Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:35, курсовая работа
Успех любого предприятия заключается в его способности анализировать как внутреннюю среду, так внешнюю. Для того чтобы предприятие смогло выстоять в борьбе с конкурентами, необходимо постоянно исследовать потребности потребителей и их возможности. В новых условиях выживает только то предприятие, которое способно вовремя разузнать предпочтения потребителей и уловить новые тенденции в их вкусах и взглядах. В настоящее время при принятии управленческих решений руководители должны основываться на точной и достоверной информации. Именно для этого каждая организация должна проводить маркетинговые исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3
1.1.Цели, задачи и процесс маркетингового исследования 3
1.2 Методы маркетингового исследования 3
1.3 Маркетинговые исследования на рынке B to C 3
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ «СИГНАЛ» НА ЧЕРЕПОВЕЦКОМ РЫНКЕ 3
2.1.Портрет фирмы 3
2.2.Исследование макросреды 3
2.3.Исследование микро внешней среды фирмы 3
2.4.SWOT-анализ 3
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ВЫЯВЛЕНЫХ ПРОБЛЕМ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
Для выявления факторов внутренней и внешней, влияющих на организацию, а также для выявления её сильных и слабых сторон применяются SWOT-анализ и PEST (STEP) – анализ.
SWOT-анализ
Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия среды. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы и четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ).
Ситуационный, или «SWOT (СВОТ-анализ)» (первые буквы английский слов: strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – опасности, угрозы), может осуществляться как для отдельных фирм, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.
При проведении SWOT - анализа обязательным является оценка ситуации с предполагаемых точек зрения:
Такой подход поможет выявить отрицательные моменты, на которые не осознавая, а иногда сознательно, в компании до этого внимание не обращалось.
PEST – анализ
Одним из главных методов, который сегодня применяется крупными предприятиями, является PEST-анализ. Он представляет собой комплексный анализ внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность субъектов хозяйственной деятельности. В самом названии заложены основные области, которые подвергаются анализу – политика, экономика, общество и технологии (political, economic, society, technology – PEST).
Анализ такого уровня проводится с целью выявления как микро, так и макро-факторов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты как текущей деятельности компании, так и будущей перспективе. Следует заметить, что в структуре внешней среды PEST-анализ выделяет макросреду (которая включает анализ политического режима, экономики, научно-технического прогресса, социально-демографической среды и природных факторов) и микросреду (конкуренты, покупатели, поставщики, акционеры, профсоюзы и так далее), причем первому ряду факторов уделяется большее значение.PEST-анализ является настолько важным при любом планировании деятельности предприятия, что часто является единственной возможностью оперативно отреагировать на изменение обстановки.
Таким образом, PEST-анализ изучает рынок; SWOT-анализ изучает положение бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.
Рынок B2C (BtoC) (от англ.: businesstocustomer – производитель потребителю) – это рынок, где продают товары или услуги конечному потребителю для личного потребления, а не предприятиям. Потребители совершают покупки для удовлетворения личных потребностей, а не с целью получения прибыли.
Рассмотрим, какие факторы влияют на поведение рынка B2C (табл. 1)
Таблица 1
Факторы, оказывающие влияние на поведение рынка B2C
Культурные (субкультурные) |
Социальные |
Личностные |
Психологические |
|
|
|
|
Особенности маркетинговых исследований в сфере В2С связаны именно с ориентацией на конечного потребителя. Но особенности маркетинга здесь определяются не типами деятельности — торговля или услуги, а масштабом бизнеса - мелкое или среднее предприятие. Организация дилерских сетей приводит к тому, что фактически даже крупные продавцы в сфере розничной продажи выступают как средние и мелкие. Вся непосредственная сбытовая политика, а именно — ассортимент, ценообразование, реклама и продвижение, и соответственно затраты, «остаётся» за розничными торговцами. Вообще говоря, с точки зрения развития рыночной экономики эту тенденцию следует рассматривать как формирование института мелкого и среднего предпринимательства. С точки зрения менеджмента эту тенденцию можно оценить как построение системы эффективного ответственного управления бизнесом.
Здесь фактически значимым является прямой контакт с потребителем, прямая продажа. Меньший масштаб бизнеса, ограниченность ресурсов, жесткая зависимость от конъюнктуры делает менее значимым для этого бизнеса конкурентный и стратегический анализ. Непосредственное реагирование на запросы потребителей «снимает» необходимость специальных исследований конъюнктуры рынка. Маркетинговая стратегия развития здесь в основном ситуационная и ориентирована на непосредственные запросы потребителей. Это приводит к тому, что более важным, чем маркетинговые исследования для этих предприятий становится обучение торгового персонала, формирование профессиональной команды продавцов.
Особенности бизнеса в сфере В2С делает значимыми задачи исследования потребителей и изучения покупательского спроса. Однако решение этих задач в практике сталкивается со следующими трудностями:
Во-первых, ограниченность ресурсов. Полноценные МИ довольно дорого стоят, а осуществление МИ самостоятельно <натыкаются> на объективные сложности организации полевых исследований (малая величина выборки, отсутствие квалифицированных интервьюеров, отсутствие средств для приобретения необходимой информации на стороне и т.п.). В лучшем случае МИ сводятся к «кабинетным исследованиям» и статистической обработке отчетной информации (товарных отчетов, складских накладных и т.п.);
Во-вторых, исследования в области потребительского поведения требуют не только материальных затрат, но и времени. Между тем конъюнктурная и конкурентная ситуация в сфере мелкого и среднего бизнеса на порядок менее стабильна, чем в сфере крупного бизнеса. Поэтому для большинства предприятий сферы В2С скорость изменения потребительских предпочтений выше, чем скорость получения информации о них. Более того, соответствующую конъюнктурную информацию можно непосредственно получить от покупателей, а ее недостоверность существенно не сказывается на управленческих решениях;
Наконец, в-третьих, сложность в использовании полученных в результате исследований данных и применения их для повышения доходности бизнеса.
Вообще говоря, ориентация на продажи как основной вектор мышления предпринимателей в этой сфере существенно противоречит стратегической направленности маркетинговых исследований.
Таким образом, отличие теории от практики маркетинга в сферах В2В и В2С связано со спецификой и условиями российского бизнеса, а особенности маркетинговых исследований — прежде всего со спецификой стратегического мышления российских предпринимателей и промышленников. Безусловно, маркетинг играет ключевую роль в понимании бизнес-процессов, но в практике роль маркетинговых исследований объективно пока существенно ниже.
В рамках данной курсовой работы для исследования была выбрана фирма «Сигнал».
Сервисный центр «Сигнал» - фирма, профилирующаяся на ремонте сотовых телефонов.
В марте 2006 года Игумнов А.А покинул фирму «Пин-код» и решил организовать свою компанию по ремонту сотовых телефонов, поскольку предложенный Худякову А.В. – директору «Пин-кода» - вариант создания авторизированного сервисного центра (СЦ) по ремонту и обслуживанию гарантийных сотовых телефонов не был поддержан. Но вместо этого было предложено выкупить имеющееся оборудование фирмы «Пин-код» для ремонта сотовых телефонов и право аренды помещения в здании ЧГУ. Поскольку выдвинутая сумма выкупа была по тем временам неподъёмной для одного человека, Алексей нашёл соучредителя, с которым они по сей день и работают.
После выкупа, право аренды
помещения в здании ЧГУ было переоформлено
на Игумнова А.А, получена лицензия на
ведение предпринимательской
Со временем от руководителей
салонов сотовой связи, таких
как «Хорошая связь», «Драйвер» и
др. поступали предложения о
В последующие годы число сервисных центров постоянно увеличивалось, конкуренция становилась всё сильнее, но поскольку основным принципом работы СЦ были быстрота, бесплатная диагностика и максимальный срок гарантии на проделанную работу, то оттока клиентов не было. Поступали всё новые и новые предложения по сотрудничеству от других ремонтных мастерских, которые из-за недостатка опыта не могли выполнять сложные работы по ремонту и передавали телефоны на ремонт в СЦ «Сигнал». Так у фирмы появились посредники. В 2010 году открылись филиалы СЦ «Сигнал» - один в Чагоде и два в Кадуе. При таком объёме работ Алексей и Юрий уже не справлялись с работой и приняли решение открыть дополнительный офис на Московском проспекте (г. Череповец) – начало 2011 года. Для этого учредители нашли и обучили ещё одного мастера, который обслуживал филиалы и посредников. Однако из-за недобросовестного выполнения своих обязанностей этим мастером, через полгода офис пришлось закрыть. На сегодняшний день Алексей и Юрий работают вдвоём и справляются со своими обязанностями, в ближайшей перспективе они планируют расширить сферу своей деятельности, но что конкретно они хотят изменить - это коммерческая тайна.
Сейчас Сигнал – занимает лидирующие позиции в сфере оказания услуг по ремонту сотовых телефонов. Их услуги пользуются большим спросом у населения г. Череповца и Череповецкого района. Они славятся быстротой и качеством обслуживания, уважительным отношением к клиенту и хорошей репутацией.
Сервисный центр функционирует в сфере малого бизнеса, учредители СЦ «Сигнал» являются индивидуальными предпринимателями.
Организационная структура фирмы:
Рис.1 Схема организационной структуры
Сервисный центр «Сигнал»
Г. Череповец, ул. М. Горького 14, почтовый индекс -162614
Телефон: (8202) 61-41-51
ICQ:217645316
Официальный сайт: http://www.signal35.ru/
Для того, чтобы лучше понять рынок, позиции компании, потенциал и направление бизнеса, мы провели ПЕСТ-анализ для сервисного центра «Сигнал».
PEST - совокупность Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы (табл.2).
Таблица 2
Факторы макросреды
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Исследование конкурентной позиции фирмы «Сигнал» на рынке