Инновационные идеи в деятельности библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Глобальность изменений в обществе побуждает представителей различных специальностей развивать инновационную деятельность, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути инновационных изменений. Сегодня многие российские организации "взяли курс" на реорганизацию собственной деятельности на основе инноваций. Не являются исключением и библиотеки.

Файлы: 1 файл

Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек111.doc

— 700.50 Кб (Скачать файл)

Омская государственная  областная научная библиотека   имени А.С. Пушкина

 

Инновационно-методический отдел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные идеи и технологии

в деятельности библиотек

 

Методические рекомендации 
к планированию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск   2012


УДК 02

ББК  78.34 (2 Рос)

  И 66

 

 

 

 

 

                                    Авторы-составители:

 

Акимова Ю.Ю., заведующая инновационно-методическим отделом ОГОНБ имени А.С. Пушкина

 

Дудина А.Ф. , ведущий методист иннновационно-методчиеского отдела ОГОНБ имени А.С. Пушкина

 

Емельянова  Ю.Н., главный библиотекарь инновационно-

методического отдела ОГОНБ  имени А.С. Пушкина

 

Ответственный редактор:

 

Пономарёва  Л.Г., заместитель директора по научной работе

 ОГОНБ имени А.С.  Пушкина

 

 

 

И 66

Инновационные идеи и  технологии в деятельности библиотек: методические рекомендации  
к планированию / Ом. гос. обл. науч. б-ка имени  
А.С. Пушкина; инновационно-методический отдел;  
авт. сост.: Акимова Ю.Ю.; Дудина А.Ф.;  
Емельянова Ю.Н. – Омск, 2012. – 104 с.

 

 

© Омская государственная  областная научная

библиотека имени А.С. Пушкина, 2012


 



Введение

Глобальность изменений  в обществе побуждает представителей различных специальностей развивать  инновационную деятельность, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути инновационных изменений. Сегодня многие российские организации "взяли курс" на реорганизацию собственной деятельности на основе инноваций. Не являются исключением и библиотеки. 

Освоение инноваций  как инструмента для развития библиотечно-информационной сферы страны развития представляется неизбежным. Пересматриваются многие традиционные методы библиотечной работы, возникает необходимость обновления и обогащения прежних теоретических и практических установок с тем, чтобы лучшим образом ответить на многочисленные вопросы времени.

Сегодня необходим поиск  рациональных способов управления изменениями, позволяющих предвидеть и предвосхищать  проблемы, прогнозировать развитие библиотеки, своевременно и качественно предоставлять  пользователю необходимую информацию, услугу или библиотечную продукцию. Специалистам библиотечного дела становится очевидно, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечат выполнение возложенной на них социальной миссии.

Эффективное использование инноваций - сложнейшая профессиональная задача библиотечного сообщества. Инновационные подходы к реализации поставленных задач требуют наличия у библиотечных специалистов знаний, умений и навыков, способствующих организации, управлению и осуществлению деятельности. Любой библиотечный специалист должен понимать содержание инновационных процессов, знать мировой уровень развития библиотечно-информационной науки, техники и технологий, уметь отслеживать тенденции их развития, владеть навыками инновационного проектирования. Когда инновация осознана, она становится нововведением - общим достоянием. Истинность инноваций заключается в их позитивном влиянии на качество обслуживания пользователей.

Библиотеки обладают самым перспективным и ежедневно  обновляемым ресурсом - информацией. Информация как фактор и ресурс устойчивого развития ценится за свое содержание, возможность многократно воспроизводится. Эти особенности информации реализуются с помощью материальных информационных средств, техники и информационной технологии. Новая концепция развития общества повышает значение и социальный статус библиотек в обеспечении доступа к накопленным человечеством знаниям. В этих условиях библиотека становится информационным "ядром" региона (зоны обслуживания) и наиболее демократичным источником доступа к информационным ресурсам.

Сегодня российские библиотеки сталкиваются со множеством ограничений:

  • сокращение государственных расходов на культуру как непроизводственную сферу поставило под угрозу численность персонала многих библиотек. Низкая заработная плата привела к оттоку молодых квалифицированных кадров из библиотек в коммерческие структуры, "старению" кадровых ресурсов;
  • снижение объемов государственного финансирования поставило перед библиотеками ранее нехарактерную для них задачу поиска дополнительных источников финансирования, развития методов фандрейзинга;
  • рост цен на печатную продукцию и новые информационные технологии обострил вопросы комплектования документальных фондов и ресурсного обеспечения библиотек;
  • изменение рыночной ситуации и появление конкурентоспособных продуктов коммерческих информационных организаций лишило библиотеки их естественной монополии, обострило проблемы качества услуг, предоставляемых библиотекой.

В связи с этим библиотека ведет поиск новых направлений деятельности. Сочетание общедоступности, многофункциональности и современных инновационных технологий в библиотеках не только открывает более эффективные возможности для обслуживания пользователей, но и требует новых подходов к планированию и оценке результатов работы.

Предлагаемые  методические рекомендации содержат характеристику некоторых вопросов, касающихся особенностей технологии и управления изменениями, критериев оценки эффективности инновационных процессов, применяемых в библиотечной практике, видов планирования, поэтапного описания процесса планирования. Основная задача рекомендаций: унифицировать, привести к единообразию, к единой структуре планы муниципальных библиотек области. Методические рекомендации включают такие приложения: форму годового плана центральной библиотеки, схему плана организационно-методической работы, перечень основных видов библиотечных услуг и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Влияние инновационных идей на планирование работы библиотеки

 

Отправной точкой для  осуществления инновационной деятельности любой библиотеки является ее инновационная политика, которая служит основой для разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов развития. Инновационная деятельность важна для любой библиотеки, независимо от ее профиля, масштабов и статуса. Поэтому, на наш взгляд, необходимость в разработке инновационной политики развития библиотеки стоит на повестке дня руководителя любого типа библиотек. Масштаб ее деятельности, статус и ресурсы, безусловно отразятся и на масштабах ее инновационной деятельности.

Любая инновация нацелена на эффект в будущем, поэтому инновационная  политика связана с планированием  перемен и включает в себя три  основных аспекта: выбор направлений  развития организации; перспективное  планирование; оперативное планирование. Инновационная политика формируется с учетом долгосрочных целей организации и имеющихся ресурсов.

Инновационным изменениям могут быть подвержены любые объекты: ресурсы, обслуживание (услуги/продукция), структура, социальные отношения. Потребность в инновациях определяется на основе изучения существующей ситуации, сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие организации, можно назвать SWOT-анализ.

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

 

S – сильные стороны 
внутренних ресурсов

W – слабые стороны,  
внутренние проблемы

Внутренний диагноз

1. 2. 3. ….

1. 2. 3. ….

О – внешние возможности  для развития

Т – внешние угрозы

Внешний диагноз

1. 2. 3. …

1. 2. 3. …


Заполняя окна S и W, вы анализируете сильные и слабые стороны своих внутренних ресурсов, и соответственно окна О и Т определяют внешние ресурсы, которые существуют за рамками библиотеки. При планировании работы мы должны использовать все сильные стороны (внутренние и внешние ресурсы) для дальнейшего развития библиотеки (окна S и О). Эти ресурсы необходимо направить на решение проблем (слабых внутренних и внешних сторон, окна W и Т).

Основным результатом  анализа инновационной ситуации является определение целей библиотечной деятельности. Они позволяют наметить стратегию и разработать тактику  изменений.

Цель – это то, к  чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Выбор цели должен рассматриваться с позиции решения конкретных проблем в определенной ситуации. Исходя из целей развития, формируются стратегии, определяются задачи инновационной деятельности, задаются направления для сбора информации, определяются и планируются мероприятия. Эффективная реализация целей и задач инновационной политики позволяет минимизировать затраты и повысить качество технологических, организационных и кадровых решений.

Считается, что цель будет  достигнута, если она четко определена и осмыслена всем персоналом, но практически недостижима, если она  конкретно не сформулирована, не отражена в организационных документах и не осмыслена всеми участниками изменений. При постановке цели есть определенные правила. Применительно к библиотечному делу основными из них являются следующие:

- цель должна подчеркивать  социальную значимость библиотеки, устанавливать реализацию ее  основного предназначения (миссии);

- отражать результат, достижение желаемой перспективы, а не процесс (движение к цели). Следует принимать во внимание тот факт, что цель, сформулированная в будущем времени, ставит перед библиотекой неопределенно длительную перспективу, которая не рассматривается сотрудниками как реальность;

- цель ставится в позитивном ключе. Формулировка цели должна усиливать мотивацию персонала библиотеки на ее достижение;

- цель требует конкретизации,  определения всех деталей, характеризующих особенности достижения.

Формулируя цель, следует  четко обозначить не только конечный результат, но и пути его достижения, конкретизировать цель в деталях, ответить на вопрос, как будет строиться деятельность, чтобы приблизить достижение результата. Чем более точно, конкретно и с большим количеством деталей будет описана цель, тем легче ее будет осуществить.

Приведем пример: Директор ЦБС на одном из совещаний поставил такую стратегическую цель: «наладить оперативный обмен информацией между методическим отделом Центральной библиотеки и библиотеками филиалами по организации и проведению культурно-массовых мероприятий к году истории в России». Периодически заведующие филиалами рапортовали, что «оперативный обмен информацией налажен». Когда же, наконец, директор ЦБС поинтересовался, в чем именно выражается этот обмен информацией, оказалось, что заведующие филиалов стали чаще разговаривать друг с другом, узнавая «как идут дела». Так как поставленная цель не соответствовала нескольким правилам, в частности, отсутствовал измеритель достижения цели, оказалось не понятно, как контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы.

Выход из ситуации. Директор ЦБС должен был сформулировать задачу следующим образом: «наладить оперативный обмен информацией между методическим отделом Центральной библиотеки и библиотеками филиалами по организации и проведению культурно-массовых мероприятий к году истории в России, а именно: еженедельно предоставлять в методический отдел ЦРБ отчеты о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый филиал должен включить в свой отчет)».

Следующим вопросом инновационной  политики является определение средств  достижения целей: цель разбивается на более четкие «подцели» (стратегические задачи) на несколько уровней, таким образом, получается «дерево целей». Технология этого процесса подробно рассмотрена как в отечественной, так и зарубежной библиотековедческой литературе. В соответствии с обозначенными подцелями может быть инициирована разработка различных видов инноваций:

  • технологических приемов регулирования читательских потоков, перенаправления запросов, межбиблиотечного взаимодействия (корпоративных проектов и др.); приемов модернизации библиотечного оборудования и создания зон функциональной разгрузки (для библиотекарей и для читателей); применения архитектурных и дизайнерских средств информационного ориентирования в читательских зонах библиотеки и т. д.;
  • продуктных: новых видов услуг/продукции и библиотечного сервиса. Например: предварительный заказ документов, электронная доставка документов, база данных по определенной тематике, путеводитель по информационным ресурсам и т.д.
  • организационных и социальных: порядок обучения сотрудников в автоматизированном режиме, механизм стимулирования и поддержания высокой культуры и качества обслуживания и т.п.

Информация о работе Инновационные идеи в деятельности библиотек