Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить молодежный рынок труда на примере Пензенского региона, его функционирование и характерные особенности, так как молодежь – это наиболее перспективная группа в составе трудоспособного населения, ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели.
Введение
Глава 1. Рынок труда молодежи в современной экономике России.
1.1. Характерные особенности молодежи как социальной группы.
1.2. Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика.
Глава 2. Состояние рынка труда молодежи в Пензенском регионе.
2.1. Функционирование молодежного рынка труда в регионе.
2.2. Занятость молодежи на рынке труда Пензенского региона: анализ ситуации и перспективы.
Глава 3. Государственная программа Пензенской области: «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 года». Цели и задачи.
Заключение
Список литературы
Рынок труда молодежи, как и рынок труда в целом, - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько в современном толковании сфера социального партнерства, компромиссов и договоренностей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы по поводу условий труда, режим занятости, цены труда и т.п. Государство призвано организовывать цивилизованный диалог субъектов рынка труда. Но ему еще предстоит в полной мере освоить эту функцию.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда молодежи оказывает решающее воздействие на цену способности к труду, а также на уровень занятости в целом. Обществу и, следовательно, органам власти приходится выбирать между альтернативой: высокая занятость (низкая безработица) – при невысокой средней зарплате или уменьшение уровня занятости (высокая безработица) – при более высокой средней зарплате.
Все указанные характеристики – результат партнерского взаимодействия субъектов рынка труда и молодежи. Субъектами рынка труда молодежи выступают все держатели товара, имеющего спрос с ее стороны: предприниматели, включая государство, со своими капиталами, собственники основных фондов и недвижимости, оборотных средств, рынка услуг, в том числе по ее обучению. Молодые наемные работники выходят на рынок труда со своим специфическим товаром – рабочей силой или способностью к труду.
В зависимости от масштаба развития рыночных отношений и охватываемого рынком контингента из числа молодежи можно различать:
а) федеральный рынок труда молодежи, субъектом которого выступает государство в лице своих структур;
б) региональный (территориальный) рынок труда молодежи, субъектами которого, естественно, выступают от лица государства, региональные структуры федеральной службы занятости;
в) местный рынок труда молодежи в городах, районах, поселках и селах, субъектами которого являются различные работодатели основного звена экономики, юноши и девушки, ищущие работу.
В качестве переходной формы может существовать частично регулируемый рынок труда молодежи. Например, когда трудовое законодательство охватывает какую-то часть (фрагмент) системы взаимоотношений работник-работодатель: минимальную оплату (почасовые расценки), ограничивает продолжительность непрерывной суточной занятости, или трудовых отпусков и т.д. Вместе с тем единой государственной нормативно-правовой базы для осуществления последовательных установок государственной политики занятости пока нет. Самую высокую степень управляемости имеет организованный рынок труда. Он, как правило, структурирован, то есть имеет под собой систему специальных молодежных учреждений и организаций, призванных содействовать адаптации юношей и девушек к требованиям рынка труда.
Специфичность функционирования рынка труда молодежи в значительной мере связана с объективно имеющимися социальными, демографическими и другими различиями внутри самого контингента молодежи. Здесь достаточно четко выделяются подростки – до 18 лет, собственно молодежь 18-24 года и молодые люди 25-29 лет. Верхняя граница у подростков определяется достижением политического статуса и объективной возможностью получения полного среднего образования, а также полного социально-трудового статуса. В социальной структуре общества со времен перестройки возникли качественно новые группы и новые тенденции ее изменения. Молодежь в различной степени принадлежит к каждой из социальных групп, как по своему социальному происхождению, так и социальному положению. Юноши и девушки различаются по материальным возможностям, интересам и системе ценностей, образу жизни. Принадлежность к различным социальным группам общества в значительной степени предопределяет особенности поведенческих предпочтений внутри рынка труда молодежи.
Финансовая поддержка семьи позволяет части выпускников школ очно продолжать свое обучение, а другой ее части при неудачном поступлении в институты, готовиться к следующей попытке, находясь на попечении родителей. Молодые люди из обеспеченных семей обладают возможностью более требовательно относиться к поиску устраивающего их рабочего места. Кроме того, как правило, в таких семьях родители или родственники оказывают значительную помощь в трудоустройстве с целью приработка и после окончания учебы. Те, кто не имеет достаточной финансовой поддержки со стороны семьи, в своем большинстве вынуждены ограничивать сроки очного обучения и нередко оказываются среди социально-незащищенной части населения. Они готовы на любую, в том числе и низкооплачиваемую малоперспективную работу, что для многих из них предопределяет всю дальнейшую жизнь. То есть, молодых людей отличают разные стартовые условия по материальной обеспеченности семей, что во многом объясняет мотивацию их поведения на рынке труда.
В настоящее время характерно и существование относительно заметной группы молодых людей, отказывающихся как от продолжения учебы, так и от постоянной работы. Сюда относятся как проживающие на иждивении дети состоятельных родителей, так и молодые люди без специальности, потерявшие надежду в получении достойной работы и «перебивающиеся» случайными заработками.
Внутри рынка труда молодежи существуют особенности, вызванные возрастными характеристиками.
Специфика 16-18 летних заключается в относительно начальном этапе социализации личности молодых людей, становлении их профессиональной ориентации.
Для 19-24 лет характерно обладание профессиональным образованием, и ярко выраженным стремлением к экономической самостоятельности.
Значительную долю молодежи 25-29 лет составляют выпускники высших учебных заведений. Специфика проблемы их занятости в значительной мере заключена в противоречии между условиями начала и конца обучения, а также определенной инертностью системы высшего профессионального образования, из-за чего часть полученных знаний оказывается устаревшей и невостребованной в обществе.
В то же время, наличие высшего образования вкупе с присущей молодежи высокой мобильностью и адаптационными способностями в условиях резко возросшей значимости овладения и творческой переработки информации объективно приводит к тому, что эта категория молодежи обладает максимальной способностью к увеличению стоимости накопленной суммы знаний, и следовательно, к повышению конкурентоспособности молодой рабочей силы в условиях повышения интеллектуального труда.
Внутри рынка труда молодежи
существует и дифференциация по качеству
рабочей силы и ее профессионально-
Принципиальные отличия рынка труда молодежи выражаются в качественных особенностях рабочей силы подростков, юношей и девушек, что наиболее ярко выражается характеристикой уровня их конкурентоспособности.
С одной стороны, молодежи объективно свойственна относительно низкая конкурентоспособность. На рынке труда она обусловлена:
- недостатком профессиональных знаний;
- отсутствием необходимой
квалификации и трудовых
- желанием реализации возможности совмещения труда и учебы, пользованием рядом льгот, что создает дополнительные проблемы для предприятия и работодателя.
С другой стороны, молодежь отличается от старшего поколения следующими позитивными характеристиками:
- способностью к более
быстрой и безболезненной
- динамичностью, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного, к самосовершенствованию;
- относительно высоким уровнем общего образования, что делает доступными для нее мировые достижения науки и техники, а также информатики и электроники, новые неизвестные ранее профессии, сферу деятельности за рубежом;
- специфическими
Однако эти и другие факторы, способствующие повышению уровня конкурентоспособности молодых людей на рынке труда, требуют постоянной поддержки и развития со стороны государства и его органов. Особенно это важно на самых ранних стадиях формирования личностных установок как на уровне общего и профессионального образования, профессиональной ориентации и содействия во включении юношей и девушек в производственную сферу, так и на уровне активного воздействия на формирование у них новой системы жизненных ценностей, потребностей и интересов.
Молодежь является ярко выраженной «группой риска» из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Сложившиеся условия выводят молодежь из сегмента эффективной занятости, что влечет за собой вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение.
В настоящее время выделены следующие основные проблемы, которые препятствуют согласованию интересов современной системы образования и рынка труда, и которые характерны практически для всех российских регионов:
- низкий уровень материально-
- недостаточно гибкое
реагирование учреждений
- низкое качество подготовки
выпускников учреждений
- разрушение взаимодействия
школа – профессиональное
Ситуация рассогласования спроса и предложения на региональных рынках труда усугубляется снижением спроса на услуги профессиональных образовательных учреждений со стороны молодежи, что обусловлено падением престижности рабочих профессий и сложного экономического положения предприятий материального сектора. Снижение численности приема учащихся, наблюдаемое за последние годы на фоне роста общей численности поколения молодежи, подтверждает изменение ориентаций современной молодежи на более высокий образовательный статус.
Глава 2. Состояние рынка труда молодежи в Пензенском регионе.
2.1. Функционирование молодежного рынка труда в Пензе.
Рынок труда является важнейшим звеном любого этапа развития региона и страны в целом, но в эпоху коренных перемен, радикальных реформ эта проблема становится ключевой. Кадров с институтским дипломом у нас хватает. Работодатели все чаще обращаются с просьбой усилить требования к качеству подготовки молодых специалистов: они должны иметь первоклассную квалификацию и опыт работы; а молодежь, в свою очередь, хочет за это высокую заработную плату.
Сегодня рынок труда информационно ассиметричен. Работодатель не владеет точной и достоверной информацией о количестве и качестве рабочей силы, присутствующей на рынке, и безработные тоже не осведомлены о наличии свободных рабочих мест на предприятиях. Значительные массы людей, занятые в прежних отраслях экономики и оказавшиеся вытесненными из них, вынуждены перемещаться в другие предприятия и отрасли, переобучаться, заводить собственное дело или становиться «хроническими» безработными.
Основные задачи, поставленные перед службами занятости, - информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; подбор подходящей работы и специалистов требуемой квалификации; оказание консультационных и профильных услуг; проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест; направление граждан на профессиональную подготовку и переподготовку. Реализация специальных программ по содействию занятости (временная занятость и общественные работы, содействие предпринимательству, социальная адаптация граждан на рынке труда в рамках программ «Клуб ищущих работу», «Новый старт» и др.). Участие в квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи, а также в резервировании отдельных видов работ для остальных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите; содействие переселения молодежи в другую местность, в том числе сельскую, в целях трудоустройства; материальная поддержка безработных граждан.