Инвестиции как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка инвестиций как фактора экономического роста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и факторы экономического роста;
2) исследовать экономическую сущность инвестиций и их виды;
3) определить связь между инвестициями и экономическим ростом;
4) оценить основные показатели экономического развития России на современном этапе;
5) оценить инвестиционную активность России на современном этапе;
6) привлечение инвестиций в регионы России;
7) перспективы повышения эффективности инвестиционного процесса

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты исследования инвестиций как фактора экономического роста 2
1.1 Понятие и факторы экономического роста 2
1.2 Экономическая сущность инвестиций и их виды 2
1.3 Влияние инвестиций на экономический рост 2
Глава 2. Инвестиционный процесс в Российской Федерации 2
2.1 Основные показатели экономического развития России 2
2.2 Особенности инвестиционного процесса в России 2
2.3 Привлечение инвестиций в Чувашскую Республику 2
Глава 3. Перспективы повышения эффективности инвестиционного процесса 2
Заключение. 2
Список использованной литературы 2
Приложение 2

Файлы: 1 файл

курсаче по макроэк.docx

— 225.33 Кб (Скачать файл)

Казалось бы, в кризис активы дешевые, самое время рискнуть. Но в инновационную сферу России пока не готовы войти ни национальные, ни западные инвесторы. Впрочем, ученые любят повторять: наука делается не для того, чтобы каждый ее результат  оказывался в реальной жизни.

При нынешнем состоянии  российской финансовой системы в  качестве ведущего механизма обеспечения  подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему  государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные  банки и фондовый рынок, могут  работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшие 5–10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного  механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать  инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции  поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства  социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание  соответствующей конструкцией системы  государственных институтов развития, состоящей из Российского банка  развития, реализующего задачу привлечения  инвестиций в освоение перспективных  направлений роста нового и современного ТУ и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в  соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки  необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной  стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного  строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

Формально некоторые  из этих банков – Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк – созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого  они должны быть встроены в соответствующую  систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Сложившаяся на сегодняшний  день в России структура распределения  сбережений позволяет реализовать  оба известных из международного опыта механизма финансирования институтов развития: как основанного  на сбережениях, так и использующего  механизмы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них  предусматривает привлечение кредитных  ресурсов Сберегательного банка  на депозиты в банки развития и  их размещение в инвестиционных проектах, реализующих приоритетные направления  развития экономики. Создание второго  механизма - кредитование банков развития через централизованные процедуры  денежного предложения - не означает, разумеется, восстановления административной технологии распределения капитальных  вложений. Принятие же собственно инвестиционных решений обеспечивается банками  развития самостоятельно с соблюдением  всех рыночных критериев окупаемости  и надежности соответствующих инвестиционных проектов.

Необходима активизация  инвестиционной составляющей бюджетной  политики, включающая:

    • восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития;
    • формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
    • проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выполнены;
    • прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, предоставление государственных гарантий только при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

В общем виде предлагаемая система будет функционировать  следующим образом. На макроуровне  политика денежного предложения  ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической  активности, регулируемом посредством  ставки рефинансирования. Наряду с  рутинными процедурами рефинансирования текущей деятельности коммерческих банков, для поддержания роста  долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного  предложения: Центральный банк –  банки развития – производственные предприятия; сбережения населения  – Сбербанк – банки развития – производственные предприятия. Таким  образом, накапливаемые и вновь  создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

Таким образом, предлагаемая система поддержания инвестиционной активности будет стимулировать  рост конкурентоспособных финансово-производственных структур. Банковская система получит  мощный импульс переориентации на работу с реальным сектором. Постепенно будет  преодолена дезинтеграция российской экономики, восстановится нормальная взаимосвязь финансовой сферы и  реального сектора в обеспечении  расширенного воспроизводства экономической  деятельности. Сформируется ориентированная  на экономический рост финансово-промышленная система, обеспечивающая высокий уровень  инвестиционной и инновационной  активности.

 

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Под экономическим ростом обычно понимают долговременную тенденцию увеличения реального объема выпуска в экономике. Одним из основных факторов экономического роста являются инвестиции. Подавляющее большинство эмпирических исследований свидетельствует о наличии положительной зависимости между темпами экономического роста и объемом инвестиций в основной капитал.

Россия остро нуждается  в фондах финансирования для своих  инфраструктурных проектов. Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7–10 лет ожидается значительный рост прямых иностранных инвестиций, причем к 2011 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. долларов. А в связи с проведением в Сочи зимних Олимпийских Игр 2014 года, уже сегодня значительные иностранные инвестиции начали поступать в нашу страну.

В настоящее  время важным фактором ускорения  экономического роста становится совместная работа власти, бизнеса и общества в области усиления предпринимательской  активности, улучшения инвестиционного  климата.

Фактором  повышения инвестиционной ответственности институтов государства должно стать внесение изменений в бюджетное законодательство в целях обеспечения обязательности выплат, использующихся для финансирования социальных мероприятий.

Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной  системы постоянного мониторинга  инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и  постоянно отслеживать динамику.

Одним из главных направлений политики в  области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, ориентация на создание новых рабочих мест.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для  работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике.

 

Список использованной литературы

 

Официальные документы

1. Федеральный  закон «Об инвестиционной деятельности  в РФ,   осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.);

Учебники

2. Анискин Ю.Н. Управление инвестициями. – М.: Омега-Л. – 2009 г. – 640 с.

3. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2011.-365 с.;

3. Ивлев А. Инвестиции будущего: о позитивных тенденциях в российском обществе и экономике // Экономика России: ХХI век–2011 г.- № 20 – С.18-22.

4. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие /Под ред. М.В.Киселевой     Г.П.Подшиваленко. – М.: ЮНИТИ, 2010.-245с.;

5. Основы экономической теории / под ред. Иванова С.И. – М.: Вита. - 2009 – 544 с.;

6.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2010.-399 с.;

7.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002.- 123с.;

8.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2010.-324 с.;

Статьи  из журналов

9. Борисов О. Проблемы стимулирования инвестиционной деятельности// Вопросы экономики. 2008, № 5, с.87.;

10. Куприянов Д. Л. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист. 2010. № 9.-26-30 с.;

11. Инвестиционная модель России //МЭиМО. 2011. №11.-45 с.;

 12. Лазарев Д. Инвестиционный климат в России//Вопросы экономики. 2010. №5.- с.27.;

13. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики. 2012. №6.-58-60 с.;

14. Селезнев А. Условия активизации экономического процесса// Экономист. 2009. № 4.- с.13.;

Статистические  сборники

16. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России, 2010.

Интернет

17. Сайт http://www.economy.gov.ru /Министерства экономического развития и торговли РФ/

18. Сайт http://www.gks.ru /Госкомстата России/

19.Сайт http://www.icss.ac.ru/macro/ Института стратегических исследований/

20. Сайт. http://www.gks.ru / Трижды инвестированная/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рисунок 3

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2

 

Основные показатели социально-экономического развития России  в 2001-2012 годах


 

_____________________________________________________________________

1) Первая оценка Росстата

2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых",

"Обрабатывающие производства", "Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды". С учетом 

поправки на неформальную деятельность.

3)Предварительные данные

 

 

Приложение 3

Таблица 3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________

1) Оценка Минфина России.

2)Без учета задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией и депозитов федерального

бюджета в  коммерческих банках.

 

 

Приложение 4

Таблица 4

 

Инвестиции в экономику  Российской Федерации за период с 1999 года по 2012 год.

 

1 Первая оценка Росстата.

 


Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста