Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:07, контрольная работа
Понятие имиджа тесно связано с понятием продажи. Любая акция, возникающая при взаимодействии людей, так или иначе, связана с продажей, прямой или косвенной. Люди стремятся понравиться друг другу для того, чтобы в дальнейшем быть друг другу полезными. Исключение в данном случае составляют лишь близкие друзья и семья. Все остальные общаются, иногда даже неосознанно, с целью получения какой-либо пользы для себя. Поэтому в мире бизнеса получило широкое распространение понятие имиджа. Имидж – это представление других о личности и деятельности какого-либо человека. Как правило, понятие «имидж» чаще всего применяют к личности. [1]
БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Факультет экономики и управления
Кафедра маркетинга, логистики и коммерции
ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Выполнила:
студент магистратуры
специальность УМК:
Уфа 2013
ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В последние годы значение имиджа в деловом общении в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж руководителя, имидж организации, компании, имидж товара, имидж политика и т.д. Развитие науки об имидже началось с возникновением, так называемого маркетингового мышления.
Понятие имиджа тесно связано с понятием продажи. Любая акция, возникающая при взаимодействии людей, так или иначе, связана с продажей, прямой или косвенной. Люди стремятся понравиться друг другу для того, чтобы в дальнейшем быть друг другу полезными. Исключение в данном случае составляют лишь близкие друзья и семья. Все остальные общаются, иногда даже неосознанно, с целью получения какой-либо пользы для себя. Поэтому в мире бизнеса получило широкое распространение понятие имиджа. Имидж – это представление других о личности и деятельности какого-либо человека. Как правило, понятие «имидж» чаще всего применяют к личности. [1]
Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все более актуальной.
Основной проблемой, встающей перед руководителем, является проблема построения взаимоотношений с подчиненным ему коллективом и вышестоящим руководством. Эти взаимоотношения должны строиться так, чтобы способствовать налаживанию эффективной работы всего коллектива, достижению целей, поставленных перед организацией в целом.
Понятно, для чего специально создавать некий образ, адресованный общественному мнению и партнёрам. Но разве имиджу принадлежит какая-то особая роль в сфере общения с персоналом, управления им? Не достаточно ли руководителю набора необходимых менеджерских качеств – скажем, умения планировать и контролировать бизнес-процесс, мотивировать подчиненных, обеспечивать профессиональное и личностное развитие персонала и т.п., чтобы добиться эффективной работы?
Имидж – это своего рода призма, через которую преломляется каждая коммуникация от руководителя подчинённому. И эта призма может усилить сообщение, может ослабить, а может и полностью исказить его. И тогда шеф будет излагать некую важную идею, а его подчинённые услышат совершенно иное.
И второе. Имидж продолжает работать на человека и в его отсутствие, то есть, когда он, скажем так, не стоит за спиной у подчинённого. Если сотрудники относятся к начальнику с уважением – а «правильный» имидж является важным фактором формирования уважительного отношения, - то даже когда шефа нет рядом, такое восприятие помешает подчиненным обмануть его, не выполнить задание или выполнять его спустя рукава. [2]
Оптимальный руководитель - тот, с кого берут пример.
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя.
В этих условиях он становился руководителем (управляющим), а другой – его подчиненным (исполнителем). И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе, а затем и в России в результате перехода от тоталитарного режима к демократической системе ситуация резко изменилась.
Рыночные отношения в данный момент времени владеют всеми сферами жизни общества. Появляются фирмы, требующие большого числа руководителей, способных принимать грамотные, рациональные решения, умеющих работать с большими массами людей и быть свободными в своих поступках. Поэтому от управляющих требуется высокий профессионализм и компетентность.
Руководитель – это лицо, которое официально управляет коллективом, организацией и контролирует, регулирует деятельность самого коллектива, это и субъект, который несет юридическую, правовую ответственность за функционирование, деятельность коллектива.
По мнению многих психологов, внешний вид имеет не маловажное значение при общении и влияет на процессы восприятия. Для руководителя проблема внешнего вида очень важна, так как зачастую успех встречи будет зависеть от того, какое впечатление на своего делового партнера он произведет.
Естественно, что у разных людей разные требования к внешности и поэтому не надо стремиться угодить всем. Необходимо найти себя и свой стиль, свой имидж, как в одежде, так и в поведении.
Оценка имиджа руководителя образовательного учреждения
Занимаясь проблемой возвышения престижа управленческой деятельности директора образовательного учреждения, выявляя, какие факторы работают на создании его позитивного имиджа как руководителя, мною было проведено социологическое исследование. Его суть состояла в том, чтобы на основании полученной целевой информации провести сравнительный анализ мнений двух групп респондентов: директора МОУ СОШ №14 о своем имидже и педагогов об имидже директора школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что по результатам анализа персонального имиджа руководителя можно выявить наиболее слабые стороны в деятельности «первого лица» и предпринять меры для их корректировки. Соответственно, выявление сильных сторон может улучшить и закрепить формирование положительного имиджа руководителя, и образовательного учреждения в целом.
Мною были проведены исследования имиджа директора МБОУ СОШ № 14. Директор школы выполняет должность всего 4 года, но заинтересована в создании позитивного личного имиджа, она старается сформировать о себе благоприятное мнение. Соответственно, целью образовательного учреждения также является создание позитивного имиджа, который повышает конкурентоспособность школы, привлекает внимание общественности, увеличивает объем сторонников и партнеров, что позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы.
Со слов респондентов, директора можно назвать достаточно тонким психологом, она умеет слушать своих подчиненных и четко выражать свои мысли относительно конкретной ситуации. Она достаточно хорошо оценивает окружающую его обстановку и людей, с которыми приходится общаться. На первый взгляд она производит впечатление доброго человека, но на самом деле она на несколько шагов вперед просчитывает свои слова и прогнозирует, какие отношения могут и должны сложиться с тем или иным человеком.
Ей присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого она не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому наш директор умеет контролировать свои эмоции и настроения, изучает эмоции других, и находит подход к их поведению.
Из этого можно сделать вывод, что она хороший стратег и психолог.
Со слов сотрудников, иногда директор все-таки позволяет дать волю своим эмоциям. Это происходит крайне редко, но обязательно по делу, а не по настроению. Директора очень раздражает леность, нежелание выполнения сотрудником своей работы. В этом случае она может повысить тон, отругать, не стесняясь указать на ошибки, просчеты. Но при этом она всегда старается дать конструктивный анализ проблемы и помогает найти пути ее разрешения, предлагая четкие и полезные советы, рекомендации.
Коллеги считают, что поведение директора служит эталоном для подражания всего педагогического коллектива. Она вежлива и корректна в обращении с работниками и родителями, четко и ясно выражает свои мысли, грамотно строит предложения, ее речь яркая и образная, поэтому коллеги понимают директора с полуслова. Такой стиль поведения способствует внутренней собранности, помогает настроить внимание каждого отдельно взятого сотрудника на выполнение общего дела.
Директор школы – молодая женщина, уделяет большое внимание своему внешнему виду – всегда элегантна и привлекательна. Деловые костюмы, классическая стильная обувь, стройная фигура, современные причёски всегда, приветливая, одобрительная улыбка, искрящийся взгляд радуют глаз, вызывают уважение сотрудников.
Как руководитель своим положительным примером заряжает сотрудников креативным подходом к работе. Она очень ценит качество работы своих сотрудников, т.к. сама относится к работе ответственно, то и с остальных требует того же, за это она не скупа на грамоты и благодарственные письма, не стесняется словесно похвалить и подбодрить своих подчиненных. Директор очень чуткий и внимательный человек , она не забывает поздравить с днем рождения, юбилеем, созданием семьи и другими памятными событиями каждого своего сотрудника.
В этой связи обратим внимание на такой факт: известная в менеджменте формула «начальник – подчиненный» в нашей школе не имеет жесткого субординационного значения. В школьном социуме общение директора школы реализуется по формуле «руководитель – коллега». Вот почему в социальном пространстве решающее значение имеют не субординационные, а коллегиальные и дружеские отношения между директором школы и педагогами. Такой стиль общения в образовательном учреждении продуктивен и соответствует целевому предназначению этого социума – бережное прикосновение к каждому его участнику.
В результате социологического опроса получены данные о профессионально важных качествах руководителя, оказывающих влияние на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения, выделены приоритетные категории.
На базе общего смыслового ядра были выделены следующие категории анализа: интеллектуальные особенности руководителя; коммуникативные способности; категория «отношение к работе»; внешний вид; качества деятельности; взаимодействие с сотрудниками; особенности характера; реальные дела; принятие других.
Категория «качества деятельности» присутствует в высказываниях 73,1 % респондентов и занимает лидирующее положение. Руководителя оценивают с точки зрения владения им педагогическими технологиями, наличия у него «хозяйственной жилки», экономической грамотности.
Чуть меньше в процентном выражении – 68% респондентов не безразличны «особенности характера», особенно такие качества как ответственность, справедливость, уравновешенность и др.
Далее следует категория «особенности руководителя как партнера по общению», она присутствует в рассуждениях 47,6% участвующих в исследовании. Руководитель оценивается с точки зрения ораторских способностей, чувства юмора, умения убеждать и быть тактичным. Категория «взаимодействие с сотрудниками» присутствует в оценке 40,8 % респондентов.
Также в равной степени представлены категории «отношение к работе» и «принятие других» - 25,5%. Важным является то, какое отношение руководитель проявляет к работе, насколько предан делу, проявляет ли чуткость, заботу и терпение по отношению к людям.
Категория «внешний вид» оценили 23,8% респондентов; категории «интеллектуальные особенности» и «реальные дела» - 15,3 и 11,9 соответственно.
Мы можем сделать вывод, что при формировании имиджа подвергаются оценке такие профессионально важные качества, как гибкость, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным. На формирование имиджа также его оказывает влияние, занимается ли руководитель самообразованием, повышением своего профессионального уровня, а также опыт работы с людьми.
Таким образом, наибольшее влияние на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения оказывают черты характера, качества деятельности и особенности взаимодействия с сотрудниками.
Оценка имиджа образовательного учреждения руководителем и сотрудниками
Директор школы выполняет должность
всего 4 года. За четыре года произошло
много изменений: устройство тёплого туалета,
подключение газового отопления, реконструкция
столовой, медицинского кабинета, котельной,
закуплена новая мебель для классных кабинетов,
обновляется материально – техническая
база: закуплено оборудование для столовой,
медицинского кабинета, спортивного оборудования,
АРМ – ы в кабинет биологии и истории,
копирующая техника, полностью оборудован
кабинет химии. В прошлом году школа
достойно отметила 75 летний юбилей, где
администрацией города и управлением
образования работа школы была отмечена
на высоком уровне, заслуженно было отмечено
много педагогов и технического персонала
школы.
Для оценки имиджа данного образовательного учреждения нами была разработана и проведена анкета (приложение 1).
Нами были опрошены: директор,12 педагогов и 5 сотрудников технического персонала.
Анкетирование показало, что имидж образовательного учреждения сформирован на достаточно хорошем уровне. Расхождения, которые иногда встречаются между ответами небольшие. Это показывает, что руководитель образовательного учреждения и сотрудники сплоченный коллектив, который делает одно дело.