Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: представление о конкурентоспособности предприятия и способах конкурирования с другими участниками рынка.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

В управленческой литературе это получило название PEST-анализа -оценка социальных, технологических, экономических и политических факторов, которые могут оказать существенное влияние на условия ведения бизнес.

 

 

Таблица 2 - PEST-анализ для ОАО «Сургутнефтегаз»

P

-выборы в государственную думу в 2012 году;

- выборы президента в  2012 году;

-повышение з/п бюджетникам,  стипендий, пенсий;

-государственное влияние  в отрасли осуществляется путем  лицензирования;

-государственное регулирование  конкуренции в отрасли осуществляется  также путем лицензирования;

Сценарий:

В целом прогноз по политике благоприятен: выборы правительства  РФ не должны воспрепятствовать развитию отрасли;

E

-в целом наблюдается  стабилизация экономической ситуации  в России;

-наблюдается снижение  безработного населения (уровень безработицы в 2012 году снизится до 6,6% экономически активного населения (6,8% в 2011 году));

- инфляция в России с начала 2012 года составила 1,7 процента;

-курс доллара 29,521 рублей, курс евро 38,81 рублей;

-ставка рефинансирования  составляет 8,75%;

-в целом доля экспорта продукции отрасли остается высокой и за последние 7 лет держится примерно на одном уровне – 60 млн.тонн (в страны дальнего зарубежья и СНГ);

Сценарий:

Прогноз по экономике благоприятен: уменьшение ставки рефинансирования дает возможность доступного кредитования и, следовательно, развития отрасли, однако доля экспорта уже многие годы не увеличивается.

S

-в целом уровень жизни в России повышается, хотя процент людей с достаточным уровнем дохода по-прежнему остается невелик;

-роль образования повышается, все больше приобретает приоритет высшее образование;

-естественный прирост в России -0,9%  (то есть -0,09 % за год) — наилучший показатель за последние 19 лет ;

-рост доходов населения  увеличивает объем продаж и  обеспечивает развитие предприятия;

Сценарий

Прогноз на ближайшее будущее  по обществу благоприятен. Потребность  в нефтепродуктах растет, так как растет благосостояние людей. Общество постепенно становится экономически грамотным и меняет приоритет от “дешевого” к “качественному”.

T

-технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом;

-значимые тенденции в  НИОКР и новые патенты не  имеют большого значения в  отрасли;

-скорость изменения новых  технологий достаточно низкая, однако  адаптируются они быстро;

-технологические усовершенствования, которые проходят в других  странах, затем закупаются (например, оборудования, трубопроводы и т.д.);

Сценарий

Технологические факторы могут оказать влияние на отрасль: развитие технологии в большей степени направлено на сокращение издержек.


 

На сегодняшний день в  России стабильная ситуация для развития бизнеса, так как политические и  экономические процессы в стране стабильны. Растет уровень доходов  населения, что позволяет говорить о возрастающих потребностях в нефтепродуктах, так как население может позволить обзавестись себе по крайней мере одним видом транспорта на семью. Законодательная база, определяющая полномочия и права компании, способна дать возможность  развития бизнеса, защиты от нечестной конкуренции (антимонопольное законодательство) и т.д. Развитие науки и техники имеет решающие значение для появления технологических нововведений в области отрасли. Инновационные технологии сокращают сроки и издержки производства.

Таблица 3 - Профиль среды ОАО «Сургутнефтегаз»

Факторы среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D= А*В*С

1. Величина экспорта сырой нефти  и газа

3

3

+1

9

2. Экономическая ситуация в стране

3

3

+1

9

3. Развитие новых технологий

3

3

+1

9

4. Залежей природных ресурсов в стране

3

3

+1

9

5. Открытие новых компаний-конкурентов

1

1

-1

-1

6. Повсеместное увеличение  рождаемости

1

2

+1

2


Теперь можно сделать следующие  выводы: такие факторы среды, как  залежи природных ресурсов в стране, развитие новых технологий, экономическая ситуация, величина экспорта сырой нефти  и газа имеют важное значение для компании и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а открытие новых компаний-конкурентов, повсеместное увеличение рождаемости имеют наименьшую степень важности. Развитие новых технологий позволит компании увеличить объем добычи, качество переработки, сократить издержки, осваивать новые труднодоступные залежи и т.д. Но самым ключевым фактором, безусловно, является объем залежей нефти и газа, так как на них основывается вся отрасль.

 

4.3.  SWOT-анализ нефтегазовой компании и выявление ключевых факторов успеха (КФУ)

 

Для выявление сильных и слабых сторон, а так же угроз и возможностей компании, проведем SWOT – анализ.

SWOT-АНАЛИЗ ОАО «Сургутнефтегаз» 
Возможности (T): 
1)расширение геологоразведки;  
2) освоение новых месторождений в новых перспективных районах;  
3) активная кадровая политика;  
4) увеличение качества и глубины переработки нефти, следовательно, увеличение конкурентоспособности;  
5) диверсификация бизнеса;  
6) избавление от неликвидных активов.

Угрозы (O): 
1) несовершенство законодательства, его постоянное изменение, особенно в области налогообложения, государственно-административного контроля;  
2) высокое налоговое (таможенное) бремя;  
3) повышенное внимание со стороны государства к нефтяной отрасли ( в связи с делом «Юкоса»);  
4) создание альтернативного топлива, источника энергии;  
5) тяжелые климатические условия; 

  1. прямая зависимость рынка предоставляемых услуг от мировой цены на нефть;
  2. отсутствие в компании эффективных новых технологий повышенного спроса, замещающих старые технологи;
  3. увеличение конкуренции за счет:
  • слияния и усиления российских нефтяных компаний
  • выхода западных компаний на рынок.

 
Сильные стороны (S): 
1) высокий объем добычи углеводородного сырья;  
2) относительно низкая себестоимость;  
3) является добропорядочным налогоплательщиком. В связи с чем лояльное отношение как со стороны отдельных государственных органов, так и со стороны государства в целом;  
4) высококвалифицированный менеджмент;  
5) «патриотичное» отношение менеджмента к судьбе компании;  
6) мощная социальная политика в отношении сотрудников компании;  
7) солидная репутация на внутреннем и внешнем рынке;  
8) авторитет среди поставщиков, исполн6ителей, подрядчиков, прочих контрагентов компании. В связи с чем отсутствует проблема в поиске необходимых контрагентов и практически устраняется разногласия при заключении договоров;  
9) значительное количество свободных денежных средств;  
10) мощная служба безопасности.  
11) дальнейшее наращивание объемов нефтегазодобычи;  
12) увеличение конкурентоспособности в области нефтепереработки;  
13) выход на новые рынки сбыта;  
14) вхождение на новые сегменты рынка в связи с диверсификацией бизнеса, с использованием свободных денежных средств;  
15) нормальное сосуществование с государством (выполнение обязательств перед государством);  
16) совершенствование условий труда в условиях сложного климата; 

15) приход молодых менеджеров, способных  адекватно реагировать на необходимость  инноваций, новых идей; 

16) Наличие научно-технологической базы.

Слабые стороны (W): 
1) консерватизм менеджмента высшего звена. Осторожное отношение к новациям;  
2) «экономная» дивидендная политика. Следовательно, недовольство отдельных акционеров. Как следствие судебные процессы, в том числе и международных судебных институтах;  
3) истощение запасов углеводородного сырья. 

Выявление ключевых факторов успеха (КФУ)

Ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий  отрасли факторы, реализация которых  открывает перспективы улучшения  своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать  эти факторы. Задача заключается  в определении факторов, дающих в  данной отрасли ключ к успеху в  конкуренции.  
1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве: 
- опыт организации научных исследований (ООО «СургутНИПИнефть»);  
2. КФУ, связанные с организацией производства: 
- высокое качество продукции;  
- выгоды, связанные с местоположением предприятия (в силу принадлежности нефтегазовой отрасли, предприятие и его дочерние компании в основном располагаются ближе к месторождениям);  
- наличие доступа к квалифицированной рабочей силе (сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, специализирующимися в данной отрасли);  
- отлаженное партнерство с хорошими поставщиками («Техноком», ООО «ПромТехника», «НТЦ Эврика» и т.д.); ;  
3. КФУ, основанные на маркетинге: 
- хорошо организованная собственная распределительная сеть или наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью (наличие 301 АЗС в различных городах);  
- хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;  
- доступный и хорошо организованный сервис (на АЗС);  
- аккуратное выполнение заказов;  
- широта ассортимента и возможность выбора товаров (производство различных видов продукции :автобензин, дизельное топливо, мазут и т.д.);  
4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом: 
- профессиональное превосходство (занимает 4 место среди нефтегазовых компаний России);  
- обладание секретами производства (собственные научные разработки в «СургутНИПИнефть»). 
5. КФУ, связанные с организацией и управлением: 
- способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;  
- опытная в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированная управленческая команда (жесткий отбор при найме персонала и периодическая его аттестация). 
6. Возможно выделение и других КФУ, например: 
- наличие хорошей репутации у потребителей; 
- признание фирмы как  лидера отрасли (одна из ведущих нефтегазовых компаний страны).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкурентоспособная организация  – это эффективная бизнес-система, способная завоевать и удерживать существенную долю рынка, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие.

Цель соревнований под  названием бизнес – победа. Победа в сознании покупателей. А цель любой  бизнес-стратегии – помочь бизнесу  найти свою нишу и стать на ней  «номером 1», стать большой рыбой  в своем пруду. Цель стратегии  вне зависимости от размера фирмы  – стать лидером на выбранном  рынке.

Для достижения поставленных целей, организация должна максимально  адаптироваться к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в самом широком смысле этого  слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые  улучшают отношения с её окружением. Компании необходимо адаптироваться к  внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие  варианты и обеспечить эффективное  приспособление стратегии к окружающим условиям.

Таким образом, стратегия  развития организации, должна представлять собой набор мер, направленных на усиление ключевых компетенций, развитие динамических способностей и нейтрализацию  слабых сторон деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Маркетинг: Учебно-практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2004. – 304 с.
  2. Маркетинг. Конспект лекций /Егорова М. М., Логинова Е. Ю.,  Швайко И.Г./ 2008г., 160стр.
  3. Маркетинговое планирование. – СПб: Питер. 2002. – 352 с.
  4. Принципы и практика маркетинга.: Пер. с англ.: Уч. пособ. – Издательский дом «Вильямс», 2000. – 688 с.
  5. http://www.surgutneftegas.ru/ - официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз»

 


Информация о работе Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией