Исследование формирования ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий ИП Морозов А.Д.. Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров. Такой ассортиментный профиль сегодня характерен для многих магазинов, что в свою очередь обусловлено рядом таких факторов как:
- высокий спрос на предлагаемую продукцию;
- качество продукции;
- демократичная ценовая политика на предлагаемые к продаже товары.
При всем этом, необходимо учитывать, что чаще всего, предлагаемые к продаже товары на месте, по желанию покупателей могут быть технически эксплуатированы (подключены к сотовой сети, заряжены и проч.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ 7
1.1. Понятие ассортимента, требования, предъявляемые к ассортименту товаров 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование и товарного ассортимента 14
1.3. Методы исследования товарного ассортимента 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ предприятия ИП Морозов А.Д.21
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Есть несколько причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента:

1) стремление получать дополнительные  прибыли,

2) попытки удовлетворить дилеров, жалующихся на пробелы в существующем ассортименте,

3) стремление задействовать неиспользуемые  производственные мощности,

4) попытки стать ведущей фирмой  с исчерпывающим ассортиментом и 5) стремление ликвидировать пробелы с целью недопущения конкурентов.

Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий.

Если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, говорят о товарной номенклатуре.

Товарная  номенклатура   совокупность  всех  ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

В состав номенклатуры фирмы «Эйвон» входят товары трех основных ассортиментных групп: косметика, ювелирные изделия, хозяйственные товары. Ассортимент каждой из них слагается из нескольких подгрупп товаров. Например, ассортимент косметических товаров можно подразделить на следующие товарные подгруппы: губная помада, румяна, пудра и т. д. Ассортимент в целом и каждая подгруппа состоят из множества отдельных товаров. Всего в номенклатуру фирмы «Эйвон» входит 1300 разных товаров.

Товарную номенклатуру фирмы можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.

Под широтой товарной номенклатуры корпорации имеют в виду общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.

Под насыщенностью товарной номенклатуры имеют в виду общее число составляющих ее отдельных товаров.

Под глубиной товарной номенклатуры корпорации имеют в виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.

 Эти четыре параметра, характеризующие  товарную номенклатуру, помогают фирме определить свою товарную политику. Фирма может расширить свою деятельность четырьмя способами. Она может расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров. Она может увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компании с исчерпывающим ассортиментом. Она может предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т. е. углубить свою товарную номенклатуру. И наконец, в зависимости от того, стремится ли она к завоеванию прочной репутации в какой-то одной сфере или действовать сразу в нескольких сферах, фирма может целенаправленно добиваться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

Таким образом, мы видим, что товарная политика в аспекте формирования ассортимента товаров - это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использовании марочных названий, упаковки и услуг. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов, используемых конкурентами, но и с постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства.

 

1.2. Факторы, влияющие на  формирование товарного ассортимента  предприятий торговли

 

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в магазине:

• спрос;

• производство (включая поступление по импорту);

• ассортиментный профиль магазина;

• зона деятельности магазина;

• состояние его материально-технической, базы (МТБ), [12;с.315].

Потребительские комплексы — это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:

• возраст;

• пол («Товары для женщин», «Товары для ребенка»);

• особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста»);                                         

• торжественные события в жизни людей («Товары для новобрачных»);

• общественные события и праздники («Товары к началу учебного года»);

• покупательские привычки, обусловленные сезоном («Летняя мода», «Товары для дачи»).

Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется видом предъявляемого спроса, который может быть:

специальным — спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий замену каким-либо другим, даже однородным товаром;

импульсивным — спрос, который появляется и формируется под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выкладки);

альтернативным — спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товаров, ознакомления с предложенным их ассортиментом.

Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров специального (твердо формулированного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновление товаров альтернативного спроса.

Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, сформулированных по следующим признакам:

• однородность сырья, из которого они изготовлены (металлоизделия, молочные продукты);

•  потребительское назначение (продукты детского питания, обувь);

• способ производства (трикотажные изделия). Основные звенья товарной классификации:

• раздел (продовольственные и непродовольственные товары);

• подраздел (скоропортящиеся и не скоропортящиеся);

• группа (основанная на признаке однородности производства или общности хранения — бакалейные товары, обувь, мебель);

• подгруппа (используется для детализации торгового ассортимента данной группы);

• вид товара (представляет ассортимент каждой группы);

• разновидность (наименование конкретного товара).

По частоте спроса предлагаемые изделия разделяются на товары частого, периодического и редкого спроса.

 

1.3. Методы исследования товарного ассортимента предприятий торговли

 

Методы исследования товарного ассортимента, обоснованы непосредственной принципами формирования товарного ассортимента.

Принципы формирования товарного ассортимента:

• обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;

• обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;

• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;

• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.

Устойчивость (стабильность) товарного ассортимента — это обеспечение постоянного ассортимента товаров всех групп, подгрупп, видов и разновидностей, которые должны быть в торговом зале магазина.

Коэффициент устойчивости ассортимента (Куст) определяется как отношение количества видов товаров, имеющихся в продаже, к количеству видов товаров, которое установлено магазину (обязательное количество):

Куст = Тф / Тн,

где Тф — количество видов товаров, имеющихся в продаже;

Тн — количество видов товаров, установленных магазину.

Устойчивость ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов.

Факторы, обусловливающие образование и изменения запасов — это условия производства, транспортные условия, условия поставок, условие потребления.

Виды запасов:

запасы текущего хранения — товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли;

сезонные запасы — запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонного изменения спроса или предложения;

запасы целевого хранения — запасы товаров, создаваемые на случай определенных обстоятельств.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, предлагаемых магазином.

Глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе.

Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя.

Заслуживает внимания опыт формирования и размещения товарного ассортимента в странах с развитой рыночной экономикой.

Численность ассортиментных позиций в магазинах этих стран распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении как 66 / 34.

Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, продукции при магазинных пекарен и отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.

Особое внимание здесь уделяют формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают: поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных и птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы для вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.

[24;с.277].

Процесс принятия решения о включении товара в ассортимент товаров, предлагаемых розничным предприятием, при условии соблюдения специализации, взаимозаменяемости товаров и с учетом контингента обслуживания и соответствующего ценового уровня приведен на схем

При размещении ассортимента в торговом зале следует, прежде всего, учитывать потребительские и покупательские привычки населения. Одновременно должны создаваться соответствующие условия труда для персонала, предусматривающие удобство перемещения товаров из подсобных помещений, возможность пополнения рабочего запаса и обеспечение сохранности товара.

Товары редкого и периодического спроса, а также сложного ассортимента и длительного срока пользования (например, бытовая техника, аудио- и видеотехника или мебель) могут располагаться в местах, отделенных от массовых потоков покупателей в целях обеспечения удобства при ознакомлении и выборе товара и с учетом специфики обслуживания (необходимость индивидуальной консультации продавца; длительность ознакомления с ассортиментом товара и процесса непосредственного выбора; длительность оформления покупки и т.д.). В то же время, поскольку данные товары обладают высокой притягательностью для покупателей, это позволяет сохранить необходимый для торговых предприятий объем оборота и обеспечить прохождение покупательского потока и в отдаленные участки торгового зала.

В специализированных магазинах комплексного спроса («Товары для детей», «Товары для дома») ассортимент может формироваться по полной номенклатуре соответствующих потребительских комплектов и микрокомплектов. Количество и название микрокомплектов определяется специализацией, широтой ассортимента, размерами торговой площади и интенсивностью покупательского потока.

В целях стимулирования продаж и создания импульсного спроса следует определить наиболее удобное местоположение в торговом зале небольших специализированных секций, прилавков или лотков с узким ассортиментом товаров, чтобы сократить время на поиск товара и создать удобства в его приобретении, в том числе за счет товарного соседства.

Товары частого спроса и стандартного ассортимента, а также услуги должны располагаться на основных путях движения покупателей достаточно равномерно и таким образом, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения покупателя к месту нахождения товара.

При выборе соседства пользуются схемой взаимосвязи отдельных групп товаров (рис. 1).

Распределение торговой площади в розничном предприятии по секциям производится по каждой товарной группе с учетом структуры внутригруппового ассортимента и проектируемой специализации секций для конкретного типоразмера магазина.

Например, в секции «Галантерея» универмага торговой площадью 650-800 м2 ассортимент формируется за счет следующих товарных групп:

• трикотажные изделия;

• чулочно-носочные изделия;

• парфюмерия;

• ткани (головные платки и проч.);

•  галантерея;

•  электротовары (бритвы, ремни и проч.).

 

            

Рис. 1. Взаимосвязь отдельных групп товаров.

В целом специализация секций должна проводиться на основе объединения всех товаров одинакового назначения в одной секции. По мере увеличения торговой площади магазина происходит более узкая специализация секций. Например, в магазине «Малыш» площадью 650 м2 в ассортимент секции готового платья входит одежда и для мальчиков, и для девочек, а в магазине больших размеров ассортимент может быть разделен по половозрастному признаку.

Информация о работе Исследование формирования ассортимента