Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является: представление о конкурентоспособности предприятия и способах конкурирования с другими участниками рынка.
В управленческой литературе это получило название PEST-анализа -оценка социальных, технологических, экономических и политических факторов, которые могут оказать существенное влияние на условия ведения бизнес.
Таблица 2 - PEST-анализ для ОАО «Сургутнефтегаз»
P -выборы в государственную думу в 2012 году; - выборы президента в 2012 году; -повышение з/п бюджетникам, стипендий, пенсий; -государственное влияние
в отрасли осуществляется -государственное Сценарий: В целом прогноз по политике благоприятен: выборы правительства РФ не должны воспрепятствовать развитию отрасли; |
E -в целом наблюдается
стабилизация экономической -наблюдается снижение
безработного населения ( - инфляция в России с начала 2012 года составила 1,7 процента;-курс доллара 29,521 рублей, курс евро 38,81 рублей; -ставка рефинансирования составляет 8,75%; -в целом доля экспорта продукции отрасли остается высокой и за последние 7 лет держится примерно на одном уровне – 60 млн.тонн (в страны дальнего зарубежья и СНГ); Сценарий: Прогноз по экономике благоприятен: уменьшение ставки рефинансирования дает возможность доступного кредитования и, следовательно, развития отрасли, однако доля экспорта уже многие годы не увеличивается. |
S -в целом уровень жизни в России повышается, хотя процент людей с достаточным уровнем дохода по-прежнему остается невелик; -роль образования повышается, все больше приобретает приоритет высшее образование; -естественный прирост в России -0,9% (то есть -0,09 % за год) — наилучший показатель за последние 19 лет ; -рост доходов населения
увеличивает объем продаж и
обеспечивает развитие Сценарий Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Потребность в нефтепродуктах растет, так как растет благосостояние людей. Общество постепенно становится экономически грамотным и меняет приоритет от “дешевого” к “качественному”. |
T -технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом; -значимые тенденции в НИОКР и новые патенты не имеют большого значения в отрасли; -скорость изменения новых технологий достаточно низкая, однако адаптируются они быстро; -технологические Сценарий Технологические факторы могут оказать влияние на отрасль: развитие технологии в большей степени направлено на сокращение издержек. |
На сегодняшний день в России стабильная ситуация для развития бизнеса, так как политические и экономические процессы в стране стабильны. Растет уровень доходов населения, что позволяет говорить о возрастающих потребностях в нефтепродуктах, так как население может позволить обзавестись себе по крайней мере одним видом транспорта на семью. Законодательная база, определяющая полномочия и права компании, способна дать возможность развития бизнеса, защиты от нечестной конкуренции (антимонопольное законодательство) и т.д. Развитие науки и техники имеет решающие значение для появления технологических нововведений в области отрасли. Инновационные технологии сокращают сроки и издержки производства.
Таблица 3 - Профиль среды ОАО «Сургутнефтегаз»
Факторы среды |
Важность для отрасли, А |
Влияние на организацию, В |
Направленность влияния, С |
Степень важности, D= А*В*С |
1. Величина экспорта сырой нефти и газа |
3 |
3 |
+1 |
9 |
2. Экономическая ситуация в стране |
3 |
3 |
+1 |
9 |
3. Развитие новых технологий |
3 |
3 |
+1 |
9 |
4. Залежей природных ресурсов в стране |
3 |
3 |
+1 |
9 |
5. Открытие новых компаний-конкурентов |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
6. Повсеместное увеличение рождаемости |
1 |
2 |
+1 |
2 |
Теперь можно сделать
4.3. SWOT-анализ нефтегазовой компании и выявление ключевых факторов успеха (КФУ)
Для выявление сильных и слабых сторон, а так же угроз и возможностей компании, проведем SWOT – анализ.
SWOT-АНАЛИЗ ОАО «Сургутнефтегаз»
Возможности (T):
1)расширение геологоразведки;
2) освоение новых месторождений в новых
перспективных районах;
3) активная кадровая политика;
4) увеличение качества и глубины переработки
нефти, следовательно, увеличение конкурентоспособности;
5) диверсификация бизнеса;
6) избавление от неликвидных активов.
Угрозы (O):
1) несовершенство законодательства, его
постоянное изменение, особенно в области
налогообложения, государственно-
2) высокое налоговое (таможенное) бремя;
3) повышенное внимание со стороны государства
к нефтяной отрасли ( в связи с делом «Юкоса»);
4) создание альтернативного топлива, источника
энергии;
5) тяжелые климатические условия;
Сильные стороны (S):
1) высокий объем добычи углеводородного
сырья;
2) относительно низкая себестоимость;
3) является добропорядочным налогоплательщиком.
В связи с чем лояльное отношение как со
стороны отдельных государственных органов,
так и со стороны государства в целом;
4) высококвалифицированный менеджмент;
5) «патриотичное» отношение менеджмента
к судьбе компании;
6) мощная социальная политика в отношении
сотрудников компании;
7) солидная репутация на внутреннем и
внешнем рынке;
8) авторитет среди поставщиков, исполн6ителей,
подрядчиков, прочих контрагентов компании.
В связи с чем отсутствует проблема в поиске
необходимых контрагентов и практически
устраняется разногласия при заключении
договоров;
9) значительное количество свободных
денежных средств;
10) мощная служба безопасности.
11) дальнейшее наращивание объемов нефтегазодобычи;
12) увеличение конкурентоспособности
в области нефтепереработки;
13) выход на новые рынки сбыта;
14) вхождение на новые сегменты рынка в
связи с диверсификацией бизнеса, с использованием
свободных денежных средств;
15) нормальное сосуществование с государством
(выполнение обязательств перед государством);
16) совершенствование условий труда в
условиях сложного климата;
15) приход молодых менеджеров, способных
адекватно реагировать на
16) Наличие научно-технологической базы.
Слабые стороны (W):
1) консерватизм менеджмента высшего звена.
Осторожное отношение к новациям;
2) «экономная» дивидендная политика. Следовательно,
недовольство отдельных акционеров. Как
следствие судебные процессы, в том числе
и международных судебных институтах;
3) истощение запасов углеводородного
сырья.
Выявление ключевых факторов успеха (КФУ)
Ключевые факторы успеха
– это общие для всех предприятий
отрасли факторы, реализация которых
открывает перспективы
1. КФУ, основанные на научно-техническом
превосходстве:
- опыт организации научных исследований
(ООО «СургутНИПИнефть»);
2. КФУ, связанные с организацией производства:
- высокое качество продукции;
- выгоды, связанные с местоположением
предприятия (в силу принадлежности нефтегазовой
отрасли, предприятие и его дочерние компании
в основном располагаются ближе к месторождениям);
- наличие доступа к квалифицированной
рабочей силе (сотрудничество с ведущими
высшими учебными заведениями, специализирующимися
в данной отрасли);
- отлаженное партнерство с хорошими поставщиками
(«Техноком», ООО «ПромТехника», «НТЦ Эврика»
и т.д.); ;
3. КФУ, основанные на маркетинге:
- хорошо организованная собственная распределительная
сеть или наличие твердых партнерских
отношений с независимой распределительной
сетью (наличие 301 АЗС в различных городах);
- хорошо подготовленный персонал, занятый
сбытом;
- доступный и хорошо организованный сервис
(на АЗС);
- аккуратное выполнение заказов;
- широта ассортимента и возможность выбора
товаров (производство различных видов
продукции :автобензин, дизельное топливо,
мазут и т.д.);
4. КФУ, основанные на обладании знаниями
и опытом:
- профессиональное превосходство (занимает
4 место среди нефтегазовых компаний России);
- обладание секретами производства (собственные
научные разработки в «СургутНИПИнефть»).
5. КФУ, связанные с организацией и управлением:
- способность руководства быстро реагировать
на изменение рыночных условий;
- опытная в данной сфере деятельности
и хорошо сбалансированная управленческая
команда (жесткий отбор при найме персонала
и периодическая его аттестация).
6. Возможно выделение и других КФУ, например:
- наличие хорошей репутации у потребителей;
- признание фирмы как лидера отрасли
(одна из ведущих нефтегазовых компаний
страны).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособная организация
– это эффективная бизнес-
Цель соревнований под названием бизнес – победа. Победа в сознании покупателей. А цель любой бизнес-стратегии – помочь бизнесу найти свою нишу и стать на ней «номером 1», стать большой рыбой в своем пруду. Цель стратегии вне зависимости от размера фирмы – стать лидером на выбранном рынке.
Для достижения поставленных
целей, организация должна максимально
адаптироваться к внешней среде.
Адаптацию следует
Таким образом, стратегия развития организации, должна представлять собой набор мер, направленных на усиление ключевых компетенций, развитие динамических способностей и нейтрализацию слабых сторон деятельности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией