Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 12:48, реферат
В сэмплинге традиционно выделяют следующие виды дегустаций: прямая - опробуется приготовленный продукт и сухая (без опробования продукта) — подразумевает информирование покупателя о торговой марке, способе ее употребления, отличительных особенностях (реализуется только в месте продаж).
Дегустация как разновидность сэмплинга
В сэмплинге традиционно выделяют следующие виды дегустаций: прямая - опробуется приготовленный продукт и сухая (без опробования продукта) — подразумевает информирование покупателя о торговой марке, способе ее употребления, отличительных особенностях (реализуется только в месте продаж).
Помимо данной классификации существуют и другие виды дегустаций, например расстановочная дегустация. В ее рамках контроль качества проходят все продукты, в частности используемые в пивопроизводстве — начиная с воды и ячменного зерна, далее пиво на разных стадиях производства, заканчивая готовой упакованной продукцией.
Дегустация в сэмплинге является по существу методом продвижения продовольственных товаров. Не боясь сильно ошибиться, можно утверждать, что в мире найдется не очень много людей, которые верят собственным ощущениям меньше, чем чужим впечатлениям и рассказам. Далее речь пойдет о методе стимулирования сбыта, в основе которого лежит объективный фактор психологии человека — доверие своим собственным ощущениям. Производители и сбытовики продовольственных товаров называют данный метод продвижения продукции — дегустациями, специалисты по маркетингу непродовольственных товаров называют его распространением образцов.
Категории товаров, наилучшим образом подходящие для дегустации, производятся для сегментов рынка с относительно большой емкостью. Эта продукция должна обладать и следующими свойствами:
♦ нацеленность этих товаров на широкого потребителя;
♦ быть продукцией частых повторных продаж одним и тем же лицам;
♦ являться продукцией с невысокой себестоимостью. Очевидно, в группу таких товаров попадает почти все,
что потребляется в пищу. По этой причине необходимо рассмотреть особенности проведения именно дегустаций. При этом следует дать ответы на традиционный перечень вопросов:
— какова цель?
— где и когда проводятся акции?
— что должны дегустировать покупатели?
— как и кто их должен проводить?
Дегустации и распространение образцов гармонично вписываются в коммуникационную стратегию в канале сбыта, называемую втягиванием. Основные усилия производителей в этом случае сосредоточены на конечном спросе. Цель: создать на уровне конечного спроса благоприятное отношение к товару, побуждающее посредников к вынужденному сотрудничеству с производителем. Ценность стратегии втягивания для фирм состоит в том, что ее успех нейтрализует возможность давления со стороны посредников в канале распределения и обеспечивает их широкомасштабное сотрудничество и лояльность.
В классической литературе по маркетингу продаж авторы обращают внимание на то, что системно организованные дегустации при охвате значительного количества покупателей целевого сегмента дают кроме краткосрочных результатов еще и долгосрочный эффект. Поэтому дегустации можно рассматривать еще и как механизм инвестирования в имидж предприятия производителя и его торговую марку, преследующий цель - создать имидж марки и приобрести капитал известности, что со временем обеспечит лучшие гарантии взаимодействия с посредниками.
Дегустации различных видов продовольственной продукции чаще всего проводятся в сети розничной торговли: крупные универмаги и универсамы, гастрономы, специализированные магазины. Как правило, это регулярные еженедельные акции по три или два дня в неделю. Чаще всего их организуют в дни и часы наибольшей активности покупателей. Для большинства торговых точек, по данным многолетних наблюдений, это четверг и/или пятница с 16.00 до 20.00 и суббота с 13.00 до 17.00.
Подобным образом организованные дегустации призваны: ознакомить по возможности как можно большее число потребителей с дегустируемыми видами продукции и увеличить объемы их реализации.
Ассортимент продукции, представляемой на дегустации, как правило, включает 4—6 наименований для каждой торговой точки. При составлении ассортимента принимаются во внимание следующие факторы:
♦ наличие новой продукции, выводимой на рынок (атака нового целевого сегмента);
♦ наличие продукции, ранее не продававшейся в торговой точке (защита целевого сегмента);
♦ спад продаж по определенным видам продукции в данной торговой точке («разогрев» целевого сегмента);
♦ обязательное наличие продукции из разных ценовых диапазонов (сегментация по выгодам);
♦ наличие продукции, которая является аналогом продукции конкурентов (отвоевывание доли рынка у конкурента).
В соответствии с перечисленными условиями (факторами) ассортимент для конкретной торговой точки может формироваться следующим образом:
■ 2-3 наименования предлагаются самим производителем и чаще всего являются обязательными для всех торговых точек;
■ 2-3 наименования предлагаются менеджерами по продажам по согласованию с администрацией магазинов.
Такой подход позволяет учитывать интересы и производителя и организаций розничной торговли, гибко реагировать на конъюнктуру рынка и своевременно принимать меры исходя из поставленных задач и складывающейся ситуации. Требования к нарезке продукции в приложении 2.
Дегустационные группы могут включать от 6—7 до 10—11 человек демонстраторов, включая и руководителя группы. Все демонстраторы обязательно проходят необходимую подготовку, проводимую главным технологом предприятия и специалистом-психологом. Подготовка демонстраторов на крупных предприятиях все чаще проводится специализированными фирмами по целевым (заказываемым предприятием) программам. Так, в Санкт-Петербурге 18-20-часовой курс тренинга обходится примерно 100$ на 1 обучаемого. Сотрудниц, проводящих дегустации, в больших компаниях обычно держат в постоянном штате. Требования, предъявляемые к демонстратору, находятся в приложении 1. Их количество зависит от интенсивности и продолжительности различных кампаний по продвижению, запланированных фирмой. Их месячная зарплата, как правило, довольно низкая: от 2000 до 4000 рублей. Это обусловлено тем, что кроме руководителя группы демонстраторов все остальные работают 2—3 дня в неделю. В приложении 3 дается вступительная речь дегустатора.
По результатам проведения акций ежемесячно руководитель дегустационной группы предоставляет начальнику отдела маркетинга отчет. В него включается первичная информация, собранная дегустаторами для маркетологов по заранее разработанным для этого форматам. Кроме того, информация о динамике объемов продаж, как правило, за 4—5 недель: за неделю до проведения дегустации, о динамике объемов во время проведения дегустации и их изменении через 2 недели после акции. При правильно спланированных акциях и бесперебойном подвозе полного ассортимента дегустируемой продукции объемы продаж в среднем увеличиваются от 2 до 4 раз. Несмотря на существенный эффект от бесплатных проб продукта, после прекращения кампаний последний в течение нескольких месяцев, а то и недель начинает плавно падать, кстати сказать, равно как и после любых других рекламных акций.
График проведения дегустаций составляется отделом маркетинга продаж предприятия совместно с менеджерами по продажам самого предприятия и/или торгового дома, являющегося официальным дистрибьютером данной продукции Наиболее предпочтительными пунктами при выборе места времени проведения акций являются, как это отмечалось ранее, пункты с наибольшим потоком покупателей через торговую точку. Практика проведения дегустаций показывает, что одновременно должны работать 3—5 бригад по 2 человека в каждой. Опыт проведения дегустаций в мегаполисе показал - каждый район города в среднем охватывается за 1-недели. Таким образом, за три месяца акция позволяет охватить все наиболее привлекательные районы города.
Расходы на организацию и проведение дегустаций состоят из двух основных статей: инвестиционные одноразовые вложения и переменные расходы непосредственно на проведение акций. Первые связаны с обеспечением бригад демонстраторов всем необходимым, включая теоретическую подготовку и тренинг. Вторые возникают при доставке продукта точки проведения акций и его расходования во время дегустаций.
Ориентировочная смета инвестиционных и переменны расходов на дегустации представлена в табл. 10.1.
Исходя из приведенных цифр, можно со всеми на то основаниями утверждать, что дегустация является относительно недорогим способом продвижения продукции, особенно по сравнению с рекламой в центральных средствах массовой информации. Последнее утверждение некоторыми маркетологами оспаривается, но любой читатель может сам сравнить расходы на разовую акцию в средствах массовой информации с теми данными, что приведены в табл. 10.1.
Не следует забывать о том, что дегустации еще и воздействуют непосредственно на целевую группу покупателей (в колбасный магазин не заходит тот, кому нужны конфеты). По этой причине можно говорить о дегустации как об одном из наиболее эффективных способов продвижения продукта (табл. 10.2).
Таблица 10.1
Смета инвестиционных и переменных расходов на дегустации
Статья расходов | Цена | Количество | Сумма | ||
| (USD)|(Py6.) |
| (USD)|(Py6.) | ||
Инвестиционные расходы | |||||
Специальное оборудование |
|
|
|
|
|
Стойки дегустационные в фирменном исполнении | 300 | 9000 | 5 шт. | 1500 | 45000 |
Спецодежда |
|
|
|
|
|
Спецодежда: фартуки, косынки или кепи в фирменном исполнении | 15 | 450 | 10 шт. | 150 | 4500 |
Рабочий инвентарь |
|
|
|
|
|
Доски разделочные | 2 | 60 | 10 шт. | 20 | 600 |
Кастрюли | 8 | 240 | 5 шт. | 40 | 1200 |
Электроплитки | 10 | 300 | 5 шт. | 50 | 1500 |
Удлинители (7-10 м) | 6 | 180 | 5 шт. | 30 | 900 |
Ножи | 5 | 150 | 10 шт. | 50 | 1500 |
Средства связи |
|
|
|
|
|
Пейджер | 100 | 3000 | 1 шт. | 100 | 3000 |
Обучение персонала |
|
|
|
|
|
Основы психологии продаж, поведения потребителей и работы с их возражениями (15-20-часовой курс) | 100 | 3000 | 11 человек | 1100 | 33000 |
ИТОГО |
|
|
| 3000 | 95000 |
Переменные расходы | |||||
Расходный материал на одну точку |
|
|
|
|
|
Продукт А |
| 50 | 2 кг |
| 100 |
Продукт Б |
| 60 | 2 кг |
| 120 |
Продукт В |
| 70 | 2 кг |
| 140 |
Продукт Г |
| 80 | 2 кг |
| 160 |
Продукт Д |
| 90 | 2 кг |
| 180 |
Тарелки одноразовые, салфетки, зубочистки |
|
|
|
| 300 |
Всего |
|
|
|
| до 1000 |
Транспорт |
|
|
|
|
|
Рабочий день автомобиля «Газель» на 5 торговых точек |
| 800 | 1 шт. |
| 800 |
ИТОГО (за 3 раза в неделю, 4 недели, 5 торговых точек) |
|
|
|
| до 70000 |
Таблица 10.2
Сценарий проведения дегустации
№ | Мероприятие | Срок | Исполнитель |
| Подготовка дегустации |
|
|
1 | Прибыть в торговую точку для проведения дегустации | За 30 минут до начала акции | 2 демон- |
? | Подготовить рабочее место: | стратора | |
| установить стойки |
|
|
| подготовить рекламную продукцию |
|
|
| одеться в униформу (см. приложение 1) |
|
|
| подготовить расходный материал (зубочистки, салфетки, одноразовую посуду) |
|
|
| приготовить продукцию, нарезать ее (см. приложение 2) |
|
|
| Проведение дегустации: |
|
|
3 | Выложить продукцию и расходные материалы | К моменту начала | Дегустатор |
| на дегустационной стойке | акции |
|
4 | Громко и ясно пригласить покупателей на дегустацию | В течение всего времени акции каждые 10 мин |
|
|
|
| |
| своевременно подрезать продукцию или разогревать сосиски,сардельки | К моменту начала акции и по мере необ- |
|
|
| ходимости |
|
| информирование покупателя о потребительских качествах продукции (см. приложение 3) | В течение всего времени акции |
|
| заполнять анкеты |
| |
| следить за правильностью выкладки продукции на прилавках магазина |
| |
| быть приветливым, улыбаться |
| |
| расходовать продукцию в соответствии с |
|
|
| установленными нормами |
|
|
| следить за чистотой рабочего места |
| |
| оформлять документы (товарно-транспортная накладная, договор о проведении дегустации и акт) |
|
|
| Заключительный этап |
|
|
5 | Демонтировать рабочее место: | По окончании акции | Демонстратор |
| убрать весь расходный материал |
|
|
| разобрать рабочую стойку |
|
|
| убрать оставшуюся продукцию в холодильник (если необходимо) |
|
|
| собрать весь рабочий инвентарь |
|
|
| согласовать с руководством торговой точки вопросы сохранности стойки и рабочего инвентаря |
|
|
| транспортировка оборудования в другую торговую T04KJ |
|
|