Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 19:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций на основе анализа эффективности товарного ассортимента в женском отделе магазина модной одежды «ZARA».
Задачи:
1) изучить теоретические основы по формированию товарного ассортимента на предприятии и методах оценки его эффективности;
2) провести анализ для данного магазина (выявить конкурентов и потребителей);
Введение…………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента………5
1.1 Понятие товара, его характеристики и классификация……………5
1.2 Понятие товарного ассортимента и его показатели………………..8
1.3 Методы оценки эффективности товарного ассортимента………..11
2. Формирование товарного ассортимента на предприятии…………….16
2.1 Характеристика объекта исследования……………………………16
2.2 Анализ рынка……………………………………………………..…18
2.3 Анализ товарного ассортимента…………………………………...22
2.4 Разработка рекомендаций………………………………………..…28
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..32
Магазины в Новосибирске: ТРЦ Аура, СТЦ Мега и отдельный магазин в центре города на улице Вокзальная магистраль.
Проанализируем конкурентов и магазин «ZARA». В первую очередь, эти магазины являются конкурентами по ценовой категории. Товары, представленные под этими марками также как и товары «ZARA» имеют близкие цены.
Следующий момент это стиль представленной одежды. Здесь магазин «ZARA» очень близок с маркой «Mangо», так как и тот и другой бренд ориентируются на высокую моду. В то время как другие конкуренты используют иные стили, так «Benetton» предпочитает использовать очень яркие цвета в своих коллекциях.
Магазин «ZARA» практически не использует рекламу в своей деятельности, исходя из концепции, компания здесь действует по принципу из «уст в уста», можно сделать вывод, что данный принцип работает, так как популярность магазина только растет.
В ноябре – декабре 2009 года специалистами компании «МаркетМастерс» был проведен опрос 800 человек, целью которого являлось изучение особенностей потребительского поведения и покупательских предпочтений потребителей на рынке одежды г.Москвы [10].
По результатам данного опроса были выявлены основные характеристики клиентов сети магазинов «ZARA».
Рис. 4 Возрастные характеристики клиентов магазина «ZARA», лет
Рис.5 Доходные характеристики клиентов, %
Рис. 6 Наиболее важные характеристики одежды для клиентов магазина, %
Рис. 7 Максимально допустимые цены на некоторые предметы одежды для клиентов магазинов «ZARA», рубли
Таким образом, после проведенного анализа конкурентов и потребителей мы оценили ситуацию на рынке для магазина «ZARA».
2.3 Анализ товарного ассортимента
Товарный ассортимент магазина «ZARA» включает в себя следующие виды товаров [11]:
Размерный ряд женского отдела делится на европейские и американские размеры. Европейский размер от 32 до 46, что соответствует русскому от 40 до 52. Американский размер XS (40-42), S, M, L, XL (48-50). Для обуви европейский размер соответствует русскому от 36 до 41. Рост одинаковый для всех моделей 170-175 см.
Товарный ассортимент магазина очень разнообразен, что позволяет учитывать вкусы и желания всех покупателей, следовательно, можно говорить о больших объемах продаж, значительном товарообороте и др.
Для оценки эффективности товарного ассортимента проведем SWOT-анализ его сильных и слабых сторон.
Таблица 2 – SWOT-анализ товарного ассортимента
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
|
|
Внешняя среда | |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
|
|
Установим возможные связи между отдельными позициями этих четырех списков.
«Силы - Возможности» - магазин пользуется большой популярностью у покупателей за счет своих модных коллекций, а значить расширение линейки размеров для некоторых видов товаров, может стать сильной стороной ассортимента, в том случае, если модели данных размеров, будут не очень хорошо продаваться, то можно использовать другую возможность - некоторую систему скидок. Базовые модели хорошо покупаются, а значит сделав их разнообразнее путем введения новых элементов, может способствовать укреплению сильной стороны.
«Слабости - Возможности» - слабую сторону использования синтетических тканей, можно развивать при помощи замены их не недорогие натуральные или исскуственные ткани такие как хлопок, вискоза. Необходимо разрабатывать новые модели, которые будут не похожи на другие для создания собственного стиля.
«Силы - Угрозы» - безусловно нельзя полностью устранить синтетические ткани, так как использование данных материалов создает сильную сторону в виде дифференциации цен, т.е. каждый клиент может найти то, что ему по карману. Мало кто имеет возможность покупать брендовые вещи, так как они стоят очень дорого, соответственно концепция магазина «быстрая мода» решает эту проблему, и тогда угроза использования в своих коллекциях чужие идеи, становится не такой страшной.
«Слабости – Угрозы» - любые слабые стороны в своем ярком проявлении могут стать угрозами для магазина одежды. Так например, не должны модели, произведенные из разных материалов, соответственно и с разными затратами стоить одинаково, так как состав любой вещи указан на этикетке, покупатель может сделать вывод о качестве изделия и не всегда в пользу производителя. Также если дизайнеры сети магазинов «ZARA» будут часто использовать какие-то элементы или же полностью модель из показов мировых дизайнеров это может сделать антирекламу для марки.
Далее, для оценки эффективности товарного ассортимента проведем портфельный анализ с использованием матрицы BCG.
Для построения матрицы используем следующую таблицу:
Таблица 3 – Показатели матрицы BCG для магазина одежды «ZARA»
за март 2011 г.
Наименование товара |
Объем реализации на отчетную дату, шт |
Объем реализации на отчетную дату, руб |
Темп роста к предыдущему месяцу, % |
Относительная доля в сбыте, % |
Брюки |
1282 |
2 418 446 |
62 |
30,6 |
Рубашки |
560 |
1 034 688 |
25 |
13,5 |
Юбки |
351 |
577 826 |
43 |
7,3 |
Платья |
547 |
1 231 734 |
-5 |
15,6 |
Пиджаки |
104 |
350 478 |
112 |
4,5 |
Жилетки |
20 |
35 679 |
26 |
0,5 |
Шорты |
73 |
109 960 |
71 |
1,4 |
Свитера |
547 |
656 335 |
29 |
8,3 |
Футболки |
925 |
729 452 |
10 |
9,3 |
Верхняя одежда |
163 |
614 930 |
-10 |
7,6 |
Аксессуары |
101 |
114 587 |
12 |
1,5 |
Итого |
4673 |
7 874 115 |
- |
100 |
На основе таблицы получаем следующий график:
Рис. 8 Матрица BCG для магазина «ZARA»
На основе полученного графика можно выделить следующие категории товаров:
«Звезда» - товары, темп роста которых, с каждым месяцем как правило увеличивается и которые составляют большую долю от общего объема продаж. К таким товарам относятся: брюки.
«Дойная корова» - темп роста товаров низкий, но доля в сбыте большая. К таким товарам относятся: платья, рубашки, футболки, свитера, верхняя одежда, юбки.
«Дикие кошки» - товары с быстрым темпом роста, но маленькой долей в объема продаж. В данном случае таким товаром являются пиджаки, шорты.
«Собака» - товары с низким темпом роста и низкой долей в объеме продаж. Это следующие товары: аксессуары, жилетки.
Все предметы товарного ассортимента имеют сезонный характер, поэтому матрица БГК дает анализ только относительно предыдущего месяца. Так здесь некоторые виды товарного ассортимента могут постоянно переходить из одной категории в другую.
2.4 Разработка рекомендаций
На основе выполненного анализа эффективности использования товарного ассортимента, при помощи SWOT – анализа и построения матрицы BCG, можно разработать следующие рекомендации.
Заключение
Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения. Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.
Грамотно сформированный товарный ассортимент на предприятии является половиной успеха его деятельности, поэтому в своей курсовой работе я задалась целью провести анализ эффективности товарного ассортимента в женском отделе магазина модной одежды «ZARA».
Прежде чем перейти к практической части своей курсовой работы, я изучила теоретические основы по данной теме.
Следующим шагом было проведение анализа ситуации на рынке. Здесь, были выделены главные конкуренты магазина: MEXX, Mango, Benetton. На основе сравнительного анализа был выделен ряд преимуществ магазина ZARA: постоянное обновление ассортимента (не реже 2 раз в неделю), действие по уникальному принципу «быстрая мода». Целевой аудиторией магазина являются женщины в возрасте от 26 до 35 лет, с уровнем среднемесячного дохода от 15 000 до 40 000 рублей, также довольно активные потребители одежды.
Далее при помощи SWOT-анализа я выделила слабые и сильные стороны, возможности и угрозы товарного ассортимента магазина.
Как показал анализ с использованием матрицы БКГ, все виды товаров можно разделить на 4 группы. К товарам «звезды» относятся брюки; «дойные коровы» - платья, рубашки, футболки, юбки, свитера, верхняя одежда; «дикие кошки» - пиджаки, шорты; «собаки» - аксессуары, жилетки. Большинство товаров являются «дойными коровами». Пусть эти товары и не имеют быстрого темпа роста, но зато занимаю большую долю в объеме продаж.
На основе анализа эффективности товарного ассортимента я разработала некоторые рекомендации, касающиеся состава ткани и качества изделий, расширения размерного ряда, усовершенствования базовых моделей, рационального применение мерчендайзинга и прочие. Эти рекомендации могут повысить эффективность товарного ассортимента, с целью повышения объема продаж.
Список использованных источников
Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии