Исследование конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

 

n

ОМА = ∑ Зi (Иi + Фi)

i=1

 

ОМА - отношение к товару/фирме  А.

Зi - значимость показателя

Иi - "идеальное" значение показателя

Фi - фактическое значение показателя

n - количество значимых  показателей

Основные идеи данной модели:

  1. люди воспринимают марку или товар как набор атрибутов;
  2. различные люди могут придавать атрибутам неодинаковое значение;
  3. люди придерживаются определенных взглядов на степень присутствия атрибутов в каждой оцениваемой марке;
  4. люди формируют функцию полезности для каждого атрибута, ассоциируя степень удовлетворенности, или полезности, со степенью присутствия в объекте определенного атрибута;
  5. отношение людей структурировано, т.е. основано на хранящейся в их памяти информации.

Применение этой модели требует в качестве исходной информации балльную оценку степени присутствия каждого атрибута в каждой марке. Такая оценка делается по шкале интервалов. Коэффициент значимости товара измеряется по шкале отношений. Чтобы получить его, респондентов просят распределить 100 баллов между атрибутами пропорционально.

Таким образом, из первой главы можно сделать следующие  выводы:

  1. различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь. Прим этом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований, а конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами;
  2. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
    • технико –экономические;
    • коммерческие;
    • нормативно правовые.
  3. Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях;
  4. существует пять факторов, которые, в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность предприятия, к ним относятся:
    • борьба с существующими конкурентами;
    • угрозы со стороны новых конкурентов;
    • возможности проведения торгов с поставщиками;
    • возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;
    • угрозы со стороны альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов).
  5. для оценки конкурентоспособности предприятия существует методы, которые позволяют оценить положения компании по различным параметрам, сюда можно отнести таки методики как:
    • SWOT –анализ –это методика анализа сильных и слабых сторон предприятия, его внешних, благоприятных возможностей и угроз;
    • Методика оценки конкурентоспособности организации “4Р”, в позволяет дать количественную оценку, как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по таким факторам как, продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта;
    • Еще одним методом для оценки конкурентоспособности является модель Фишбейна - показывает отношение потребителя к товару/фирме.

 

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КЛИНИКИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ «САХМЕДПОМОЩЬ»

2.1 Анализ и  оценка конкурентоспособности

 

Предприятие ООО «Сахалинская Медицинская Помощь» было зарегистрировано 17 февраля 2002 года в Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Сахалинской области. Свидетельство о регистрации №518.45. Оно конкурирует на рынке медицинских услуг более десяти лет.

Всего в Сахалинской области работает 3 частных медицинских предприятий, предоставляющие данные виды услуг.

Рынок частных медицинских услуг динамично развивается. Новые технологии и услуги частных клиник «Медси», «Твой Доктор» и «СахМедПомощь» и др. позволяют потребителям сделать выбор по цене, качеству предоставляемых услуг. Также, благодаря конкуренции, каждая клиника развивается и совершенствуется.

 

Однако в течение  последних трех лет объемы производства продукции компании ООО «Влад-Бекон» стабилизировались и перестали  расти, несмотря на все усилия сбытовой службы. В то же время объемы продаж у основных конкурентов («Ратимир», «Надежда-95», «Вик») продолжали расти, продолжал расти и объем потребления колбасной продукции в Приморском крае.

Задача данного исследования — установить основные причины, препятствующие росту объемов продаж ООО «Влад-Бекон» и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности данного предприятия.

Для этого необходимо, прежде всего, выявить ключевые факторы успеха, с помощью которых основные конкуренты добились успеха, и дать соответствующие рекомендации руководству компании ООО «Влад-Бекон» для усиления ее конкурентных позиций.

Данное исследование необходимо будет разбить на три  этапа. В ходе первого этапа предполагается собрать информацию о том, каким  образом происходит ценообразования у основных конкурентов. В ходе второго этапа необходимо провести исследование потребителей, а именно:

  • качественные исследования на примере небольшой пробной группы — 50 человек в одном из супермаркетов г. Владивостока (для выяснения основных факторов, влияющих на выбор покупателей, и расстановки веса каждого фактора).
  • количественные исследования опрос группы потребителей (экспертов) в нескольких торговых точках г. Владивостока по расстановке баллов для определения имиджевой позиции каждого бренда (анкета — в приложении).

В ходе третьего этапа  будет проведена аналитическая  работа и выработка рекомендаций.

Итак, в практике экономических расчетов принято всех конкурентов делить на три группы: «лидеры», «середняки» и «ведомые». В зависимости от положения на рынке существуют три основные стратегии, которые используются при конкуренции:

  • «защита своих позиций»;
  • «нападение на конкурентов»;
  • «нейтралитет» таблица.

Позиции исследуемых  производителей представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.

Маркетинговая карта рынка мясоперерабатывающих (колбасных) компаний

п/п

Название компании

Стратегия

Объем продаж, кг ежедневно

Доля рынка, %

Лидеры рынка

1

«Ратимир»

Нападение

70 000

53,03

Середняки

2

«ВИК»

Защита

15 000

11,36

3

«Надежда»

9 000

6,82

4

ТД «Никольск»

15 000

11, 36

Ведомые

5

«Отец и сыновья»

Нейтралитет

4 500

3,41

6

«Кировские колбасы»

3 000

2,27

7

«Филимонов» (Лесозаводск)

2 500

1,89

8

«Род Стор» («Доброе  Дело»)

Нападение

5 000

3,79

9

«Элефант»

Нейтралитет

1 000

0,76

10

ООО «Арника»

2 500

1,89

11

ООО «Влад-Бекон»

4 500

3,41

ИТОГО:

132 000

100, 00


 

Знание сильных и  слабых сторон конкурента (особенно при  сравнении с собственными) дает возможность  фирме придерживаться различных  стратегий на основе информированности. Для оценки сил и слабостей формулируются показатели, определяющие успех. Каждому показателю приписывается вес, соответствующий его степени важности среди всех выбранных факторов (рис. 1).

Для определения веса каждого показателя общей массе  оценки так называемой успешности конкуренции компания «НПО «BraVo Consultant Ltd.» провела опрос 50 представителей целевой группы покупателей (предварительное исследование). Были опрошены покупатели, приобретающие продукцию в магазине «Алгос».

 

Рис. 1. Данные опросов потребителей по определению весов (относительной важности каждого показателя) при выборе колбасной продукции.

 

Немаловажным показателем  являются результаты оценки конкуренции по уровню цен на однородную продукции крупнейших мясопроизводителей, которые приводятся в таблице 2.2. Где 1 условный кг «средней» колбасы показывает так называемый средний уровень цен по 50 наиболее ходовым видам колбас.

 

Таблица 2.2

Ценовая карта рынка (стоимость 1 условного кг. «средней» колбасы) в рублях

Период времени

ООО «Влад Бекон»

«Отец и сыновья»

«Ратимир»

«ВИК»

«Надежда-95»

ТД «Никольск»

«Филимо-нов»

«Алгос»

«Арника»

I кв. 2007 г.

139,25

139

156

136

142

141

133

134

135

II кв. 2007 г.

141

141

160

138

142

143

134

138

136

III кв. 2007 г.

143

145,2

163

139,5

144

144

135

142

137,5

IV кв. 2007 г.

146

146

164,7

145

150

149,6

135,8

150

139

I кв. 2008 г.

148

148,5

165,4

151

156,7

150,4

138

153

143


 

Для того чтобы купить товар, потребитель должен определенно  захотеть сделать это. Убеждение  покупать, в свою очередь, может возникнуть вследствие определенного отношения к торговой марке и восприятия ее свойств. Такое отношение подразумевает, что потребитель как минимум осведомлен о товаре. Существует количественная взаимосвязь между объемами продаж и эффективностью коммуникаций. Эта взаимосвязь может быть выражена в стоимости коммуникаций и в объеме продаж. Основным источником таких данных являются полевые исследования, опросы потребителей, точный учет и анализ внутренней информации компании.

Для оценки рекламного образа компаний конкурентов вводится три основные градации отношения потребителей к марке: «вспомнили без подсказки», «вспомнили с подсказкой» и «не вспомнили вообще». На рисунке 2 отражена информированность потребителей о брендах. Размер выборки -100 человек.

 

Рис. 2. Информированность  потребителей о брендах

 

Ниже приводятся данные опроса потребителей (см. анкету в приложении), которого было выяснить популярность брендов  местных производителей продукции представленный на рисунке 2.

Предлагается ввести коэффициент, показывающий абсолютную силу компании (с помощью экспертных оценок):

 

К отн. эффект = 2 ×Хi +1×Kj+0×Xk

 

где Xi — число потребителей, вспомнивших о компании без подсказки, в процентном отношении;

Xj — число потребителей, вспомнивших о компании с подсказкой, в процентном отношении;

Х k— число потребителей, не вспомнивших о компании вообще.

Для того чтобы учесть в одной формуле значения всех показателей вспоминаемости рекламы, предлагается ввести следующие коэффициенты:

  • 2 — для вспомнивших о компании без подсказки;
  • 1 — для вспомнивших о компании с подсказкой;
  • 0 — для не вспомнивших о компании вообще. Подставив в данную формулу соответствующие значения, полученные результаты отражены в графике приведенном ниже на рисунке 3.

 

Рис. 3. Абсолютная сила каждого бренда

 

Теперь можно практически рассчитать три основных показателя конкурентоспобности, используемые в практике бизнеса: интегральный показатель конкурентоспособности, конкурентоспособность с использованием модели Фишбейна и конкурентоспособность с использованием метода идеальной точки.

Итак, сначала необходимо по двум имеющимся ключевым показателям (цена и сила бренда) рассчитать интегральный показатель относительной конкурентоспособности таблицы 2.3 -2.5.

 

Таблица 2.3

Сравнение основных показателей  конкурентоспособности в абсолютных значениях

Показатель  конк-ти

ООО «Влад Бекон»

«Отец и сыновья»

«Ратимир»

«ВИК»

«Надежда-95»

ТД «Никольск»

«Филимо-нов»

«Алгос»

«Арника»

Цена (руб)

148

148,5

165,4

151

156,7

150,4

138

153

143

Абсолютная сила бренда

45

90

195

130

140

55

40

125

11

Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия