Цели и задачи использования Интернет-технологий в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Результаты последних исследований показали, что использование Internet-технологий в маркетинге может принести реальную экономию и прибыль. Это связано с большими выгодами и удобствами, которые получают как потребители, так и фирмы. В надвигающейся глобальной компьютеризации, наступление которой планируется на ближайшее будущее, роль маркетинга в Internet заметно вырастет. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 522.37 Кб (Скачать файл)

- Конфиденциальность. Через  интернет можно совершать покупки  инкогнито. Особенно это важно для богатых и известных людей, не желающих афишировать свои покупки.

Также on-line службы дают определенные преимущества и маркетологам:

- Быстрое приспособление  к рыночным условиям. Маркетологи  могут быстро добавлять продукцию  в свой ассортимент, менять цены  и описания товаров.

- Меньшие затраты. Интернет  реклама намного дешевле рекламы  в традиционных СМИ.

- Построение взаимоотношений. Маркетологи могут анализировать ответы своих покупателей, получая о них дополнительную информацию, могут пересылать на компьютеры клиентов полезные советы, бесплатные демо-версии своих компьютерных программ, рекламные материалы.

- Охват аудитории. Можно  подсчитать, сколько человек посетили  сайт компании, сколько из них  остановились на определенном  месте этого узла. Эта информация  помогает маркетологам улучшать  свои предложения и рекламу.

Существуют ощутимые преимущества, которые получают предприятия:

- Расширение рынка. Фирма  ставит себе цель освоение  новых сегментов рынка.

- Привлечение внимания. Фирма  стремиться стать более доступной  для своих потребителей и увеличить  долю завоёванного внимания потребителей.

- Повышение уровня реагирования. Фирма желает увеличить реакцию  на запросы потребителей.

- Новые услуги. Фирма хочет  с помощью Интернета предложить  клиентам новые услуги.

- Снижение расходов. Фирма  рассчитывает снизить расходы  на производство и продажу товаров и услуг, путём снижения трансакционных издержек.

Недостатки и моральные аспекты при использовании Интернет - технологий:

- Раздражение. Многие считают  все возрастающее число навязчивых  предложений от различных компаний  в интернет, некой помехой, неудобством. Особенное недовольство вызывают раздающиеся во время обеда или поздно вечером телефонные звонки, проверяющие достоверность заказа, плохо обученный персонал, различие в заявленном и реальном ассортименте товаров.

- Нечестность. Некоторые  продавцы пользуются доверчивостью  некоторых покупателей. Особенно этим грешат интернет - магазины. В них прекрасно поставлены демонстрации, предлагаются огромные скидки, пожизненные гарантии и необыкновенная простота покупки - все это для того, чтобы заманить покупателей, не способных сопротивляться желанию купить.

- Обман и мошенничество. Некоторые продавцы намеренно  создают в интернете рекламные объявления, что вводят покупателей в заблуждение. Часто преувеличиваются достоинства продукта, его работоспособность или "розничная цена". Некоторые некоммерческие организации притворяются, что проводят научные исследования, а на самом деле собирают информацию о целевых потребителях.

- Вторжение в личную  жизнь. Пожалуй, это один из самых  трудноразрешимых аспектов, особенно в прямом маркетинге. Похоже, что всякий раз, когда покупатель заказывает товары по почте или по телефону, делает запрос на предоставление бесплатной информации о фирмах, заводит кредитную карточку или подписывается на какое либо издание, его имя, адрес и характер совершаемой покупки заносятся в уже имеющуюся в компаниях базу данных. Обычно потребители от этого только выигрывают, так как им чаще будут предлагать именно тот товар, в котором они наиболее заинтересованы. Однако маркетологам не всегда удается провести четкую границу между своим желанием охватить тщательно определенную целевую аудиторию и правом на личную жизнь потребителей. Многие критики опасаются, что компаниям станет известно слишком многое о покупателях, и что они могут воспользоваться этими знаниями в корыстных целях. Могут ли компании составлять и продавать списки имен своих клиентов? Ведь это люди, которые из-за своего покупательского характера считаются целью номер один в маркетинге [15].

Как правило, отношения между представителями компаний и покупателями являются взаимовыгодными. Но порой все оказывается по-другому. В одних случаях покупатели оказываются раздражены, в других кто-то ведет себя нечестно, иногда случаются мошенничество и обман, возникают проблемы в вопросах вторжения в личную жизнь людей. Маркетологи пытаются найти решение этих проблем. Если оставить все как есть, то вскоре отношение покупателей может стать крайне негативным, и власти будут вынуждены ввести ограничения на деятельность в Интернет.

Рассмотренные основные направления использования Интернет-услуг свидетельствуют о том, что индивидуальные функциональные системы маркетинга предприятий должны учитывать изменения в информационных технологиях и личностных взаимосвязях. С другой стороны, и поставщики Интернет-услуг должны предлагать проекты, судьбы которых складывались бы не только внутри Сети, но и имели бы отношение к основным стратегиям, которые фирмы используют в своей деятельности. Другими словами, все участники рынка Интернет-услуг должны рассматривать мероприятия в Интернете как часть маркетинговой стратегии предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2   Интернет-маркетинг в России

3.1 Исследование поведения российского потребителя в сети Интернет

 

По количеству пользователей интернета Россия в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб - пользователей более 600 млн. человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.

«При этом еще порядка 50 миллионов людей (в России) — не в Сети, поэтому потенциал для роста сохраняется. Основные возможности связаны со старшей возрастной группой — число таких пользователей выросло за последний год на 54%», — считают в TNS.1 [25].

В 2013 году пользователей стало больше всего на 9% — это самый низкий показатель за последние десять лет. В абсолютных цифрах прирост с осени 2012 по осень 2013 года выглядит впечатляюще — более 5 миллионов человек. Более трети прироста аудитории составили пользователи из сельской местности. Суточная аудитория интернета в России увеличилась примерно на 6,5 миллиона человек. Ежедневно в Интернет выходит 53 миллиона россиян старше 18 лет.

В 2013 году наиболее высокими темпами аудитория интернета росла в Сибири, на Юге и Северном Кавказе, а также в центральных регионах России. В Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке рост аудитории и проникновения интернета полностью остановился.

Сегодня численность сельской аудитории интернета уже на четверть больше, чем в обеих российских столицах вместе взятых. Если в ближайшие годы проникновение интернета в сельской местности достигнет сегодняшнего уровня городов с населением менее 100 тысяч человек, то там появится еще около 3,5 миллиона новых пользователей.

С каждым годом интернетом пользуется всё больше людей старшего возраста. На лиц до 35 лет по-прежнему приходится более половины аудитории интернета в России, однако их доля снижается. Детей и молодежи больше всего среди пользователей интернета в маленьких городах и сельской местности, а людей старшего возраста — среди москвичей.

По данным Яндекса, за прошедший год средняя скорость фиксированного широкополосного доступа, заявленная провайдерами, выросла на 38%, а средняя стоимость безлимитного доступа в перерасчете на 1 Мбит/с снизилась почти на 40%. Сильнее всего интернет подешевел на Юге, Дальнем Востоке и в центральных регионах России, а меньше всего — в столицах.

Разница между регионами по цене и доступности интернета по-прежнему огромна. Например, за один Мбит/с жители Дальнего Востока платят почти в десять раз больше, чем москвичи.

Численность аудитории мобильного интернета увеличилась в 2013 году более чем в полтора раза — на рекордные 8,7 миллиона пользователей. Самый высокий прирост был отмечен на Урале и в Москве, здесь пользователей стало больше на 69% и 64% соответственно.

По данным ТЦИ, за 2013 год число доменных имен второго уровня в зонах  RU и РФ выросло на 12,3% — до 5,7 миллиона. Из них 86% доменов были зарегистрированы в .RU. Сильнее всего увеличилось число доменов на Дальнем Востоке (почти на 35%), а также в Сибири и на Северном Кавказе (на 26%) (см. Таблица 1- «Сравнение показателей развития Интернета по федеральным округам») [21].

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- «Сравнение показателей развития Интернета по федеральным округам»

 

 

Большая часть ежемесячной аудитории, около 76%, приходится на российские города с населением менее 1 млн. человек. За счет таких населенных пунктов происходит основной прирост интернет-пользователей.

94% пользователей из крупных  городов РФ имеют возможность  выходить в сеть из дома, в том числе 74% используют широкополосный доступ.

По данным ФОМ, в настоящее время уровень проникновения интернета в селах составляет около 45%, в городах с населением меньше 100 тыс. человек - 58%, а в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек - 65% [22].

Во всех федеральных округах России удельный вес интернет-аудитории превышают 50% от численности населения. Больше всего пользователей в Москве – 80%.

Больше всего пользователей интернета в возрастной группе от 25 до 44 лет. Эта категория составляет 48% пользователей в малых городах и 46% от всех пользователей Москвы [25].

По данным ВЦИОМ на март 2013, среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть 76% , составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. По данным Левада-Центр (октябрь 2013), среди россиян моложе 25 лет пользователей интернета 91%, в возрасте 25-40 лет - 84%, а старше 55 лет – 23%.

По данным на октябрь 2013 года, число пользователей, покупающих легальный контент в Рунете, составляет 8 млн. человек.

Опрос ВЦИОМ, проведенный в сентябре 2013 года, показал, что 22% россиян проводят в интернете слишком много времени, 16% не могут долго обходиться без общения в социальных сетях.

54% россиян считают, что  Интернет приносит пользу обществу (в 2012 году - 43%). Основной аргумент  тех, кто видит больше плюсов  в развитии интернета - оперативный  доступ к информации (71%). Также респонденты, придерживающиеся этой позиции, склонны указывать на возможность общения и знакомств в интернете (21%). В числе прочих доводов - удобство осуществления платежей, заказов (6%), доступ к развлечениям - фильмам, музыке, играм (2%) и т.д. (см. Приложение 2, Диаграмма 2.1 - « Польза Интернета для общества»)   [18].

Средний российский пользователь за месяц посещает 137 сайтов, хотя есть и несколько процентов тех, кто заходит на сотни ресурсов.

Причем самые молодые (в возрасте 12 - 24 лет) посещают в среднем столько же сайтов, сколько и люди постарше, но ведут себя там активнее - просматривают около 7,5 тысячи страниц против 5,1-5,5 тысячи у тех, кому больше 25 лет [24].

В десятку лидеров Рунета по средненедельному количеству уникальных посетителей 2013 г. вошли следующие сайты: 1) Ozon.ru; 2) Ulmart.ru; 3) Wildberries.ru; 4) Svyaznoy.ru; 5) Lamoda.ru; 6) Enter.ru; 7) Mvideo.ru; 8) Eldorado.ru; 9) Dns-shop.ru; 10) Sotmarket.ru. (см. Приложение 2, Диагарамма 2.2 - «TOP 15 интернет - магазинов России»)

Наиболее привлекательными сайтами из расчета среднего времени нахождения на сайте по итогам 2013 г. стали Nebo.ru, Bonprix.ru и Komus.ru.

Самыми быстрорастущими сегментами по итогам 2013 г. стали категории "Товары для дома" и "Товары для детей".

Пик популярности интернет-магазинов всех сегментов приходится на декабрь (посещаемость превышает среднегодовой уровень на 30-40%), наименьшая посещаемость - в летние месяцы (период максимального спада - июнь).

Количество онлайн - покупателей - 30 миллионов человек, что составляет 50% от общего числа пользователей интернета.

Прирост покупателей за 2013 год - 13% или 4 миллиона человек. Основные источники роста: пользователи в регионах, в том числе недавно подключившиеся к интернету и покупатели с небольшими доходами.

В России более 30 000 интернет-магазинов.

Объем интернет-торговли по итогам 2013 года – 17 миллиардов долларов.

Что продают в интернете? Большую часть – 42% составляет электроника и техника, на втором месте – 18% прочие товары, 13% составляют одежда и обувь, 10% - автозапчасти.  Наименьшую долю от продаж – 2% составляют продукты питания, диски и книги. (см. Приложение 3, Диаграмма 3.1 - «Популярность товаров, продаваемых в интернете») [20].

Такое исследование проведено РБК.research. Данный сегмент рынка e-commerce за 2013 год вырос с 21,9 млрд. руб. до 73,7 млрд. руб. или на 42,4%.

Большая часть рынка (38,3%) приходится на регионы - города с численностью населения от 100 тыс. до 1 млн. человек. Суммарная доля Москвы и Санкт-Петербурга - всего 31,6%.

Одежду через интернет покупают 7,4 млн. россиян. Это самый крупный сегмент по числу покупателей. За ним уже идут бытовая техника и товары для кухни (45,0%), цифровая и компьютерная техника – 42,7%.

Наибольшая доля в fashion - сегменте принадлежит одежде - 65,1% продаж. За год она выросла на 4,7%. Продажи обуви в 2013 году потеряли по сравнению с 2012 годом 5,8% и составили 21,4% рынка [19].

За 4 квартал 2013 г., методом онлайн-интервью было проведено исследование российского потребителя в сети Интернет. В исследовании принимали участие онлайн-покупатели в возрасте от 20 до 55 лет. По данным исследования выяснилось, что Интернет довольно востребован среди российских потребителей. Так, например, 81% людей предварительно смотрели товар в Интернете перед покупкой в обычном магазине. Чаще всего предварительно смотрели  в интернете мобильные телефоны, компьютеры, планшеты, бытовую технику и электронику (см. Приложение 3,  Диаграмма 3.2 – «Роль Интернета в покупках «офлайн»)

Все же большинство российских потребителей чаще предпочитают совершать покупки офлайн, т.к. покупателю необходимо перед покупкой увидеть, потрогать товар, также части опрошенных хочется купить товар быстрее и не ждать доставку и немаловажным фактором является консультация специалиста по приобретаемому товару (см. Приложение 4,  Диаграмма 4.1 – «Основные причины покупки товаров офлайн»).

54% совершают спонтанные  покупки в Интернете, из этого  количества 61% составляют женщины  и 49% - мужчины, 60% составляет молодежь в возрасте 20-29 лет (см. Приложение 4,  Диаграмма 4.2 – «Спонтанные покупки в Интернете»).

Что касается социальных сетей, то лишь 17% совершают здесь покупки, 83% не доверяют соцсетям (см. Приложение 5,  Диаграмма 5.1 – «Покупки в социальных сетях»). Причинами заказа товаров в интернете являются: дешевая стоимость некоторых товаров, экономия времени, и то, что в интернете есть товары, которых нет в магазинах.

Информация о работе Цели и задачи использования Интернет-технологий в маркетинге