Изучение потребителей. Права потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

О потребности А.Н.Леонтьев: «Под потребностью же понимается нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личность индивида. Предмет потребности становиться мотивом деятельности, направляющим субъекта на удовлетворение потребности в соответствии с нуждой и регулирующим его деятельность».
Цель курсовой работы - это рассмотреть весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………. 3
1 Поведение потребителей ………………………………………………………….... 4
1.1 Принципы поведения потребителей ……………………………………… 4
1.2 Факторы поведения потребителей ………………………………..………. 5
1.3 Конечные потребители ……………………………………………….….... 6
1.4 Система личных потребностей …………………………………………… 8
1.5 Сегментация рынка ……………………………………………………...… 9
2 Мотивация …………………………………………………………………………. 12
2.1 Теория мотивации З.Фрейда ………………………………………..…… 12
2.2 Иерархия потребностей по Маслоу ……………………………….…….. 12
3 Моделирование поведения потребителей ………………………………….……. 16
3.1 Факторы, побуждающие потребителя при выборе товаров …………… 16
3.2 Осознание потребности ……………………………….…………………. 17
3.3 Поиск информации ………………………………..……………………… 17
3.4 Оценка альтернатив ………………………………………………………. 19
3.5 Покупка товара ………………………..………………………………….. 20
3.6 Выводы после покупки ………………...………………………………… 20
3.7 Типы поведения потребителей при решении о покупке ………………. 21
4 Права потребителей …………………………….…………………………………. 24
Заключение …………………………………………………………………………... 27
Практическая часть …………………………………………………………………. 28
Литература ………………………………………...…………………………………. 36

Файлы: 1 файл

КРмаркетинг.docx

— 116.03 Кб (Скачать файл)

Осознание потребности может  происходить быстро и прямолинейно (когда вы заглядываете в холодильник  и обнаруживаете, что молоко все-таки закончилось), а может быть и неопределенным, как, например, желание отметить сдачу последнего экзамена. Один из способов удовлетворения потребностей — поход в магазин и приобретение необходимого продукта.

3.3 Поиск информации

Определив потребность, индивид  начинает поиск информации о розничных  торговцах или продуктах, которые  способны ее удовлетворить. Информационный поиск может, был сведен, например, к рассмотрению трех костюмов, представленных продавцом. Но столь ограниченного количества информации бывает достаточно, потому покупатель уже имеет представление о том, какие товары продаются в магазине по каким ценам. В случае, более развернутого, решения проблемы объем собираемой информации может быть намного большим, а покупатель перед совершением покупки посещает не один, а несколько магазинов.

Объем информации, который  стремятся получить покупатели, зависит  от того, что они выиграют от поиска и сколько времени затратят на него. Выгода, которую приносит поиск информации, заключается в его влиянии на процесс принятия решения. Поможет ли "разведка" найти более дешевый продукт или товар, обладающий лучшими характеристиками? Затраты на поиск включают в себя как время, так и деньги. Поездки из магазина в магазин стоят денег (расходы на общественный транспорт или бензин и парковку). И все же главное, что теряет покупатель в ходе поиска информации, — это время.

Как показывают исследования, на объем необходимой покупателю информации влияют следующие факторы:

1) Природа и характер  использования приобретаемого продукта 

2) Индивидуальные характеристики  покупателя

3) Характеристики рынка  и ситуация, в которой совершается  покупка

Покупатели имеют два  вида источников информации: внутренние и внешние. К внутренним источникам, например, относится память покупателей, хранящая названия и образы различных  магазинов. Внешние источники информации включают в себя рекламные объявления, комментарии друзей, различные знаки.

Важнейший источник информации — прошлый опыт покупателя. Человек  может запомнить лишь малую часть  той информации, что он видел за день, но у него всегда есть собственный  обширный "банк данных", используемый в случае необходимости.

Если покупатель чувствует, что его собственной информации не хватает или она устарела, он обращается к внешним источникам. Предположим, что женщина желает сменить телевизор, приобретенный  пять лет назад. Она хотела бы больше узнать о новых моделях и новых магазинах, торгующих телевизорами. Покупательница имеет возможность поговорить с друзьями, посетить несколько магазинов, посмотреть на предлагаемые там телевизоры и пообщаться с продавцами. Другим важнейшим источником информации являются друзья и родственники.

Еще один способ заставить  покупателя совершить покупку именно в этом магазине, а не искать более выгодных условий, получил название "Каждый день — низкая цена". Большинство магазинов, работающих по этому принципу, предлагают покупателям возможность вернуть товар и получить назад деньги, если какая-нибудь фирма-конкурент предложит его по более низкой цене.

3.4 Оценка альтернатив

Покупатели собирают и  изучают информацию об альтернативных товарах и магазинах, оценивают  варианты и выбирают тот из них, который  наилучшим образом удовлетворяет их потребности. Выбирая магазин, покупатели почти всегда идут на какой-то компромисс. Например, покупки удобнее совершать в небольших магазинчиках, но цены там выше, чем в супермаркетах. Выбор зависит от потребностей человека в конкретный момент времени. Когда поздно вечером хочется купить мороженое, покупатель готов заплатить и более высокую цену в ближайшем магазине. Отметим, однако, что люди с большими семьями готовы преодолеть некоторое расстояние, чтобы попасть в более дешевый магазин.

Чтобы повысить шансы на покупку в своем магазине, розничные  торговцы используют следующие методы:

1. Закрепиться  в памяти у покупателей. Розничный торговец должен убедиться в том, что название его магазина прочно заняло достойное место в сознании покупателей. В памяти у человека всегда есть набор вариантов — альтернатив, которые он взвешивает при принятии решения. Чтобы попасть в этот набор, розничный торговец должен применить специальные программы, повышающие вероятность того, что покупатели, когда возникнет необходимость в новых покупках, вспомнят именно о его магазине. Достичь этой цели позволяют реклама и расположение магазина. Второй способ заключается в том, что в одном районе располагают несколько магазинов, чтобы покупатели чаще видели название фирмы.

2. Улучшить восприятие  покупателями ключевых характеристик  магазина. Супермаркет, например, повысит оценку покупателями своего товарного ассортимента, предлагая больше изысканных продуктов питания и блюда различных национальных кухонь. Улучшить восприятие всех характеристик магазина сразу — дело довольно дорогое, поэтому торговцы концентрируют внимание на характеристиках, имеющих наибольшее значение для целевых потребителей.

3. Мероприятия,  направленные против конкурентов. Цель данного метода заключается в том, чтобы довести до потребителей негативную информацию о конкурирующем магазине. Следует отметить, что такие действия могут носить незаконный характер и не очень эффективны, так как потребители обычно скептически относятся к негативным замечаниям одних фирм относительно других.

3.5 Покупка товара

Покупатели не всегда приобретают  продукт или марку товара, получившую наивысшую "оценку", так как  его может не оказаться в магазине во время визита или же не будет  требуемого размера или расцветки. Даже если покупатель найдет то, что  ему необходимо, магазин может  оказаться закрытым или не принимает  к оплате ту или иную кредитную  карточку. Поэтому розничные торговцы должны делать все, чтобы превратить положительную оценку товара в реальную покупку.

3.6 Выводы после покупки

С приобретением товара процесс  покупки отнюдь не заканчивается. Покупатель использует товар, а затем оценивает его как удовлетворительный или неудовлетворительный. Удовлетворение — это оценка того, насколько магазин или продукт соответствует или превосходит ожидания покупателя.

Выводы, которые делает человек  после покупки и использования  товара, становятся частью его внутренней информации и влияют на будущие решения относительно выбора магазина и продукта. Неудачный опыт приводит к тому, что покупатель либо предъявит претензии розничному торговцу, либо отдаст предпочтение другим магазинам.

3.7 Типы поведения потребителей при решении о покупке

     Поведение  потребителя существенно меняется  в зависимости от того, какой  товар он покупает. Чем сложнее  принять решение о покупке,  тем больше требуется участников и тем осторожнее ведет себя потребитель.

     Различают  четыре типа покупательского  поведения. В зависимости от  модели поведения потребителя  необходимо выбирать наиболее  выгодную стратегию маркетинга.

Сложное покупательское поведение

    Сложное покупательское  поведение наблюдается в ситуации, когда высокая степень вовлечения  потребителей сопровождается значительными  различиями между разными марками  товара. Обычно это происходит, когда  продукт стоит дорого, и его  покупка связана с риком.

    Например, при  покупке компьютера потребители  стремятся получить как можно больше информации о характеристиках товаров данной категории. Высокая степень вовлечения проявляется в том, что покупателю необходимо сформировать собственное мнение. Только после этого он сможет сделать окончательный выбор. Маркетологи, имеющие дело с товарами, требующими высокой степени вовлечения покупателя, должны понимать поведение потребителей, собирающих информацию и формирующих оценки. Маркетолог должен рассказать потребителям о свойствах товара и об отличиях марок. Необходимо дифференцировать свойства каждой марки, объяснять, какие преимущества получит потребитель, если воспользуется услугами именно этой компании.

Стратегия маркетинга:

  • Осведомить покупателя о преимуществах каждой и марок товаров
  • Помочь покупателю составить мнение о каждой из марок
  • Предоставить необходимую информацию, чтобы убедить покупателя в правильности выбора

 

 

Неуверенное покупательское поведение:

    Неуверенное покупательское поведение наблюдается в ситуациях с высоким уровнем вовлечения, когда товар стоит дорого, покупка связана с риском и разница между товарами разных марок невелика.

    Данная ситуация может наблюдаться при покупке вещей, которые служат средством самовыражения. Данные покупки характеризуются высокой степень вовлечение, но характеристики товаров почти идентичны, поэтому окончательное решение покупатель примет быстро, хотя и потратит на поиски значительное время. При принятии решения покупатель полагает на собственное субъективное мнение — он может предпочесть один товар другому из-за чуть более низкой цены или из-за того, что определенный товар покажется ему более красивым. Из-за того, что нет явных различий между товарами определенной категории у покупателя может возникнуть чувство неудовлетворенности покупкой, если он заметит какие-то недостатки в приобретенном товаре или услышит положительные отзывы о товаре той марки, которую он мог бы купить. Поэтому, чтобы не допустить такой ситуации маркетолог должен после совершения покупки предоставить информацию, подтверждающую правильность выбора.

Привычное покупательское поведение:

     Привычное покупательское поведение проявляется при условии низкого вовлечения потребителя и небольшой разнице между товарами. Например, потребителю практически всё равно, какую соль покупать, он просто идет в магазин и берет первую попавшуюся пачку. Если он всё время покупает соль одной и той же марки, это не означает его приверженности к определенной марки, скорее это просто привычка. Когда дело касается дешевых товаров, которые мы часто покупаем мы редко надолго задумываемся перед выбором того или иного товара. Мы не ищем дополнительную информацию о марках и не оцениваем информацию. Информацию о товаре мы получаем пассивно — просматривая телепередачи или читая журналы. Повторяющаяся реклама создает у нас скорее осведомленность о марке, а не приверженность. Поскольку отсутствует сильное вовлечение, потребителям не свойственно оценивать свой выбор после совершения покупки. Таким образом, отсутствует стадия оценки уже купленного товара.

     Из-за отсутствия у покупателей сильной приверженности к определенной марки, маркетологи для стимулирования спроса используют снижение цен и распродажи. При рекламировании товаров следует использовать визуальные символы и изображения, поскольку они легко запоминаются и ассоциируются с торговой маркой. Телевизионная реклама в данном случае эффективнее чем печатная, поскольку первая больше подходит для пассивного усвоения.

Стратегия маркетинга:

  • Стимулировать спрос с помощью снижения цен и распродаж
  • Создать образ марки и ассоциировать с жизненными ситуациями (Например, показать, что принято расслабляться и согреваться за чашкой кофе)

Поисковое покупательское поведение:

    Поисковое покупательское  поведение проявляется в ситуации, когда низкая степень вовлечения  сопровождается ощутимыми различиями  между разными марками товара. В этом случае потребители  обычно легко и часто меняют марки. Это происходит не из-за неудовлетворенности потребителя, а потому что на рынке предоставлен большой выбор товаров и хочется попробовать что-то новое или просто ради разнообразия.

    В товарах данной  категории маркетинговые стратегии  будут разными. Для лидеров рынка необходимо поощрять привычное покупательское поведение и стремиться, чтобы продукция занимала лучшие места на прилавках. Кроме того, лидерам необходимо использовать напоминающую рекламу. А компаниям, претендующим на лидерство следует поощрять поисковое поведение потребителей, предлагая более низкие цены, скидки и бесплатные пробные продукты. Реклама же должна убеждать попробовать что-то новое.

 

 

 

 

4 Права потребителей

 

Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность потребителя в рамках имеющихся средств приобрести все, что он считает нужным для потребления в условиях свободного выбора продавца, места, времени и других факторов.

Консьюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.

В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители  все чаще выступают на рынке не разобщено и изолированно, а как  организованная масса. Это усложняет  деятельность товаропроизводителей и  торговцев, которые должны учитывать  не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких  условиях права потребителей абсолютны  и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются  как попрание законных прав потребителей.

Информация о работе Изучение потребителей. Права потребителей