Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая относительно аналогичных показателей в других странах.
Введение…………………………………………………………………..……...3
1. Теоретические основы инновационной активности предприятия ………………………………………………...…………………………………....4
1.1. Инновационная активность: сущность и содержание……………...4
1.2. Содержание элементов инновационной активности предприятия..5
1.3. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятия……………………………………………...7
1.4. Оценка инновационной активности предприятий………………...13
2. Практическая часть…………………………….…………………………16
2.1. Дерево целей………………………………………………………..16
2.2. Классификация рынков…………………………………………….17
2.3. Классификация спроса……………………………………………..18
2.4. Характеристика работ необходимых для реализации инновации………………………………………………………………….19
2.5. Эффект от реализации продукции………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...24
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
Кафедра «Управление строительством»
Курсовой проект
по дисциплине:
«Управление инновационной деятельностью»
на тему:
«Инновационная активность организации»
Выполнила
студентка группы 3131б
Пыринова А.Е.
Руководитель асс. Аверина Т.А.
Работа защищена «___» _________ 2012 г
с оценкой ________ (подпись)________.
Воронеж 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая относительно аналогичных показателей в других странах.
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Инновационная активность напрямую зависит от возможности этого предприятия конкурировать на российском и мировом рынке. Чем выше активность, тем более успешно предприятие в своёй деятельности, следовательно предприятие более конкурентоспособно.
Данный курсовой проект на тему «Инновационная активность предприятия написан с целью рассмотрения вопросов, связанных с инновационной активностью предприятий в России и их конкурентных преимуществах и недостатках. А именно: определение и содержание понятий «инновационная активность» и «конкурентные преимущества», факторы влияющие на инновационную активность, методические основы управления конкурентными преимуществами.
Структура данной работы состоит из введения, двух (включая практическую часть) глав, заключения и списка использованной литературы.
Инновационная активность - самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.
Активность деятельности коммерческой организации - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Почему при одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале у разных руководителей, разных организаций разные результаты? Это объясняется разной активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.
Какие при этом черты инновационной деятельности должен отражать признак «инновационная активность»? Это две составляющие:
Во-первых, инновационная деятельность должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды).
Во-вторых, инновационная деятельность должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность инновационная деятельность.
В стратегическом плане инновационная активность определяется следующими пятью показателями:
В тактическом плане инновационная активность выражается двумя показателями:
Содержание элементов признака «инновационная активность»:
1. Качество инновационной
стратегии конкуренции.
2. Уровень мобилизации
инновационного потенциала. Проявленная
руководством способность
3. Уровень привлеченных
капиталовложений - инвестиций. Проявленная
руководством способность
4. Методы, культура, ориентиры,
используемые при проведении
инновационных изменений.
5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.
6. Соответствие реакции
предприятия характеру
Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.
К объективным факторам
следует отнести те факторы внешней
среды, которые обусловлены
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
- инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
- денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;
- стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
- поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.
Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
- использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
- коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
- лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.