Цели и задачи маркетинговой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Главные направления маркетинговой деятельности предприятия…4
1.1Сущность, принципы, методы и функции…………………………..4
1.2 Основные концепции маркетинговой деятельности………...........11
2. Основные цели маркетинговой деятельности……………………….13
2.1. Комплекс маркетинга………………………………………............14
3. Анализ маркетинговой деятельности в гастрономе «Красный яр»…17
3.1. Специфика маркетинговой деятельности в сфере торговли…….17
3.2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…19
3.3. Анализ маркетинговой среды гастронома «Красный яр»………21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………30
Приложение………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по маркетингу.docx

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

 

Высшего профессионального образования

 

«Сибирский государственный технологический  университет»

 

                                  Химико – технологический  факультет

                                   Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Маркетинг

 

Курсовой проект

 

 

На тему « Цели и задачи маркетинговой деятельности на предприятии»

 

 

 

Выполнила студентка:

3 курса,спец.: Федосимова Л.Н.

Шифр  № 0711058

Руководитель: Кравченко М.В.

__________________________

                                     (оценка)


 

                                     (дата, подпись)

 

 

 

 

 

Содержание

             Введение……………………………………………………………………….3

  1. Главные направления маркетинговой деятельности предприятия…4

       1.1Сущность, принципы, методы и функции…………………………..4

       1.2 Основные концепции маркетинговой деятельности………...........11

     2. Основные цели маркетинговой деятельности……………………….13

       2.1. Комплекс маркетинга………………………………………............14

    3. Анализ маркетинговой деятельности в гастрономе «Красный яр»…17

       3.1. Специфика маркетинговой деятельности в сфере торговли…….17

      3.2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…19

      3.3.   Анализ маркетинговой среды гастронома «Красный яр»………21

Заключение…………………………………………………………………..29

Список используемой литературы…………………………………………30

Приложение………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

В настоящее время не одно предприятие  в системе рыночных отношений  не может  нормально функционировать  без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом  все возрастает. Это  происходит потому, что потребности  людей, как известно, безграничны, а  ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому  необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует  маркетинг.

В современной  России маркетинг только еще начинает развиваться, поэтому  опыт маркетинговой деятельности отечественных предприятий весьма ограничен.  При этом часто руководствуются принципом «продать, что берут, и за любую цену». Это, безусловно, противоречит самой идее маркетинга.

Проведение  стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния  экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать  больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости  от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это  полностью или частично входит в  предметную область маркетинга.

 

 

   1. Главные направления маркетинговой деятельности предприятия

1.1. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга

Маркетинг –  это комплексная система организации  и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей определенного  сегмента покупателей.

Исходным  моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.

Сущность  маркетинга, его концептуальные положения  обусловливают основные принципы маркетинга. (Рис.1)

 

                                   Рис.1 Совокупность основных принципов маркетинга

 

 

С достаточным  основанием можно сказать, что маркетинг «создает», а точнее, формирует потребителя.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

Нацеленность  на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

Направленность  предприятия не на сиюминутный, а  на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

Применение  в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

На следующем рисунке показаны основные сферы применения маркетинга. (Рис.2) В каждой из сфер могут быть выделены ее составляющие — к примеру, маркетинг потребительских товаров включает как отдельные однородные группы товаров (одежда, обувь, телевизоры, легковые автомобили), которые являются объектом воздействия маркетинга, направленного на постоянное взаимодействие «товар—покупатель», так и «побочные», и смежные области, где создается, производится, продвигается, обеспечивается товар, формируется его имидж.

 

Рис.2 Виды основных моделей (областей применения) маркетинга

 

Методы  маркетинговой деятельности (Рис.3) заключаются в том, что проводятся:

- анализ  внешней (по отношению к предприятию)  среды, в которую входит не  только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные  условия. Анализ позволяет выявить  факторы, содействующие коммерческому  успеху или препятствующие ему.  В итоге анализа формируется  банк данных для оценки окружающей  среды и ее возможностей;

- анализ  потребителей, как реальных, так  и потенциальных. Данный анализ  заключается в исследовании демографических,  экономических, социальных, географических  и иных характеристик людей,  принимающих решение о покупке,  а также их потребностей в  широком смысле этого понятия  и процессов приобретения ими  как нашего, так и конкурирующих  товаров;

- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары, снимаются с производства и рынка.

- планирование  товародвижения и сбыта, включая  создание, при необходимости, соответствующих  собственных сбытовых сетей со  складами и магазинами и/или  агентских сетей;

- обеспечение  формирования спроса и стимулирование  сбыта путем комбинации рекламы,  личной продажи, некоммерческих  престижных мероприятий (“паблик  рилейшнз”) и разного рода  материальных стимулов, направленных  на покупателей, агентов и конкретных  продавцов;

- обеспечение  ценовой политики, заключающейся  в планировании систем и уровней  цен на поставляемые товары, определении  “технологии” использования цен,  кредитов, скидок и т. п.

- удовлетворение  технических и социальных норм  региона, в котором сбывается  продукция, что означает обязанность  обеспечить должную безопасность  использования товара и защиты  окружающей среды, соответствие  морально-этическим правилам, должный  уровень потребительской ценности  товара;

- управление  маркетинговой деятельностью (маркетингом)  как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой  программы и индивидуальных обязанностей  каждого участника работы предприятия,  оценка рисков и прибылей, эффективности  маркетинговых решений.

Маркетолог  Котлер Ф. в книге «Основы маркетинга»  считает, что «маркетинг есть деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории, в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта».

Таким образом, маркетинг – это комплексная  система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная  на удовлетворение конкретных потребностей определенного сегмента покупателей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Рис. 3 Схема маркетинговой деятельности предприятия

 

 

Являясь генеральной хозяйственной функцией многих фирм, маркетинг, в свою очередь, выполняет ряд функций, раскрывающих его созидательный потенциал.

Комплекс  из пяти приведенных функций в  логической последовательности и причинно обусловленной взаимосвязи позволяет  получить развернутое представление  о «технологии» и направлениях маркетинговой  деятельности.

Аналитическая функция маркетинга — это изучение и оценка внешней среды (в первую очередь рыночной) и внутренней среды фирмы.

Продуктово-производственная (созидательная) функция — это создание новых товаров, которые бы наиболее полно соответствовали требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспобные товары, соответствующие технико-экономическим параметрам с относительно низкими издержками.

Сбытовая  функция распространяется на три завершающих звена в цепи «производство—потребление» — «распределение—обмен—потребление».

Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) тесно связана с собственно сбытовой деятельностью, но имеет свою специфику. Целевая направленность этой функции — формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности в повышении результатов работы у посредников.

Функция управления и контроля — это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного из высших должностных лиц фирмы.

Подфункция  планирования — одна из важнейших  в маркетинге. Главная задача управленческого  аппарата при планировании — это  уменьшение степени неопределенности и риска в деятельности фирмы  и концентрация ресурсов на намеченных приоритетных направлениях ее развития.

Контроль  — это форма целенаправленного  воздействия на деятельность фирмы, конечным результатом которого является выработка корректирующих воздействий  на управляемые факторы и рекомендации по приспособлению деятельности фирмы  к неконтролируемым факторам.

Типы  маркетинга как фактора воздействия  на рыночный спрос и стоящего за ним покупателя (потребителя) приведены  на рисунке 4.

 

Рис.4 Типы маркетинга, используемые при  различных состояниях спроса

 

 

    1. Основные концепции маркетинговой деятельности

Концепция маркетинговой деятельности - подход, на основе которого коммерческие организации  ведут свою маркетинговую деятельность.

Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует  не виды деятельности, а их цель, т.к. если предприятие приняло эту  концепцию, оно может использовать самые разные формы организации  маркетинговой деятельности в зависимости  от конкретных внутренних  обстоятельств  и тех внешних условий, в которых  действует предприятие.  Универсальной  формулы для организации работы и мобилизации средств в  сфере  маркетинга не существует. Нет и  единой схемы для построения системы  маркетинга.

 Рассмотрим концепции, на  основе которых предприятие может  осуществлять маркетинговую деятельность.

  • Концепция товара.

 Использование этой концепции  предполагает, что потребитель будет  благоприятно относиться к товару, поскольку он достаточно хорошего  качества и предлагается по  умеренной цене. Поэтому  требуются  лишь незначительные маркетинговые  усилия для достижения желаемого  объема продажи и прибыли.

Информация о работе Цели и задачи маркетинговой деятельности на предприятии