Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:45, курсовая работа
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности(что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.
Введение 3
1. Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований конкурентов 6
1) Роль конкуренции в системе маркетинга. 6
2) Классификация конкуренции. 7
3) Система конкуренции. 12
2. Определение методов исследования 14
1) Исследования субъектов конкуренции. 14
2) Метод анализа позиции конкурента. 15
3) Исследование конкурентоспособности фирмы в целом. 17
3. Определение способа исследования 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить, в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Существует
по меньшей мере четыре основных типа
маркетинговой стратегии
Конкуренцию весьма эффективно анализировать с точки зрения динамики так называемых стратегических групп, то есть групп конкурирующих фирм или обособленных фирм, отличающихся по некоторым параметрам.
Стратегические зоны выделяются на основе рыночных параметров, таких как цена, качество, масштаб деятельности фирм, широта или глубина ассортиментной политики, каналы дистрибуции и т.д.
Динамика стратегических групп – это изменение в конкурентных позициях в заданных нами координатах, стратегиях рыночных игроков. Любое изменение имеет своей основой определенную провоцирующую информацию, на осознание которой уходит определенное время. При переходе из одной стратегической зоны в другую, необходимо учитывать затраты на переход, требование данной зональной группы, потенциал фирмы и потенциал конкурентов.
Стратегическая гибкость – это характеристика организации, проявляющаяся в возможности максимально адекватно, оперативно и с наименьшими затратами реагировать на стратегические изменения как во внешней среде, так и внутри самой организации.
Принципиальным пунктом в анализе динамики в конкурентной среде является наличие корректной информации. Стратегическое управление базируется на основе информации о деятельности самой организации и информации о внешнем мире.
Недостаток информации ведет к неадекватным стратегическим решениям, эффект от которых проявляется в среднесрочном и долгосрочном периоде и, как правило, ведет к крупным, иногда фатальным просчетам.8
Матричный метод.
В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат.
Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия.
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму.
Методы качественных
Основу качественных
Наблюдения различают: прямое или непрямое, открытое или скрытое, структуризованное или неструктуризованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Ассоциативные методы включают ассоциативные беседы, ретроспективной беседы.
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямой постановки людям вопросов. Опрос может носить структуризированный характер и неструктуризированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
Панель – выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Можно выделить следующие методы сбора данных при проведении опросов с участием интервьюеров или самостоятельном заполнении анкет: интервьюирование, осуществляемое на дому у респондента; интервьюирование посетителей крупных магазинов; интервью в офисах; традиционное телефонное интервью; телефонное интервью с помощью компьютера; полностью компьютеризованное интервью; групповое самостоятельное заполнение анкет; самостоятельное заполнение оставленных анкет; обследование по почте.
Источниками информации о фирмах-конкурентах, кроме приведенных, могут быть специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации, фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях.
В заключение хочется
сказать, что развитие практически любого
бизнеса невозможно без внимательного исследовани
Исследование конкурентов,
анализ их стратегии в маркетинге – необходимость
в условиях современного рынка. Изучение конкурентов
На первом этапе необходимо, прежде всего, выявить как действующих, так и возможных конкурентов . При этом выясняется, какие конкретно субъекты бизнеса являются Вашими основными конкурентами , кто из конкурентов занимает наиболее сильные позиции на рынке. Важно выяснить и какова доля каждого из конкурентов на рынке.
В ходе изучения
ценообразования у
При мониторинге
политики конкурентов в продвижении товаров
и услуг, акцентируется внимание на рекламные
акции. Изучается периодичность рекламы
конкурирующей организации, определяется,
как и что рекламируется. Важно проанализировать
отклики покупателей товаров и услуг на
проводимые конкурентами
При проведении
анализа политики в области сбыта
и дистрибьюции товаров и услуг,
выясняются и изучаются каналы сбыта
услуг или товаров у конкурент
Аудит работы сервисной политики, позволяет выявить дополнительные услуги у конкурирующих структур. Производится работа по систематизации всех слабых и сильных сторон конкурентов с позиции покупателей товаров или услуг.
Кроме того, выполняется так называемый SWOT-анализ. Это зачастую самый распространенный метод изучения деятельности конкурентов . В ходе работы выявляются все плюсы и минусы торговых марок конкурентов , а также возможные опасности для них. При этом изучается весь массив информации о бренде конкурентов , обо всех косвенных факторах, влияющих на торговую марку, а также о предпочтениях и поведениях покупателей в отношении брендов конкурирующих организаций. Собранные данные объединяются и анализируются все плюсы и минусы торговой марки конкурентов, происходит изучение данных с целью выработки собственной тактики и стратегии.
Работа по анализу
деятельности и исследованию конкурентов
1. Абчук В. А. Азбука маркетинга / В. А. Абчук. – СПб: Союз, 2010. –270 с.
2. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов / Г. Ассель. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 804с.
3. Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В.М.Тарасевич, Х. Анн; под общей ред. Багиева Г.Л. – М.: Экономика», 2008. – 703с.
4. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. – М.: Русская Деловая Литература, 2010. – 416с.
5. Гилберт А. Черчилль Маркетинговые исследования / А. Гилберт. – СПб: Питер, 2011. – 752 с.
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 656с.
7. Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности / В.П. Грузинов. – М.: Инфра – М, 2008. – 305с.
8. Дихтль Е. Практический маркетинг: Учеб.пособие / Е. Дихтль, Х.Хершген; под ред. И.С.Минко. – М.: Высш.шк., 2009. – 255 с.
9. Дурович А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А. П. Дурович. – Мн.: НЖП «Финансы, учет, аудит», 2008. – 464с.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д.Сондерс, В. Вонг. – М.; СПб.: Издат. дом. «Вильямс», 2008. – 105с.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 2011. – 896 с.
12. Соловьев Б. А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13 / Б. А. Соловьев. – М.: Инфра – М, 2010. – 336 с.
13. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Х. Хершген. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 334с.