Инновационные идеи в деятельности библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Глобальность изменений в обществе побуждает представителей различных специальностей развивать инновационную деятельность, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути инновационных изменений. Сегодня многие российские организации "взяли курс" на реорганизацию собственной деятельности на основе инноваций. Не являются исключением и библиотеки.

Файлы: 1 файл

Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек111.doc

— 700.50 Кб (Скачать файл)

Идеи новшеств не формулируются  на «пустом месте», а являются результатом  анализа предложений различных  категорий участников инновационной  деятельности. Основой инновационного развития библиотек признаны информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение.

Для библиотек в качестве потенциальных инициаторов идей предлагается рассматривать:

      •   пользователей;
  • представителей профессионального сообщества (сотрудников различных типов библиотек, преподавателей учебных заведений, научных работников отрасли, представителей библиотечных фондов и ассоциаций, отечественных и зарубежных библиотекарей и библиотековедов);
  • партнеров (издателей, социальных работников, сотрудников учреждений культуры, искусства и образовательных структур, социологов, психологов, культурологов, специалистов по информатике, журналистов, представителей органов власти и муниципального управления, спонсоров, попечителей и меценатов);
    • сотрудников библиотеки.

 

Особую группу инициаторов  инноваций составляют сотрудники библиотеки. Каждый библиотечный сотрудник ответственен за свое профессиональное развитие. Библиотека должна «встраивать» систему развития персонала в систему планирования, превращать обучение в составную часть организации библиотечного обслуживания и социальной политики.

 

В библиотеке должен действовать механизм предложения новых идей. Условиями его создания, по нашему мнению, являются:

  • благоприятный внутриорганизационный климат в библиотеке, наличие атмосферы творческой активности и состязательности;
  • информированность персонала о целях, задачах и направлениях работы библиотеки, содержании новаторской деятельности и достигнутых результатах;
  • наличие системы поощрения авторов инновационных идей, информированность о формах поощрения, достижения сотрудников;
  • разработанность процедуры повышения квалификации и аттестации сотрудников, применение специальных форм отчетности о ее результатах;
  • наличие системы учета и продвижения новых идей в библиотеке - «банков идей», «ярмарок творческих идей», «аукционов разработок» и пр.

Генерирование новых  идей мало что дает, если последние не обобщены, не классифицированы, не систематизированы с выделением приоритетов, а затем не перешли в стадию внедрения. Не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и применимыми на практике. Важно упорядочить выбранные идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации, установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие - реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы результаты изменений позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем.

Постулаты библиотечной инновационности:

    • не бояться: учиться и меняться;
    • не считать себя умней других;
    • брать идеи у других, трансформировать их под себя;
    • внедрять, менять, опять внедрять.

Инновационная политика библиотеки отражается в различного рода документах: стратегическом плане, целевых программах, инновационных проектах и проектах поддержки инновационной деятельности, текущих планах.

Определив цели и задачи развития библиотеки, объекты которые  будут подвержены изменениям, дополнениям, можно приступать непосредственно к планированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды, методы планирования библиотечной деятельности

 

Планирование позволяет  подготовить библиотеку к гибкому реагированию на изменения социокультурной ситуации.

Планирование библиотечной деятельности – одна из основных управленческих функций, включающая определение целей и задач учреждения, а также мер по реализации плановых заданий и показателей на определенный период. Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению конкретных целей.

Основной целью планирования является оптимальное по времени и качеству выполнение задач библиотеки, максимальная мобилизация всех необходимых для этого ресурсов.

Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач:

1. Установление реальных  возможностей библиотеки при ответе на вопрос “Где мы находимся в настоящее время?”. Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок.

2. Установление реальных  целей, в ответе на вопрос “Куда мы хотим двигаться?”. Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении.

3. Установление способов  достижения цели или ответ  на вопрос “Как мы собираемся сделать это?”. В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что надо сделать библиотекарю для выполнения поставленных целей.

Исходя из главных  задач библиотеки, формируется важнейшая  составляющая планирования – план работы. Он включает в себя систему показателей, определяющих совокупный объём работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения.

Планы, составляемые как  для библиотеки в целом, так и  для каждого структурного подразделения и сотрудника, должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как важнейшему методологическому принципу планирования.

Различают три основные формы организации планирования:

    • "сверху вниз";
    • "снизу вверх";
    • "цели вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что дирекция библиотеки создает планы, которые надлежит выполнять сотрудникам. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы командно-административного управления.

Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются сотрудниками и утверждаются дирекцией библиотеки. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Дирекция библиотеки разрабатывает и формулирует цели для своих сотрудников и стимулирует разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей библиотеки.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность библиотеки в перспективе и контроль за этим процессом. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции сотрудников и точности прогнозов относительно дальнейшего развития деятельности библиотеки.

План является главным  средством организации работы любой  библиотеки. В библиотечной практике сегодня применяются различные виды планов, которые можно классифицировать:

  • по срокам реализации - перспективные (долгосрочные) и текущие (годовые, квартальные, месячные, оперативные);
  • по объёму планируемой работы - план библиотеки, структурного подразделения, индивидуальный план сотрудника библиотеки;
  • по содержанию - универсальный, охватывающий работу библиотеки в целом, и тематический, отражающий только одно из направлений её деятельности.

Все эти планы различного наполнения и продолжительности, выполняя определенные специфические функции, призваны обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.

Перспективный план библиотеки рассчитан, как правило, на пять лет и намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются основополагающие долгосрочные задачи, определяется уровень, которого надо достичь к концу планируемого срока.

Перспективные планы могут быть как универсальными по своему содержанию, так и тематическими (например, тематический план комплектования библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).

Перспективный план должен содержать:

  • основные показатели работы библиотеки по годам;
    • перспективные направления её деятельности;
    • капитальные работы, на выполнение которых потребуется несколько лет.

Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе его подготовки, за 2-3 месяца до начала нового года (октябрь – ноябрь), проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, выясняются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году, намечаются предложения для плана наступающего года.

Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института. 

В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления  её деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки  или требуют координации и  кооперирования их деятельности.

Объём работы планируется  с учётом годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и нормирования библиотечной работы. В годовом плане должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.

Годовой план библиотеки правомерно рассматривать как план сводный, так как он сводит воедино  все направления деятельности структурных  подразделений. На основе годового плана библиотеки структурные подразделения составляют квартальные планы своей работы.

Эти планы, составленные по той же схеме, что и годовой  план, не только уточняют и конкретизируют позиции годового плана (темы, сроки  выполнения, исполнители), но и являются инструментом регулирования деятельности библиотеки. В частности, в них вносят отражение мероприятия, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в годовом плане.

 

На основе квартального плана сотрудник библиотеки составляет свой индивидуальный месячный план работы, который также является не просто выпиской из квартального плана, а его уточнением.

Оперативное планирование – это разработка на основе месячных планов плановых заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Данный вид планирования применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам. В этих условиях сотрудникам отделов устанавливается плановое задание на каждый рабочий день.

Оперативное планирование важно и для работников небольших  библиотек, так как позволяет оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать рабочее время библиотечных работников.

В течение нескольких десятилетий теория планирования и  прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные методы планирования. Существенно меняется сегодня и методика планирования библиотечной работы. В последние годы в практику библиотек входит стратегическое планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов. В стратегическом планировании скрыты большие возможности для целенаправленного инновационного развития библиотек, для оптимизации использования библиотечных ресурсов, для достижения максимального соответствия предоставляемых услуг потребностям и интересам пользователей. Перед современными руководителями библиотек сегодня стоит важнейшая задача – освоить методологию стратегического планирования и управления.

 

 

Разработка и выбор  стратегии осуществляется на трех различных  организационных уровнях:

  • корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения и сокращения);
  • деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретной услуги на конкретном рынке);
  • функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

При выборе и разработке стратегии используют следующие  подходы:

      • стратегию лидерства;
  • стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению);

Информация о работе Инновационные идеи в деятельности библиотек