Инновационная активность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая относительно аналогичных показателей в других странах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……...3
1. Теоретические основы инновационной активности предприятия ………………………………………………...…………………………………....4
1.1. Инновационная активность: сущность и содержание……………...4
1.2. Содержание элементов инновационной активности предприятия..5
1.3. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятия……………………………………………...7
1.4. Оценка инновационной активности предприятий………………...13
2. Практическая часть…………………………….…………………………16
2.1. Дерево целей………………………………………………………..16
2.2. Классификация рынков…………………………………………….17
2.3. Классификация спроса……………………………………………..18
2.4. Характеристика работ необходимых для реализации инновации………………………………………………………………….19
2.5. Эффект от реализации продукции………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Инновационная активность предприятия.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра «Управление строительством»

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине:

 «Управление инновационной деятельностью»

на  тему:

«Инновационная активность организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы 3131б

Пыринова А.Е.

               Руководитель асс. Аверина Т.А.

Работа защищена «___» _________ 2012 г

с оценкой ________ (подпись)________.

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...3

  1. Теоретические основы инновационной активности предприятия ………………………………………………...…………………………………....4
    1. Инновационная активность: сущность и содержание……………...4
    1. Содержание элементов инновационной активности предприятия..5

    1. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятия……………………………………………...7
    2. Оценка инновационной активности предприятий………………...13
  1. Практическая часть…………………………….…………………………16
    1. Дерево целей………………………………………………………..16
    2. Классификация рынков…………………………………………….17
    3. Классификация спроса……………………………………………..18
    4. Характеристика работ необходимых для реализации инновации………………………………………………………………….19
    5. Эффект от реализации продукции………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата  в российской экономике начали активно  в начале 80-х годов, еще до распада  Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая относительно аналогичных показателей в других странах.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Инновационная активность напрямую зависит от возможности этого предприятия конкурировать на российском и мировом рынке. Чем выше активность, тем более успешно предприятие в своёй деятельности, следовательно предприятие более конкурентоспособно.

Данный курсовой проект на тему «Инновационная активность предприятия написан с целью рассмотрения вопросов, связанных с инновационной активностью предприятий в России и их конкурентных преимуществах и недостатках. А именно: определение и содержание понятий «инновационная активность» и «конкурентные преимущества», факторы влияющие на инновационную активность, методические основы управления конкурентными преимуществами.

Структура данной работы состоит из введения, двух (включая практическую часть) глав, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. Теоретические основы инновационной активности предприятия
  2. Инновационная активность: сущность и содержание

 

Инновационная активность - самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Активность деятельности коммерческой организации - это такая  ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Почему при одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале у разных руководителей, разных организаций разные результаты? Это объясняется разной активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

Какие при этом черты  инновационной деятельности должен отражать признак «инновационная активность»? Это две составляющие:

Во-первых, инновационная  деятельность должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды).

Во-вторых, инновационная  деятельность должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность инновационная деятельность.

В стратегическом плане  инновационная активность определяется следующими пятью показателями:

  1. качеством инновационной стратегии конкуренции;
  2. уровнем мобилизации инновационного потенциала;
  3. уровнем привлеченных капиталовложений - инвестиций;
  4. уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений;
  5. обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане  инновационная активность выражается двумя показателями:

  1. соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
  2. скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

  • Содержание элементов инновационной активности предприятия

  •  

     

    Содержание элементов  признака «инновационная активность»:

    1. Качество инновационной  стратегии конкуренции. Соответствие  стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

    2. Уровень мобилизации  инновационного потенциала. Проявленная  руководством способность привлечения  требуемого потенциала, способность  привлечь не только очевидную  и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

    3. Уровень привлеченных  капиталовложений - инвестиций. Проявленная  руководством способность привлечения  инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.

    4. Методы, культура, ориентиры,  используемые при проведении  инновационных изменений. Главное  - это применение в инновационной  деятельности концепций и методов,  направленных на получение реальных  конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирование на клиентах».

    5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.

    6. Соответствие реакции  предприятия характеру конкурентной  стратегической ситуации. Инновационная  ситуация определяется состоянием  объекта (предлагаемого новшества)  и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию:

    • реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее решению;
    • активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия;
    • планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
    1. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений.

     

     

  • Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятия
  •  

    Инновационный процесс  выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

    К объективным факторам следует отнести те факторы внешней  среды, которые обусловлены долговременными  тенденциями и не связаны с  волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

      • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
      • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
      • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
      • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
      • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла".

    Субъективную природу  имеют те факторы, действие которых  является прямым следствием сознательно  принятых решений, среди которых  следует выделить:

    - инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

    -      денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

    - стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

    -    поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.

    При этом объективные  и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и  образуют систему мотивации для  формирования инновационной стратегии.

    Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

    К глобальным факторам можно  отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

    Инновационный потенциал  предприятия представляется как  совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

    К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

    -  использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

    -  коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

    - лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

    Информация о работе Инновационная активность предприятия