Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:42, курсовая работа
Глобальность изменений в обществе побуждает представителей различных специальностей развивать инновационную деятельность, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути инновационных изменений. Сегодня многие российские организации "взяли курс" на реорганизацию собственной деятельности на основе инноваций. Не являются исключением и библиотеки.
Идеи новшеств не формулируются на «пустом месте», а являются результатом анализа предложений различных категорий участников инновационной деятельности. Основой инновационного развития библиотек признаны информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение.
Для библиотек в качестве потенциальных инициаторов идей предлагается рассматривать:
Особую группу инициаторов инноваций составляют сотрудники библиотеки. Каждый библиотечный сотрудник ответственен за свое профессиональное развитие. Библиотека должна «встраивать» систему развития персонала в систему планирования, превращать обучение в составную часть организации библиотечного обслуживания и социальной политики.
В библиотеке должен действовать механизм предложения новых идей. Условиями его создания, по нашему мнению, являются:
Генерирование новых идей мало что дает, если последние не обобщены, не классифицированы, не систематизированы с выделением приоритетов, а затем не перешли в стадию внедрения. Не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и применимыми на практике. Важно упорядочить выбранные идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации, установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие - реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы результаты изменений позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем.
Постулаты библиотечной инновационности:
Инновационная политика библиотеки отражается в различного рода документах: стратегическом плане, целевых программах, инновационных проектах и проектах поддержки инновационной деятельности, текущих планах.
Определив цели и задачи развития библиотеки, объекты которые будут подвержены изменениям, дополнениям, можно приступать непосредственно к планированию.
2. Виды, методы планирования библиотечной деятельности
Планирование позволяет подготовить библиотеку к гибкому реагированию на изменения социокультурной ситуации.
Планирование библиотечной деятельности – одна из основных управленческих функций, включающая определение целей и задач учреждения, а также мер по реализации плановых заданий и показателей на определенный период. Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению конкретных целей.
Основной целью планирования является оптимальное по времени и качеству выполнение задач библиотеки, максимальная мобилизация всех необходимых для этого ресурсов.
Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач:
1. Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос “Где мы находимся в настоящее время?”. Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок.
2. Установление реальных целей, в ответе на вопрос “Куда мы хотим двигаться?”. Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении.
3. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос “Как мы собираемся сделать это?”. В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что надо сделать библиотекарю для выполнения поставленных целей.
Исходя из главных задач библиотеки, формируется важнейшая составляющая планирования – план работы. Он включает в себя систему показателей, определяющих совокупный объём работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения.
Планы, составляемые как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и сотрудника, должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как важнейшему методологическому принципу планирования.
Различают три основные
формы организации
Планирование "сверху вниз" основывается на том, что дирекция библиотеки создает планы, которые надлежит выполнять сотрудникам. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы командно-административного управления.
Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются сотрудниками и утверждаются дирекцией библиотеки. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.
Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Дирекция библиотеки разрабатывает и формулирует цели для своих сотрудников и стимулирует разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей библиотеки.
Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность библиотеки в перспективе и контроль за этим процессом. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции сотрудников и точности прогнозов относительно дальнейшего развития деятельности библиотеки.
План является главным средством организации работы любой библиотеки. В библиотечной практике сегодня применяются различные виды планов, которые можно классифицировать:
Все эти планы различного наполнения и продолжительности, выполняя определенные специфические функции, призваны обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.
Перспективный план библиотеки рассчитан, как правило, на пять лет и намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются основополагающие долгосрочные задачи, определяется уровень, которого надо достичь к концу планируемого срока.
Перспективные планы могут быть как универсальными по своему содержанию, так и тематическими (например, тематический план комплектования библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).
Перспективный план должен содержать:
Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе его подготовки, за 2-3 месяца до начала нового года (октябрь – ноябрь), проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, выясняются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году, намечаются предложения для плана наступающего года.
Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института.
В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления её деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки или требуют координации и кооперирования их деятельности.
Объём работы планируется с учётом годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и нормирования библиотечной работы. В годовом плане должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.
Годовой план библиотеки правомерно рассматривать как план сводный, так как он сводит воедино все направления деятельности структурных подразделений. На основе годового плана библиотеки структурные подразделения составляют квартальные планы своей работы.
Эти планы, составленные по той же схеме, что и годовой план, не только уточняют и конкретизируют позиции годового плана (темы, сроки выполнения, исполнители), но и являются инструментом регулирования деятельности библиотеки. В частности, в них вносят отражение мероприятия, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в годовом плане.
На основе квартального плана сотрудник библиотеки составляет свой индивидуальный месячный план работы, который также является не просто выпиской из квартального плана, а его уточнением.
Оперативное планирование – это разработка на основе месячных планов плановых заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Данный вид планирования применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам. В этих условиях сотрудникам отделов устанавливается плановое задание на каждый рабочий день.
Оперативное планирование важно и для работников небольших библиотек, так как позволяет оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать рабочее время библиотечных работников.
В течение нескольких
десятилетий теория планирования и
прогнозирования бурно
Разработка и выбор стратегии осуществляется на трех различных организационных уровнях:
При выборе и разработке стратегии используют следующие подходы:
Информация о работе Инновационные идеи в деятельности библиотек