Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является инвестиции в экономику Беларуси.
Цель курсовой работы – исследование инвестиций и их влияния на обеспечение макроэкономического равновесия.
Задачи курсовой работы:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение инвестиций, их видов и роли в развитии национальной экономики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

1. Инвестиции, их виды и роль в развитии национальной экономики…

1.1. Подход к определению понятия "инвестиция"………………….

1.2. Классификация инвестиций и их роль……………………………

2. Механизм влияния инвестиционного процесса на обеспечение макроэкономического равновесия……………………………………….

2.1. Понятие инвестиционного процесса, его функции и виды…….

2.2. Способы влияния инвестиционного процесса на экономику….

3. Инвестиционная политика Беларуси и ее влияние на макроэкономическую ситуацию в стране……………………………….

3.1. Анализ привлечения инвестиций в Республику Беларусь……

3.2. Направление по привлечению инвестиций……………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, всего

909,2

990,7

1192,0

Прямые иностранные инвестиции

31,1

127,9

66,0

Прочие иностранные инвестиции

878,1

862,8

1126,0


В данной области наблюдается стабильный рост объёма инвестиций с каждым годом. Однако прямых иностранных инвестиций здесь намного меньше, чем прочих, и их показатель неустойчив: в 2012 г. произошёл значительный рост, а потом их объём уменьшился почти вдвое.

5) Могилёвская  область и СЭЗ «Могилёв».

Динамика привлечения иностранных инвестиций в данной области приведена в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Динамика привлечения иностранных инвестиций в Могилёвскую область за 2011-2013 гг.

Инвестиции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, всего

101,0

150,8

119,4

Прямые иностранные инвестиции

35,3

53,0

86,0

Прочие иностранные инвестиции

65,7

97,8

33,4


В этой области общий объём инвестиций в 2012 г. увеличился, а в 2013 г. – снизился. Значительно выросли в 2013 г. прямые инвестиции, прочие же инвестиции очень резко снизились.

6) Минский горисполком  и СЭЗ «Минск».

В настоящее время значительное количество предприятий с иностранным капиталом осуществляет свою деятельность на территории города.

Одним из направлений их деятельности является строительство бизнес-центров, торговых объектов, кварталов жилой застройки (домов повышенной комфортности), спортивных сооружений и других объектов.

Динамика привлечения иностранных инвестиций в данной области приведена в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – Динамика привлечения иностранных инвестиций в Минскую область за 2011-2013 гг.

Инвестиции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, всего

710,9

1372,3

479,4

Прямые иностранные инвестиции

614,6

1294,0

412,7

Прочие иностранные инвестиции

96,3

78,3

66.7


 

В Минской области объём инвестиций в 2013 г. более чем в 3 раза снизился по сравнению с 2012 г. Кроме того, в данной области объём прочих инвестиций крайне мал по сравнению с объёмом прямых инвестиций.

Итак, больше всего иностранных инвестиций привлекается в Витебскую и Гомельскую области, а меньше всего – в Гродненскую область.

 

3.2 Направления  по привлечению инвестиций

 

Инвестиционная политика Беларуси направлена на создание условий для сохранения высоких темпов инвестиций на благо населения и производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами; социальная, политическая и экономическая стабильность; законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал; высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; единое таможенное пространство с Россией; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают Беларусь все более привлекательной для инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по: подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций; созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в республике принадлежит Консультативному совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром Республики Беларусь. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению международной деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям. Созданы Национальное инвестиционное агентство и Национальный инвестиционный сайт.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, а также заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Для привлечения инвестиций необходимо, среди прочих мер, снижать уровень инфляции.

С целью сокращения инфляции и стабилизации обменного курса белорусского рубля, прежде всего, необходимо ограничить денежно-кредитную эмиссию в жилищное строительство и АПК, которые к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики (особенно экспортеров), увеличения экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, легализации рынка наличной и безналичной валюты, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, роста совокупного спроса населения вследствие роста реальной заработной платы связи с улучшением финансового состояния предприятий и т.д. Часть дополнительных источников финансирования как раз и компенсирует финансовые потери инвестиционной сферы в связи с сокращением льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к усилению макроэкономической разбалансированности.

Среди других монетарных инструментов уменьшения инфляции наряду с сокращением денежной эмиссии следует отметить снижение дефицита госбюджета, проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств.

От уровня инфляции, проводимой макроэкономической политики зависит стабильность обменного курса белорусского рубля, который оказывает многостороннее влияние на открытую белорусскую экономику.

Учитывая положительное влияние на развитие национальной экономики перехода на единый обменный курс, следует отметить важность поддержания эффективного равновесного обменного курса белорусского рубля, что будет способствовать снижению инфляции через ограничение цен на импорт современного высокотехнологического оборудования.

Наряду с обеспечением макроэкономической стабильности в части цен и обменного курса важнейшее значение для привлечения инвестиций и получения зарубежных кредитов на более выгодных условиях имеет поддержание соответствующего макроэкономического равновесия по ряду других параметров экономической и кредитной безопасности страны. К ним можно отнести такие показатели, как соотношение валютных резервов и импорта, внешней задолженности и экспорта, государственного долга и ВВП, сальдо текущего платежного баланса и ВВП, непогашенную задолженность по международным банковским займам, «проблемную» задолженность (неуплаты, отсрочка платежа), дефицит госбюджета и др.

Следующей важнейшей задачей макроэкономической политики является ее максимальная направленность на переориентацию финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, включая бюджетные средства, кредитные ресурсы банковской системы, собственные средства субъектов хозяйствования и т.д. Рост внутренних производственных инвестиций, прекращение утечки финансов за пределы страны наряду с ростом конкурентоспособности производства и повышением финансовых возможностей субъектов хозяйствования станут положительным сигналом для внешних инвесторов о том, что в стране создана благоприятная среда для развития бизнеса.

Для преодоления тенденции увеличения износа активной части основных фондов следует обеспечить опережающий рост накопления и инвестирования в реальный сектор экономики на основе создания условий по трансформации сбережений секторов экономики в инвестиции, включая развитие соответствующей инвестиционной инфраструктуры, увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонентов, концентрацию ресурсов, прежде всего, на создании и развитии высокотехнологичных производств, повышения эффективности инвестиционной сферы за счет улучшения отраслевой, технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений, сокращения незавершенного строительства.

Макроэкономическая стабилизация, снижение налогового давления, упрощение системы государственного регулирования и сокращение государственного вмешательства в перераспределительные процессы создала бы условия для активации нецентрализованных инвестиций в реальном секторе экономики, позволила бы в полной мере задействовать такие механизмы, как амортизационная политика, инвестиционные налоговые льготы и т.д. Основной целью совершенствования амортизационной политики является приведение системы начислений амортизации и износа основных средств в соответствие с условиями хозяйствования в переходный к рыночным отношениям период и повышение эффективности использования амортизационных отчислений как основного источника инвестиций в воспроизводство основного капитала.

Важным направлением роста инвестиций является увеличение кредитов банковской системы. В целях активации участия банковской системы в кредитовании инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких операций одновременно с макроэкономической стабилизацией целесообразно принять следующие меры:

- повысить ликвидность банковской системы через сокращение или изменение условий кредитования за счет кредитной эмиссии;

- восстановить  и расширить льготу в части  освобождения от налогообложения  процентных доходов банков, полученных  ими от кредитов на инвестиции  в основной капитал по объектам;

- реализовать  предложения о разрешении формирования  накопительных депозитов фондов  амортизации в инвалюте;

- разработать  концепцию создания целевых накопительных  фондов на нужды инвестиций  в производственную сферу, сферу  страхования, пенсионного обеспечения, медицинских услуг на базе указанной концепции, опираясь на опыт других стран в области целевых накопительных и инвестиционных фондов, создать соответствующую законодательную и нормативную базу их формирования;

- активизировать  работу по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа путем создания новых совместных банков, фиалов иностранных банков;

- продолжить  работу по развитию лизинговых  операций.

Одним из факторов, влияющих на инвестиции, особенно иностранные, является также политическая ситуация. О важности политической стабильности и определенности для иностранного инвестора свидетельствует опыт Венгрии, которая считается наиболее благополучной в этом отношении, что позволило привлечь значительные иностранные инвестиции среди стран Центральной и Восточной Европы.Улучшение макроэкономической и политической ситуации в Беларуси является только первым шагом, важнейшей, но недостаточной предпосылкой для повышения в целом инвестиционного рейтинга. Необходим ряд мер в области формирования рыночных институтов и проведения рыночных реформ.

Еще одним условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является активация процессов приватизации. Потенциального инвестора в нашей стране отпугивает не только медленный процесс приватизации, но и имеющиеся случаи реприватизации, связанные как с ухудшением финансового положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные льготы и субсидии, другие преференции предоставляются, как правило, государственным предприятиям.

С учетом вышеизложенного для повышения инвестиционной привлекательности белорусских субъектов хозяйствования необходимо:

Информация о работе Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия