Инвестиции как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка инвестиций как фактора экономического роста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и факторы экономического роста;
2) исследовать экономическую сущность инвестиций и их виды;
3) определить связь между инвестициями и экономическим ростом;
4) оценить основные показатели экономического развития России на современном этапе;
5) оценить инвестиционную активность России на современном этапе;
6) привлечение инвестиций в регионы России;
7) перспективы повышения эффективности инвестиционного процесса

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования инвестиций как фактора экономического роста 2
1.1 Понятие и факторы экономического роста 2
1.2 Экономическая сущность инвестиций и их виды 2
1.3 Влияние инвестиций на экономический рост 2
Глава 2. Инвестиционный процесс в Российской Федерации 2
2.1 Основные показатели экономического развития России 2
2.2 Особенности инвестиционного процесса в России 2
2.3 Привлечение инвестиций в Чувашскую Республику 2
Глава 3. Перспективы повышения эффективности инвестиционного процесса 2
Заключение. 2
Список использованной литературы 2
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсаче по макроэк.docx

— 225.33 Кб (Скачать файл)

Одним из путей выхода из сложившегося положения является увеличение капиталовложений в начальную стадию научно-технического развития, т.е. в фундаментальные  и прикладные научные исследования, разработку новых технологий. Это  позволит увеличить производство конкурентоспособной  продукции и значительно уменьшит зависимость страны от импорта.

В последние годы наблюдалось выравнивание межрегиональной инвестиционной активности в Центральном, Приволжском, Сибирском  и Уральском округах. Это означает принципиальное равенство объема инвестиционных ресурсов потребности в них в  форме, пригодной для эффективного инвестирования в проекты. В федеральных  округах, имеющих морские границы, наблюдается рост концентрации промышленных инвестиций, что следует рассматривать  как проявление особой инвестиционной привлекательности регионов в этих округах.

В таких регионах, как Архангельская  и Ленинградская области, инвестиционным магнитом являются машиностроительные проекты (судостроение и автомобилестроение), в республике Коми - это сырьевые проекты федерального значения. В  Южном федеральном округе концентрация инвестиций росла за счет повышения  доли Волгоградской и Ростовской областей, а также Краснодарского края, которые составляют промышленную основу данного округа. В Дальневосточном  федеральном округе наблюдался наибольший за последние годы темп роста концентрации инвестиций, прежде всего в Амурской и Сахалинской областях, Хабаровском  крае, на Чукотке и в Еврейской  АО, где реализуются сырьевые (нефть  и лес) и машиностроительные проекты (авиастроение и судостроение).

Иностранные инвестиции в Россию поступают  в основном в торговлю, общественное питание итак называемую общую коммерческую деятельность, а также в нефтяную и металлургическую промышленность, работающие на экспорт.

Оценивая территориальное распределение  иностранных инвестиций по России, следует учитывать, что создаваемая  статистикой картина не отражает сложившуюся ситуацию. Российская статистика учитывает иностранный капитал  только по месту регистрации фирмы-реципиента, а не по месту реального вложения ресурсов. В значительной мере это  объясняет лидирующее положение  Москвы в привлечении иностранных  инвестиций, которые могут затем  перемещаться в регионы.

В настоящее время в территориальном  распределении иностранного капитала активную роль играют интересы зарубежных инвесторов, вкладывающих капитал с  целью скорейшего получения максимально  возможной прибыли. Поэтому они  направляют его туда, где существуют для этого наилучшие условия: в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой. Это усиливает неравномерность распределения иностранного капитала и неравномерность развития регионов.

Распределение иностранных инвестиций по отраслям также прежде всего определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Капитал охотно вкладывается в сырьевые отрасли и в отрасли  с быстрой оборачиваемостью и  окупаемостью - кондитерскую, пивоваренную, табачную, производство соков и безалкогольных напитков, где иностранные инвесторы  уже заняли ведущие позиции, нередко  под традиционными российскими  марками. Правда, в последние годы наметились некоторые изменения. Все  больше средств вкладывалось в транспортные коммуникации, отдых и туризм и  в систему высшего образования.

Итак, особенностями инвестиционного  процесса в России в последние  годы можно считать:

- возросшие размеры инвестиций;

- оставшуюся диспропорцию между  потребностями реального сектора  экономики и инвестициями в  него;

- сохранение топливно-сырьевой  направленности развития;

- неравномерное отраслевое и  региональное распределение инвестиций;

- увеличение притока иностранного  капитала в страну, но лишь  в отдельные отрасли и регионы;

- проблемы современного инвестиционного  процесса.

 

2.3 Привлечение инвестиций  в Чувашскую Республику

Переход России к устойчивому развитию невозможен без обеспечения устойчивого  развития всех ее регионов. Мероприятия  на уровне страны в целом не обеспечивают конкретики осуществления инвестиций на уровне регионов.

Поэтому очень важно внедрять систему  управления инвестициями на уровне каждого  региона, учитывающую его специфику, направление и уровень развития рыночных отношений. Сложность и  особенность системы управления инвестициями на уровне региона заключается  в учете ее двух основных составляющих - региональной и инвестиционной, каждой из которых присуща высокая степень  неопределенности. Несмотря на многочисленные исследования, задача создания эффективной  системы управления инвестициями в  настоящее время в полной мере не реализована ни в России в целом, ни, тем более, в ее регионах.

Среди наиболее значимых проблем регионального  управления инвестициями: отсутствие инвестиционной стратегии, несогласованность  инвестиционного законодательства, неполное выполнение функций планирования и контроля, отсутствие процедур стратегического  управления.

Сегодня Чувашская Республика относится  к числу регионов России, демонстрирующих  динамичное развитие на основе эффективного использования инвестиционного  и интеллектуального потенциала, инновационных подходов. Республика достойно выглядит на общероссийском фоне, отличается заметными тенденциями  роста производства ведущих отраслей экономики и позитивными сдвигами в социальной сфере.

В данной курсовой работе я попробую наметить основные предложения по формированию инвестиционной стратегии Чувашской Республики.

Основным  на мой взгляд, является процесс содействия развитию инвестиционной деятельности и повышение предпринимательской активности. А это подразумевает под собой следующие направления:

- укрепление  инвестиционного имиджа Чувашской  Республики, включая распространение  информации о потенциале республики (промышленном, научном, кадровом  и др.) и инвестиционном законодательстве, проведение инвестиционных выставок, семинаров, конференций, презентаций  Чувашской Республики в регионах  России и за рубежом;

- активизация  работы с частными инвесторами  на основе частно-государственного  партнерства при реализации приоритетных  инвестиционных проектов;

- максимально  возможное снятие административных  барьеров для бизнеса, в том  числе малого и среднего, либерализация  рынка инвестиционных проектов  путем упрощения процедур согласования  и получения разрешительной документации  при их разработке и реализации;

- государственная  поддержка и предоставление преференций  при привлечении инвестиций;

- развитие  информационной инфраструктуры  в целях получения субъектами  малого предпринимательства экономической,  правовой, статистической и иной  информации;

- развитие  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для организаций малого бизнеса;

- стимулирование  развития цивилизованного предпринимательства,  распространение положительного  опыта предпринимателей;

- создание республиканских инвестопроводящих структур (типа агентства по содействию инвестициям, центра исследования инвестиционного рынка, агентства регионального развития, центра активизации инвестиционного процесса и т.п.), способствующих привлечению инвестиций в экономику, в том числе путем аккумулирования заявок субъектов инвестиционной деятельности, осуществления их информационного и консультационного обслуживания, содействия в поиске инвесторов для реализации инвестиционных проектов, организации и проведения конкурсов (торгов) при реализации инвестиционных объектов, осуществления консалтинговых услуг по подготовке проектов республиканских стратегий, концепций, программ, организации и проведения на основе аутсорcинга имиджевых мероприятий, деловых встреч с инорегиональными и иностранными партнерами;

Так же необходимо, использование инструментов фондового  рынка для привлечения инвестиционного  капитала:

-   проведение мероприятий, направленных на повышение прозрачности деятельности организаций, разработка рекомендаций по активному внедрению корпоративного управления;

- создание пилотной группы организаций для апробации и распространения лучших примеров корпоративного управления, разработка системы мониторинга его положительных результатов;

- учет  внедрения принципов корпоративного  управления при рассмотрении  вопросов оказания государственной  поддержки организациям и подведении  итогов экономического соревнования  между ними.

Инвестиционная  стратегия региона позволяет  скоординировать усилия различных  структур на достижении одной цели и формировать механизм их взаимодействия.

 

Глава 3. Перспективы повышения эффективности  инвестиционного процесса

Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных  условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного  климата является одной из узловых.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных  условиях обусловлены отсутствием  четко разработанной системы  принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное  взаимодействие всех уровней, начиная  от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность  и социальная, экологическая и  экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными  принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут  быть следующие [12, с. 13-14]:

1) государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства  на всей территории России, то  есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на федеральном уровне  целесообразно разработать и  реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных  и долгосрочных программ, органической  частью которых должен стать  региональный разрез, согласованный  с субъектами Федерации;

3) необходимо устранить  многоканальность и частичное  дублирование одинаковых по назначению  потоков государственных финансов  путем совершенствования их региональной  привязки. Важную роль в управлении  потоками играет стабильное и  полное разграничение пропорций,  закрепление каждого вида налоговых  бюджетных доходов за федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации как экономической  основы региональной инвестиционной  политики этих субъектов;

4) наделение органов  государственной власти субъектов  Федерации широкими полномочиями  по экономическому, в первую очередь  налоговому регулированию, стимулирующему  инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение  единых общероссийских нормативно-законодательных  основ залогового права, предусматривающих,  в частности, страхование инвестиций  от некоммерческих рисков имуществом  субъектов Федерации по их  усмотрению.

Следует отметить, что  современная российская деловая  среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

В наше время важна  необходимость инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных  компаний готовы вкладывать свои ресурсы  в научные разработки. В кризис финансирование исследований сокращается, а пропасть между наукой и бизнесом увеличивается.

Большая часть научных  разработок, которые успешно сейчас внедряются в России, кем-то уже придуманы  и продаются. Например, робот на выставке в Москве в Японии никого уже не удивит. Но инновации – это не обязательно прорыв, скорее необходимые  наукоемкие технологии.

У российского рынка  своя специфика: инвесторы идут по уже  изведанным тропкам. Рисковать своим  капиталом готовы единицы. Ученые, которые  занимаются фундаментальной наукой в госучреждениях и институтах, коммерсантам не интересны. Они о партнерстве  разговаривают с теми, кто уже  наладил производство и хочет  его развить.

         Самые инновационные отрасли в России – космос, авиация и телекоммуникации. Следом идут биотехнологии, военные разработки и энергетика. Но даже в высокотехнологичных отраслях доля таких проектов не превышает 14%.

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста