Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:08, реферат

Описание работы

Целью моей работы является выяснить основные направления и суть франчайзинга, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга и франчайзинговых систем, методы их работы.
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс», «Шелл», «Макдональдс» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………..2

2. Сущность, основные понятия……………………………………3
3. История развития…………………………………………………5
4. Виды франчайзинга………………………………………………6
5. Виды франчайзинговых систем…………………………………8
6. Перспективы развития в России……………………………….9
7.Заключение………………………………………………………..11
8.Список литературы………………………………………………12

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

1.Введение……………………………………………………………..2

 

2. Сущность, основные понятия……………………………………3

3. История развития…………………………………………………5

4. Виды франчайзинга………………………………………………6

5. Виды франчайзинговых систем…………………………………8

6. Перспективы развития в России……………………………….9

7.Заключение………………………………………………………..11

8.Список литературы………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Целью моей работы является выяснить  основные направления  и суть франчайзинга, для чего будут  рассмотрены основные виды франчайзинга и франчайзинговых систем, методы их работы.

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными  знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс», «Шелл», «Макдональдс»  и многих других. Эти товарные знаки  однозначно ассоциируются у нас  с определенным производителем, имеющим  высокую репутацию, и косвенно указывают  на высокое качество товаров и  услуг.

Одним из эффективных каналов  дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и  по всему миру, является малоизвестный  у нас франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?”  к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного  явления. Те, кто знаком с франчайзингом, несомненно, удивятся, узнав, что в  США каждое второе предприятие малого бизнеса в начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга.

.

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сущность, основные  понятия франчайзинга

 

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

 

Франчайзинг - как правило, регулируется главой 54 ГК РФ. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.  
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).

В России, франчайзинг не всегда подразумевает использование  договора коммерческой концессии в  основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться  следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других.

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.

Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.

 

 

 

 

 

 

 

3.История развития

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего  право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечения  лучшего сбора налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено  удерживать у себя существенную часть  сборов.

Современный франчайзинг  является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический  термин "франшиза" в США и  Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а  в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой  Англии король предоставлял знати различные  права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые  власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние  франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Сейчас на потребительский рынок России проникает новая модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг. В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными  знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются  у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и  косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных  каналов дистрибуции, по которому эти  товары распространяются внутри стран  и по всему миру, является франчайзинг.

 

4.Виды франчайзинга

Важным составным элементом  успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ  и возможных рисков при его  использовании. Франчайзинг может  быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг  может рассматриваться также  и как соглашение, при котором  производитель или единоличный  распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или  услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен  на получение от них платежей при  условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

1. Франчайзинг  продукта (или товарный франчайзинг)

Чаще всего используется в сфере торговли. При этом виде отношений франчайзи приобретает  право продавать на льготных условиях товар, произведенный франчайзером под своим фирменным знаком, а  также осуществлять его (товара) послепродажное сервисное обслуживание. Технология продаж, правила использования бренда, ассортимент товаров и услуг  жестко оговариваются франчайзинговым  договором.

Со своей стороны, производитель  и держатель марки осуществляет финансовую поддержку продавца (при  покупке последним недвижимости и оборудования), передает ему маркетинговые  и рекламные технологии, оказывает  помощь в обучении персонала. Примером такого вида франчайзинга служит продажа автомобилей, бензина, бытовой техники.

 

2. Производственный  франчайзинг

В этом случае франчайзи  получает право самостоятельно производить  и продавать товар под фирменным  именем франчайзера. Ему передается запатентованная технология производства, основное сырье и некие секретные  ингредиенты, производимые франчайзером самостоятельно. Договор регламентирует требования к качеству, соблюдению технологии, квалификации персонала, объемам  производства и продаж, отчетности. Франчайзер предоставляет на льготных условиях оборудование, содействует  в организации производства и  продаж, обучении персонала, проведении рекламной компании.

Чаще всего от вид используется фирмами — производителями безалкогольных напитков.

3. Сервисный франчайзинг

Предполагает передачу права  на осуществление определенного  вида деятельности под фирменным  знаком франчайзера. Обычно это предоставление каких–либо услуг. Передается оборудование, специфика работы с клиентами, система  продаж, рекламные и маркетинговые  технологии.

Как и в предыдущих случаях, франчайзер осуществляет всестороннюю поддержку и постоянный контроль за деятельностью «младшей» фирмы. Примером может служить сеть химчисток.

4. Франчайзинг  бизнес-формата, или деловой франчайзинг

В этом случае предметом  переуступки становится право осуществлять бизнес в соответствии с отработанной франчайзером моделью и под его  брендом. По сути «младшая» фирма  становится точной копией «старшей»  и потребителем идентифицируется как  часть единой корпоративной системы.

Договор сопровождается пакетом  документов, где детальнейшим образом  описывается технология ведения  бизнеса. Даются подробные рекомендации по выбору недвижимости (местоположение, стоимость аренды), оформлению интерьера (цветовая гамма, стиль мебели, освещение), подготовки персонала (обучение, должностное  соответствие, стиль поведения, униформа). Выдерживаются единые параметры  в производстве, рекламной политике, отношениях с поставщиками, ведении  отчетности.

Франчайзер оказывает  финансовую, техническую, информационную поддержку и осуществляет постоянный контроль за соблюдением всех условий  договора франчайзинга. Пример - сети ресторанов быстрого питания.

Деловой франчайзинг в  последнее время получил наибольшее распространение и признается самым  перспективным и «кризисоустойчивым»  видом ведения бизнеса.

 

 

 

 

 

5.Виды франчайзинговых систем

Франчайзинговые системы  принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут объединять:

производителя с производителем;

производителя с оптовым  торговцем;

производителя с розничным  торговцем;

оптового торговца с оптовым  торговцем;

оптового торговца с розничным  торговцем;

розничного торговца с  розничным торговцем;

предприятие обслуживания с  предприятием обслуживания.

Рассмотрим франчайзинговые  системы, соединяющие производителя  с производителем. Предположим, фирма  по производству химических веществ  патентует новый способ производства аммиака. Поскольку данный процесс  снижает стоимость производства аммиака, допустим, на 20%, другие химические фирмы могут выразить желание  применять его.

Лицензия дала бы им право  использования нового технологического процесса в обмен на комиссионное вознаграждение, роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При  системе франчайзинга, связывающей  производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают  почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной  разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

Информация о работе Франчайзинг