Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является: представление о конкурентоспособности предприятия и способах конкурирования с другими участниками рынка.
Подвидами являются:
монополия и омегополия. Монопо
Выделяют:естественную (легальную) и искусственную,а также чистую и абсолютную.
Монополистические фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам; используют высокий уровень технологий; применяют более крупный капитал и т. д.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн.
Картель – это союз двух и более фирм одной отрасли промышленности, где участники сохраняют свою собственность на средства производства и продукты производства, а созданные товары сами реализуют на рынке, определяя цену, долю рынка и устанавливая квоту.
Синдикат – это та же картель, только отличие в условиях реализации готовой продукции – для этого создается определенная контора.
Трест – это монополия, где собственность на средства производства и готовую продукцию совместная.
Концерн – это союз независимых предприятий разных отраслей промышленности, где финансовый контроль над всеми участниками осуществляет главная фирма.
Характерные черты:
1. Обладание
достаточно точной информацией
о потребителях и
2. С помощью
рекламы может оказывать
3. Может оказывать
воздействие на заказчика в
лице государственных
Олигополия – это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли.
Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат.
4. Ценовая
– это искусственное сбивание
цен на товар. Здесь широко
используется ценовая
5. Неценовая
– это конкуренция,
Проведение неценовой конкуренции может осуществляться по двум направлениям:
1. Конкуренция
по продукту, т. е. происходит
улучшение технических
2. Конкуренция
по условиям продаж, т. е. это
улучшение сбыта путем
4. Анализ маркетинговой
деятельности ОАО «
4.1. Характеристика деятельности
компании
«Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших нефтяных компаний России, активно развивающая секторы разведки и добычи нефти и газа, переработку газа и производство электроэнергии, производство и маркетинг нефтепродуктов, продуктов нефте- и газохимии.
Основными направлениями
бизнеса компании являются:
- Разведка и добыча углеводородного сырья,
- Переработка газа и производство электроэнергии,
- Производство и маркетинг нефтепродуктов,
товарного газа, продуктов газопереработки,
- Выработка продуктов нефтехимии.
Нефтегазодобывающая
компания «Сургутнефтегаз» - одно из крупнейших предприятий
нефтяной отрасли России. На его долю приходится
около 13% объемов добычи нефти в стране
и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями
России.
На протяжении многих лет предприятие
является лидером отрасли по разведочному,
эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию
новых добывающих скважин.
На предприятии создан первый в России
полный цикл производства, переработки
газа, выработки на его основе собственной
электроэнергии, получения готового продукта
и сырья для нефтехимии. 59 структурных
подразделений предприятия осуществляют
весь комплекс работ по разведке и разработке
месторождений, по строительству производственных
объектов и трубопроводов, по обеспечению
экологической безопасности производства
и по автоматизации производственных
процессов. Одним из значимых конкурентных
преимуществ предприятия является наличие
в его составе мощных сервисных подразделений,
которые обеспечивают высокую эффективность
внедрения передовых технологий нефтегазодобычи.
Нефть поставляется как на российские
нефтеперерабатывающие заводы, так и за
рубеж - в страны СНГ и Западной Европы
Нефтеперерабатывающий
завод компании – «Киришинефтеоргсинтез» - одно из крупнейших нефтеперерабатывающих
предприятий страны, на его долю приходится
около 9% российской нефтепереработки.
Завод выпускает 58 видов продуктов нефтепереработки
с высокими экологическими и эксплуатационными
свойствами, в том числе все виды моторных
топлив, ароматические углеводороды, жидкий
парафин, кровельные и гидроизоляционные
материалы и др. Дизтопливо, авиакеросины,
кровельные материалы и битумы, выпускаемые
заводом, соответствуют международным
стандартам качества.
Введенный в строй в 1996 году комплекс ЛАБ-ЛАБС
выпускает основу для моющих средств с
биоразлагаемостью 95%. На основе этого
сырья производится 100% синтетических
моющих средств в России и 10% - в Европе.
Основные рынки сбыта
компании - регионы Северо-Запада России.
В настоящее время розничная
сеть Сургутнефтегаза представлена 5
торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт»,
«Киришиавтосервис», «Новгороднефтепродукт»,
«Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт».
На конец 2009 года торговые компании располагают
301 АЗС, большая часть которых представляет
собой современные автозаправочные комплексы
с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия
имеют 28 нефтебаз для хранения топлива.
В состав компании входит два крупных научных центра
- научно-исследовательский и проектный
институт «СургутНИПИнефть».
Институт «СургутНИПИнефть» - крупнейшая
проектная организация отрасли, он представляет
собой единый высокотехнологичный комплекс,
позволяющий осуществлять проектирование,
обустройство месторождений нефти и газа
на уровне мировых стандартов. Институт
имеет международный сертификат качества
серии ИСО 9000.
«СургутНИПИнефть» выполняет все виды
работ в области геологии, бурения, разработки
месторождений, решает задачи по созданию
постоянно действующих моделей месторождений,
по внедрению техники и технологий строительства
скважин, методов повышения нефтеотдачи
пластов, проектирования объектов обустройства.
в области реконструкции существующих
технологических установок.[5]
4.2. Анализ внешней и внутренней
среды компании
Для выделения объекта ОАО «Сургутнефтегаз» из окружающей среды воспользуемся моделью «черного ящика».
С позиций системного анализа предприятие вовлечено в три процесса:
Рассмотрим каждый из процессов применительно к выбранному объекту.
К материальным ресурсам, используемым на предприятии, являются:
- природные ресурсы (нефть, газ);
- спецтехника и оборудование
(буровые установки,
Трудовые ресурсы – работники, соответствующей квалификации (инженеры, подсобные рабочие, мастера, операторы и т.д.).
Технология как ресурс производства приобрела на сегодняшний день большое значение. Различные методы добычи, бурения, переработки и инновационные технологии способны снизить затраты и время на производство работ.
Под производственным процессом на предприятии понимается полный цикл работ от геологии до сбыта нефтепродуктов.
Таблица 1 - SNW-АНАЛИЗ ОАО «Сургутнефтегаз»
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции | ||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) | |
Стратегия организации |
+ |
||
Бизнес-стратегии |
+ |
||
Оргструктура |
+ |
||
Финансы, как общее финансовое положение |
+ |
||
Продукт как конкурентоспособность в целом |
+ |
||
Структура затрат |
+ |
||
Дистрибуция как система реализации продукции |
+ |
||
Информационная технология |
+ |
||
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
+ |
||
Способность к лидерству в целом |
+ |
||
Уровень производства в целом |
+ |
||
Уровень маркетинга |
+ |
||
Уровень менеджмента |
+ |
||
Качество торговой марки |
+ |
||
Качество персонала |
+ |
||
Репутация на рынке |
+ |
||
Репутация как работодателя |
+ |
||
Отношения с органами власти |
+ |
||
Отношения с профсоюзами |
+ |
||
Отношения со смежниками |
+ |
||
Инновации как исследования и разработки |
+ |
||
Послепродажное обслуживание |
+ | ||
Степень вертикальной интегрированности |
+ |
||
Корпоративная культура |
+ |
||
Стратегические альянсы |
+ |
Итак, в общем и целом картина внутренней среды достаточно благоприятная. Компания достаточно сильно вертикально интегрирована, имеет огромные объемы производства, активно сотрудничает со многими компаниями.
Система связана с окружающей средой двояким образом: с одной стороны внешняя среда влияет на систему, с другой стороны система воздействует на среду. Внешняя среда предприятия как системного объекта состоит из ближнего и дальнего окружения.
В качестве ближнего окружения для ОАО «Сургунефтегаз» можно назвать:
Второй составляющей окружающей среды является дальнее окружение, под влиянием сил и тенденций которого осуществляется деятельность. На сегодняшней день политическая и экономическая ситуации в стране стабильны, что дает возможность развития бизнеса. Так же растет уровень доходов населения, что позволяет говорить о возрастающих потребностях. Законодательная база, определяющая полномочия и права компании, способна дать возможность для защиты от нечестной конкуренции и т.д.
Развитие науки и техники имеет решающие значение для появления технологических нововведений в нефтегазовой области.
Природно-климатические условия в данном регионе предполагают определенные трудности в проведении различных работ связанных с добычей, бурением, перевозкой нефтепродуктов и т.д.
Практический смысл анализа внешней и конкурентной среды для компании состоит в выявлении угроз и возможностей для бизнеса, которые могут вытекать из происходящих «вовне» его процессов. Рассмотрим более подробно, что может быть предметом внимания компании при анализе ее внешней среды.
Информация о работе Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией