Исследование рынка товаров Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 02:37, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является исследование регионального рынка конкретного товара (услуги).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность и функции маркетинговых исследований регионального рынка товаров (услуг);
рассмотреть методы анализа рынка;
провести исследование регионального рынка лесобумажной продукции на примере Сахалинской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Сущность и функции маркетинговых исследований регионального рынка товаров (услуг)……………………………………………………………….
2. Методы анализа рынка………………………………………………………
3. Исследование регионального рынка лесобумажной продукции на примере Сахалинской области…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная-маркетинг-тема 28.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

1. Сущность и функции маркетинговых исследований регионального рынка товаров (услуг)………………………………………………………………….

2. Методы анализа рынка………………………………………………………

3. Исследование регионального  рынка лесобумажной продукции  на примере Сахалинской области…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

3

 

4

6

 

9

12

13


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществляемые в стране экономические преобразования предполагают расширение и углубление рыночных принципов  хозяйствования на всех уровнях регулирования  и управления экономикой.

При этом существенно повышается роль региональных рынков, от состояния  и развития которых в значительной степени зависит социально-экономический  уровень отдельно взятого региона, соседних регионов и страны в целом. Это особенно важно для России, характеризующейся большой территорией  и большим количеством административно-территориальных  единиц.

Маркетинговые исследования региональных рынков позволяют выявить, с одной стороны, положительные  тенденции, а с другой - установить негативные явления на конкретном товарном рынке, на базе чего можно выработать рекомендации по улучшению рыночной ситуации.

Целью контрольной работы является исследование регионального  рынка конкретного товара (услуги).

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить сущность и функции маркетинговых исследований регионального рынка товаров (услуг);
  • рассмотреть методы анализа рынка;
  • провести исследование регионального рынка лесобумажной продукции на примере Сахалинской области.

 

 

  1. Сущность и функции маркетинговых исследований регионального рынка товаров (услуг)

 

Региональный рынок  - это совокупность фирм, вовлеченных в куплю-продажу товаров в пределах определенного рыночного региона. Структура регионального рынка включает фирмы, осуществляющие торгово-посредническую деятельность, хранение, транспортировку, реализацию товаров, страхование, кредитование торговли и др., а также систему прямых, обратных и комбинированных связей, обеспечивающих потоки товарных, финансовых, информационных ресурсов, осуществление переговоров, заказов и платежей, регистрацию отношений собственности.

Представители воспроизводственного подхода при изучении регионального рынка учитывают роль рыночных процессов в региональном воспроизводстве,  социально-экономическую среду и локальные воспроизводственные циклы, определяющие внутреннее экономическое пространство, а также открытый характер региональных рынков в экономическом пространстве.

Региональный рынок представляет собой совокупность экономических, правовых и нравственно-этических  отношений между субъектами экономики  в рамках отдельного региона, где  происходит согласование интересов  производителей и потребителей. Рынки  обеспечивают сочетание интересов  и эквивалентность экономических  отношений между субъектами региональной экономики через внутрирегиональные и межрегиональные экономические связи, обеспечивающие круговорот материальных, трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов.

Региональный рынок можно рассматривать с позиций процесса воспроизводства, как территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. Региональный рынок потребительских товаров связан с обслуживанием всех фаз воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления) и ряда локальных воспроизводственных циклов: воспроизводства потребительских товаров, воспроизводства рыночных инфраструктурных услуг, воспроизводства трудовых ресурсов.

Важнейшими критериями определения регионального рынка могут быть:

- относительная обособленность  регионального рынка как части  внутреннего рынка страны, характеризующая насколько обеспечиваются потребности региона за счет местного производства, какое место занимают межрегиональные экономические связи в формировании товарных ресурсов;

-  целостность регионального рынка товаров, предусматривающая в качестве базы для формирования регионального рынка административную территорию, в рамках которой обеспечивается непосредственное формирование товарных ресурсов для удовлетворения потребностей населения, балансируются денежные доходы и расходы населения, а также производятся денежные расчеты предприятий по завозу и вывозу продукции, осуществляется полное управление процессами товародвижения;

- наличие специфических  экономических, национально-бытовых,  природно-климатических, демографических  особенностей в регионе.

Региональный потребительский  рынок выполняет  ряд важных функций  в экономике региона, которые  представлены на рис. 1.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО  РЫНКА

         

Обеспечение взаимодействия продавцов и покупателей

 

Определение уровня равновесных региональных цен и пропорций между ценами различных товаров

 
         

Установление количественных пропорций в структуре спроса и предложения

 

Распределение товаров и услуг  между различными социально-экономическими группами населения региона

 
         

Выполнение роли сигнальной системы для производителей и  потребителей посредством прямых и  обратных связей

 

Обеспечение участия региона в  межрегиональных торгово-экономических  связях

 

Рис. 1. Функции регионального  рынка

Эффективность функционирования региональных рынков в значительной степени зависит от комплексности  маркетинговых исследований. Маркетинговое  исследование регионального рынка  представляет собой комплексный  подход, состоящий в выявлении  взаимосвязей между факторами, оказывающими влияние на исследуемый объект и  определении значений каждого из них, с целью обеспечения наиболее реальных предположений в качестве базы для возможно более точного  прогнозирования и планирования рыночной деятельности1.

Таким образом, региональный  рынок должен иметь общие черты всего внутреннего рынка и в то же время обладать свойственными ему специфическими особенностями.

 

  1. Методы анализа рынка

 

Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка  и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью  в прошлом и выявляются сложившиеся  на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период.

Если показатели сбыта  плавно растут и нет изменений в выпускаемой продукции и методах сбыта, то достаточно учесть только обобщенные показатели фактической реализации без проведения структурного анализа. Во всех же остальных случаях необходимо выяснение причин, проблем и определение путей их преодоления.

С чего нужно начать? С анализа показателей сбыта, но его изначально необходимо рассматривать в комплексе с анализом внешней информации. Следует отметить, что нет особой необходимости использовать излишне сложные методы математического анализа или проводить большой по объёму многоцелевой анализ. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности.

Различают три вида анализа  рынка:

Анализ рынка в целом  и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т.д.

Изменения, выявленные при  анализе, представляются и систематизируются  следующим способами.

Аналитическими таблицами  изменений:

создается несколько таблиц изменений ситуаций на рынке с  выбором сочетаний факторов и  показателей. В сжатой форме описываются: Потребитель и его запросы, продаваемая  продукция, конкуренты, тенденции реализации продукции на рынке в целом.

Составление карты позиционирования:

  • в соответствии с целями выбираются соответствующие характеристики для откладывания их по вертикальной и горизонтальным осям и определяется место предприятия на рынке по каждой группе продукции.

Анализ с помощью расчета  фактических показателей сбыта  и с использованием временных  рядов (тенденций, сезонности и т.д.)

Когда в условиях резких изменений маркетинговой обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них с новой точки  зрения. В качестве возможных критериев  могут быть:

  • анализ динамики сбыта в целом за последние несколько лет;
  • анализ динамики отдельных элементов (по сферам: по видам продукции, по группам Потребителей, в том числе по конечным, по районам, по каналам сбыта);
  • анализ с рассмотрением взаимосвязи причинных факторов ( строится гипотеза о том, что существует ли причинно-следственная связь между фактическими показателями и конкретным фактором, после чего происходит практическая оценка гипотез, рассматриваются не только предметные факторы, но и абстрактные явления и факторы типа “восриимчивость” или “система ценностей”;
  • анализ степени вклада по сферам и внутри сфер или выявление тех моментов, на которые особо следует обратить внимание при управлении сбыта на предприятие2.

Для того, чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно. Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев:

  • сумма (объём) продаж в абсолютном выражении;
  • маржинальная рентабельность т.е. (выручка от реализации - переменные издержки)/выручка от реализации, в целом по предприятию/ подразделениям или отдельным группам/видам продукции;
  • темпы прироста прибыли;
  • окупаемость.

В тоже время не стоит  в процессе анализа увлекаться и  анализом результатов в абсолютном изолированном значении. В этом случае существует опасность одностороннего взгляда. Например, если рассматривать  в чистом виде объём продаж какого–либо  вида продукции, имеющего абсолютные показатели, даже при низких темпах роста, может  создаться впечатление, что свою стратегию надо связывать именно с ним. Для того, чтобы избежать этой опасности надо вводить в расчёт весовые коэффициенты по каждому показателю и использовать произведения параметров, а не их абсолютные значения.

Анализируя рынок в  целом, следует понимать, что тенденции  рынка невозможно точно определить единичным изучением. За основными  показателями следует наблюдать  постоянно. При этом, если речь идет о продукции массового потребления, то изучение должно происходить в отношении изменения демографической структуры, географических аспектов, сезонных условий потребления, торговой обстановки в регионе, социально-экономических факторов, поведения потребителей в отношении покупки, стиля жизни, импорта.

 

3. Исследование  регионального рынка лесобумажной  продукции на примере Сахалинской области

 

Региональный рынок лесобумажной продукции находится в прямой зависимости от состояния лесного  хозяйства как ресурсного потенциала развития лесообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Общая площадь лесов Сахалинской области составляет 1394,1 тыс. га. Лесистость области 44%, а общий запас древесины - 237,1 млн. м³. Качество лесов в значительной мере определяется их породным составом. Наибольшую хозяйственную ценность представляют леса с преобладанием хвойных пород – они долговечнее, чем лиственные породы, дают более качественную древесину и более эффективно влияют на окружающую среду.

Одной из форм внедрения рыночных отношений в лесопользовании является предоставление участков лесного фонда в аренду, причем преимущественно с целью заготовки древесины.  Однако лесные участки, примыкающие к территориям санаториев, домов отдыха и садоводческих товариществ, передаются в аренду  и в культурно-оздоровительных целях. Разрешенный объем заготовки древесины на арендуемых участках увеличивается. Фактически заготовка древесины на арендуемых участках составила в 2009 г. 88 тыс. м³ (59,5 %  от разрешенного объема заготовки древесины) и 180 тыс. м³ в 2011 г. (58 % от  разрешенного объема заготовки древесины).

Леса, обеспечивая экологическую  устойчивость  территории, являются важнейшим источником сырья для  различных производств. Из древесного сырья изготавливается несколько тысяч наименований разнообразной продукции, которая находит применение в разных сферах хозяйствования.

В настоящее время в  Сахалинской области в значительных объемах выпускаются лесоматериалы круглые, пиломатериалы, фанеры, спички, картон гофрированный и тара из него, офисные и школьные изделия из бумаги, санитарно-гигиенические и медицинские бумажные изделия, рулонная бумага и другие изделия. Объемы производства отдельных видов лесобумажной продукции характеризуются следующими данными.

Таблица 1 – Объемы производства отдельных видов лесобумажной продукции Сахалинской области

Информация о работе Исследование рынка товаров Сахалинской области