»). Здесь, видимо, примешиваются и некоторые субъективные ощущения, испытываемые находящимися внутри автомобиля людьми. Кличка «Шестерка» автомобиля «ВАЗ-2106», казалось бы, имеет прозрачную этимологию (в «официальном» названии машины есть цифра 6) и вполне безобидна, если не вспоминать жаргонное значение этого слова. Двойное значение имеет и прозвище автомобиля ВАЗ-2101: с одной стороны, обыгрывается цифра 1 в названии, с другой — в кличке содержится намек на относительную дешевизну машины. Иногда прозвище автомобиля характеризует не только автомобиль, но и общество, его поляризацию, расслоение, отношение к власть имущим. Так, у марки «Мерседес» есть и кличка «мерс», и кличка «мерин». А чего стоит прозвище правительственных машин — «членовозы», получившее распространение не только в нашей стране. Клички навсегда намертво закрепляют сложившийся в сознании потребителя образ. Производители, маркетологи, рекламисты не могут игнорировать существующие в народе прозвища. С этой точки зрения интересен такой пример. Автомобиль «Фольксваген 1200», имя которого состоит из имени корпоративной марки и индекса, получил прозвище «Жук». Кличка передавала в образной форме не только внешний вид машины, но и сложившееся у потребителя положительное отношение к марке. Официальное имя последователя «Жука» — New Beetle. Так прозвище стало именем марки. Последний пример особо подчеркивает важность автомобильных марочных имен — как корпоративных, так и модельных.
Каковы способы образования
имен марок в товарной категории
«автомобили»? Заметим, что распространено
образование модельных названий с использованием
корпоративного имени + уточнения, дополнения
образного, проекционного типа (VW Passat)
или рационалистического типа (Volvo S60).
И в том и в другом случае эти дополнения,
уточнения являются информативными, несут
определенную семантическую нагрузку
— формируют образ или же описывают те
или иные технические характеристики,
предназначение автомобиля, тип кузова,
класс автомобиля и т. д. Представим технологии имяобраз
1. Географические имена
— «Жигули», «Волга», «Москвич»,
«Запорожец», «Ока». Почему-то
именно этот способ
2. Имя марки образовано с использованием имени ее основателя, владельца — Ford, Rolls-Royce, DaimlerChrysler. Возможно сочетание в имени нескольких способов имяобразования. Так, название Aston Martin соединяет в себе имя владельца марки и географическое имя — место проведения ралли, в котором основатель марки одержал победу.
3. Имя Mercedes было «позаимствовано» у дочери одного из сотрудников. Причиной выбора этого имени стала его благозвучность.
4. Аббревиатуры — ГАЗ
(Горьковский автомобильный
5. Сложносокращенные слова (Marcos — Map-кос — Джем Марш и Фрэнк Костин; совмещается с техникой использования фамилий основателей).
6. Техника аллитерации — Ford Focus, Marcos Mantis.
7. Техника описания представляет
яркие отличительные черты
8. Метафорические названия
используют перенос названия
и значения, в результате которого
создается образ автомобиля —
Ford Mustang (мустанг), VW Passat (название ветра),
Ford Thunderbird (буревестник), New Beetle (жук), Ford
Explorer (исследователь), Nissan PathFinder (следопыт).
В двух последних примерах используетс
9. Искусственные слова,
смоделированные компьютерной
10. Использование в названии
«классических» латинских
11. Использование заимствований из других языков — Нива Ландо.
12. Использование в названии модели исторических событий и персонажей — Skoda Tudor, Князь Владимир.
13. К юмористическим (и даже сатирическим) названиям отнесем клички (прозвища автомобилей), о которых уже шла речь.
14. Названия-каламбуры
15. Использование мифологических
и сказочных персонажей —
16. Развитие существующего названия, как правило, марочного — BMW 3, 5, 7; Audi A3, А6, А8 и т. д.
Кроме марочных наименований
в рекламе автомобилей
Далее мы рассмотрим различные классификации автомобилей и терминологию, позволяющую описывать автомобиль, относить его к определенной группе, виду, типу, классу, обозначая тем самым его позицию на рынке и в сознании потребителей. Классификации представляют особый интерес, так как определенные признаки образа рекламируемого авто задаются уже в тот момент, когда мы указываем на его принадлежность, например, к бизнес-классу.
Лексические единицы, называющие различные типы, классы автомобилей выполняют важную классифицирующую функцию.
Рассмотрим классификацию автомобилей по типу кузова и раскроем значения терминов-названий различных типов автомобилей. В соответствии с классификационным признаком «тип кузова» все автомобили делятся на две большие группы:
1. Автомобили со стационарной крышей
2. Открытые автомобили без крыши (со складывающейся крышей).
Перечислим виды автомобилей, относящихся к этим двум группам.
1. Автомобили со стационарной крышей: 1.1.
седан — трехобъемный пассажирский кузов с 4-6 дверьми; 1.2.
купе — трехобъемный пассажирский кузов с 2 дверьми (формула 2+2, т. е. в автомобиле имеется два полноценных места для пассажира и водителя и два менее удобных места для пассажиров); 1.3.
хардтоп — седан или купе без центральной стойки; 1.4.
фастбэк — двухобъемный пассажирский кузов с отдельным багажником; 1.5.
комби (хэтчбэк) — двухобъемный кузов с 3-5 дверьми, большим люком сзади; 1.6.
универсал — двухобъемный кузов с 3 или 5 дверьми и двумя или тремя рядами сидений; 1.7.
лимузин — трехобъемный кузов с перегородкой между водителем и пассажиром; 1.8.
фургон — двухобъемный кузов с отдельным незастекленным грузовым отсеком (2+1 или 2+2); 1.9.
однообъемный (вагонный) — грузопассажирский кузов с 5-7 дверьми, 3 -4 рядами сидений и возможностью трансформации салона.
2. Открытые автомобили без крыши (со складывающейся крышей):
баркетта — двухдверный двухместный кузов без крыши и стекол;
родстер (спайдер) — кузов с двумя дверьми и складывающейся крышей (2, 2+1 или 2+2);
кабриолет — 4-6-местный кузов со складывающейся крышей;
фаэтон — кузов со складывающимся верхом и съемными боковыми стеклами и рамками дверей;
брогам — четырехдверный седан со съемной панелью над водителем и четырьмя боковыми дверьми;
ландо — четырехдверный седан со съемной панелью над пассажирами;
тарга — купе со съемной панелью над водителем;
пикап — кузов с закрытой крышей для людей и открытой — для грузов (2+1, 2+2, 2+3).
Как мы видим, в этой классификации
несколько классификационных
Особые обозначения имеют в составе имени спортивные модификации автомобилей. Приведем некоторые примеры:
Стандартная версия Спортивная версия Volvo S60 Volvo S60 R BMW3 BMW M3 (M — motorsport) Audi A4 Audi S4 (S — sport) Nissan Primera Nissan Primera GT (GT — Grand Tourismo) Jeep Grand Cherokee Jeep Grand Cherokee Overland
He менее важным является деление автомобилей на так называемые классы. Эта классификация определяет престижность автомобиля в глазах потребителя, его ценовую нишу и, в конечном счете, целевую аудиторию. Для специальной «автомобильной» лексики характерна некоторая неупорядоченность, неоднозначность трактовки в разных рекламных текстах. Поэтому нам придется рассмотреть не одну классификацию классов автомобилей. В соответствии с так называемой европейской классификацией автомобили делятся на 7 классов. Представим эту классификацию в виде таблицы.
Класс автомобиля
Описание
Примеры
А Самый маленький, 2-4 местный Ока, Smart В
Хэтчбэки, универсалы и седаны до 4 метров VW Polo, Peugeot 206
С («гольф-класс») Седаны, хэтчбэки, универсалы и ком-пактвэны 4-4,5 м Peugeot 307, VW Golf, Scenic, Audi A 3 D («средний класс») Седаны, хэтчбэки и универсалы более 4,5 м, но менее 4,8 м VW Passat, Audi A 4
? («бизнес-класс») Большие седаны и универсалы от 4,7 до 5 метров BMW 5, Audi A6
F
Седаны от 4,9 до 7 метров, в том числе, с кузовом «лимузин» Mercedes S-класса VW Faeton Фургоны
Грузопассажирские автомобили с большой базой Газель, Ford Transit
Кабриолеты и минивэны относятся к тому классу, на платформе которого они построены. Все внедорожники относятся к пятидверным универсалам и могут в зависимости от размера принадлежать классам С, D, Е. Каждый класс по ценовым категориям делится на «верхний» и «нижний» сегменты. Итак, подведем итог. Классификационными признаками в данном случае являются тип кузова, размер и ценовая категория автомобиля. Эта классификация может быть использована как для позиционирования автомобиля, так и для создания нового класса автомобилей, в котором наш автомобиль окажется единственным.
В соответствии с американской классификацией, выделяют 5 классов автомобилей — сверхкомпактные, субкомпактные, компактные, средне-размерные, полноразмерные. Европейская и американская классификации не совпадают, но все же можно найти некоторые соответствия. Так, компактные автомобили соответствуют D-классу, а среднеразмерные — ?-классу. Американцы изобрели такие названия классов автомобилей, как «джип» и «дредноут» (гиганты под 6 метров длиной).
Эти классификации имеют важное маркетинговое и рекламное значение, так как облегчает поиск незанятой позиции, позволяет грамотно выстраивать маркетинговую и рекламную стратегию.