Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: представление о конкурентоспособности предприятия и способах конкурирования с другими участниками рынка.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Подвидами являются: монополия и омегополия. Монополия – это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.

Выделяют:естественную (легальную) и искусственную,а также чистую и абсолютную.

Монополистические фирмы создают барьеры для  вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к источникам сырья  и энергоресурсам; используют высокий  уровень технологий; применяют более  крупный капитал и т. д.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн.

Картель – это союз двух и более фирм одной отрасли промышленности, где участники сохраняют свою собственность на средства производства и продукты производства, а созданные товары сами реализуют на рынке, определяя цену, долю рынка и устанавливая квоту.

Синдикат – это та же картель, только отличие в условиях реализации готовой продукции – для этого создается определенная контора.

Трест – это монополия, где собственность на средства производства и готовую продукцию совместная.

Концерн – это союз независимых предприятий разных отраслей промышленности, где финансовый контроль над всеми участниками осуществляет главная фирма.

Характерные черты:

1. Обладание  достаточно точной информацией  о потребителях и потенциальных  конкурентах;

2. С помощью  рекламы может оказывать влияние  на формирование спроса потребителей;

3. Может оказывать  воздействие на заказчика в  лице государственных учреждений  или на компании контрагентов.

Олигополия – это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли.

Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат.

4. Ценовая  – это искусственное сбивание  цен на товар. Здесь широко  используется ценовая дискриминация,  при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой  политики у фирмы; невозможность  перепродажи товара у первоначального  покупателя. Данный вид конкуренции  особенно часто применяется в  сфере услуг.

5. Неценовая  – это конкуренция, осуществляемая  с помощью совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи.

Проведение  неценовой конкуренции может  осуществляться по двум направлениям:

1. Конкуренция  по продукту, т. е. происходит  улучшение технических характеристик  товаров или приспособляемость  товаров к нуждам потребителей. Данное направление основывается  на стремлении захватить часть  рынка, выпуская новые товары, которые принципиально отличаются  от своих предшественников.

2. Конкуренция  по условиям продаж, т. е. это  улучшение сбыта путем улучшения  сервиса обслуживания покупателей:  реклама, льготы, совершенствование  торговли. Возможно применение незаконных  методов – промышленный шпионаж,  переманивание специалистов, изготовление  поддельных аналогов, худших по  качеству, и многое другое.[2]

 

 

 

 

4. Анализ маркетинговой  деятельности ОАО «Сургутнефтегаз»

 
4.1. Характеристика деятельности  компании

 

«Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших нефтяных компаний России, активно развивающая секторы  разведки и добычи нефти и газа, переработку газа и производство электроэнергии, производство и маркетинг  нефтепродуктов, продуктов нефте- и  газохимии.

Основными направлениями  бизнеса компании являются: 
    - Разведка и добыча углеводородного сырья, 
    - Переработка газа и производство электроэнергии, 
    - Производство и маркетинг нефтепродуктов, товарного газа, продуктов газопереработки, 
    - Выработка продуктов нефтехимии.

Нефтегазодобывающая компания «Сургутнефтегаз» - одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России. На его долю приходится  около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России. 
На протяжении многих лет предприятие является лидером отрасли по разведочному, эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин. 
На предприятии создан первый в России полный цикл производства, переработки газа, выработки на его основе собственной электроэнергии, получения готового продукта и сырья для нефтехимии. 59 структурных подразделений предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторождений, по строительству производственных объектов и трубопроводов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов. Одним из значимых конкурентных преимуществ предприятия является наличие в его составе мощных сервисных подразделений, которые обеспечивают высокую эффективность внедрения передовых технологий нефтегазодобычи. Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы

Нефтеперерабатывающий завод компании – «Киришинефтеоргсинтез» - одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны, на его долю приходится около 9% российской нефтепереработки. 
Завод выпускает 58 видов продуктов нефтепереработки с высокими экологическими и эксплуатационными свойствами, в том числе все виды моторных топлив, ароматические углеводороды, жидкий парафин, кровельные и гидроизоляционные материалы и др. Дизтопливо, авиакеросины, кровельные материалы и битумы, выпускаемые заводом, соответствуют международным стандартам качества. 
Введенный в строй в 1996 году комплекс ЛАБ-ЛАБС выпускает основу для моющих средств с биоразлагаемостью 95%. На основе этого сырья производится 100% синтетических моющих средств в России и 10% - в Европе.

Основные рынки сбыта  компании - регионы Северо-Запада России. В настоящее время розничная  сеть Сургутнефтегаза представлена 5 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт». На конец 2009 года торговые компании располагают 301 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива. 
В состав компании входит два крупных научных центра - научно-исследовательский и проектный институт «СургутНИПИнефть».  
Институт «СургутНИПИнефть» - крупнейшая проектная организация отрасли, он представляет собой единый высокотехнологичный комплекс, позволяющий осуществлять проектирование, обустройство месторождений нефти и газа на уровне мировых стандартов. Институт имеет международный сертификат качества серии ИСО 9000. 
«СургутНИПИнефть» выполняет все виды работ в области геологии, бурения, разработки месторождений, решает задачи по созданию постоянно действующих моделей месторождений, по внедрению техники и технологий строительства скважин, методов повышения нефтеотдачи пластов, проектирования объектов обустройства. 
в области реконструкции существующих технологических установок.[5]

 
4.2. Анализ внешней и внутренней  среды компании

Для выделения объекта  ОАО «Сургутнефтегаз» из окружающей среды воспользуемся моделью «черного ящика».

С позиций системного анализа  предприятие вовлечено в три  процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (производственный процесс);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход);

Рассмотрим каждый из процессов  применительно к выбранному объекту.

К материальным ресурсам, используемым на предприятии, являются:

- природные ресурсы (нефть,  газ);

- спецтехника и оборудование (буровые установки, резервуары, трубопроводы и т.д.).

Трудовые ресурсы –  работники, соответствующей квалификации (инженеры, подсобные рабочие, мастера, операторы и т.д.).

Технология как ресурс производства приобрела на сегодняшний  день большое значение. Различные  методы добычи, бурения, переработки и инновационные технологии способны снизить затраты и время на производство работ.

Под производственным процессом  на предприятии понимается полный цикл работ от геологии до сбыта нефтепродуктов.

Таблица 1 - SNW-АНАЛИЗ ОАО «Сургутнефтегаз»

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

+

   

Бизнес-стратегии

+

   

Оргструктура

+

   

Финансы, как общее финансовое положение

+

   

Продукт как конкурентоспособность  в целом

 

+

 

Структура затрат

 

+

 

Дистрибуция как система  реализации продукции

+

   

Информационная технология

 

+

 

Инновации как способ к  реализации на рынке продуктов

 

+

 

Способность к лидерству  в целом

 

+

 

Уровень производства в целом

+

   

Уровень маркетинга

 

+

 

Уровень менеджмента

+

   

Качество торговой марки

 

+

 

Качество персонала

+

   

Репутация на рынке

+

   

Репутация как работодателя

 

+

 

Отношения с органами власти

 

+

 

Отношения с профсоюзами

 

+

 

Отношения со смежниками

+

   

Инновации как исследования и разработки

+

   

Послепродажное обслуживание

   

+

Степень вертикальной интегрированности

+

   

Корпоративная культура

 

+

 

Стратегические альянсы

+

   

 

Итак, в общем и целом картина внутренней среды достаточно благоприятная. Компания достаточно сильно вертикально интегрирована, имеет огромные объемы производства, активно сотрудничает со многими компаниями.

Система связана с окружающей средой двояким образом: с одной  стороны внешняя среда влияет на систему, с другой стороны система  воздействует на среду. Внешняя среда  предприятия как системного объекта  состоит из ближнего и дальнего окружения.

В качестве ближнего окружения для ОАО «Сургунефтегаз» можно назвать:

  • клиенты – юридические и физические лица (ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ООО "Новгороднефтепродукт", ОАО "Уральские газовые сети", ООО "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт", ОАО "КАМАЗ", ОАО "ПО "Киришинефтеоргсинтез");
  • поставщики – компании и частные лица, предлагающие услуги и оборудования ( «Техноком», ООО «ПромТехника», «НТЦ Эврика» и т.д.);
  • конкуренты – компании, предлагающие аналогичные услуги (ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», ОАО «ТНК-BP» и т.д.);
  • партнеры по бизнесу – компании, предлагающие различные услуги   («ОМТ-Консалт» и т.д.);
  • контролирующие органы – ИФНС, Фонд социального страхования РФ, Управление пенсионного фонда РФ, Пожарная инспекция и т.д.
  • финансово-кредитные учреждения – банки, предоставляющие услуги кредотования (Сбербанк и т.д.);

Второй составляющей окружающей среды является дальнее окружение, под влиянием сил и тенденций  которого осуществляется деятельность. На сегодняшней день политическая и экономическая ситуации в стране стабильны, что дает возможность развития бизнеса. Так же растет уровень доходов населения, что позволяет говорить о возрастающих потребностях. Законодательная база, определяющая полномочия и права компании, способна дать возможность для защиты от нечестной конкуренции и т.д.

Развитие науки и техники  имеет решающие значение для появления  технологических нововведений в нефтегазовой области.

Природно-климатические  условия в данном регионе предполагают определенные трудности в проведении различных работ связанных с добычей, бурением, перевозкой нефтепродуктов и т.д.

Практический смысл анализа  внешней и конкурентной среды  для компании состоит в выявлении  угроз и возможностей для бизнеса, которые могут вытекать из происходящих «вовне» его процессов. Рассмотрим более подробно, что может быть предметом внимания компании при анализе ее внешней среды.

Информация о работе Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией