Эффективность маркетинговой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов эффективности маркетинговой деятельности на материалах ООО «Сибирский элемент».
В соответствии с целью данной работы были определены следующие задачи, решение которых запланировано в процессе написания данной работы:
1. рассмотреть теоретико-методологические основы оценки эффективности маркетинговой деятельности, через изучение особенностей маркетинговой деятельности;
2. рассмотреть методику оценки эффективности маркетинга;

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Функции управления маркетингом  на предприятии ООО «Сибирский элемент» выполняет отдел маркетинга и сбыта. На предприятии разработано Положение об отделе маркетинга и сбыта, а также функциональные обязанности сотрудников отдела. Основными должностным обязанностями специалиста по маркетингу являются следующие: 
 
         изучение спроса на продукцию предприятия;

  •  
    проведение анкетных опросов, выставок-продаж, покупательских конференций, дегустаций;
  •  
    определение реакции потребителей на продукцию предприятия;
  •  
    участие в определении направлений совершенствования старой и разработки новой продукции;
  •  
    участие в заключении договоров с заказчиками на поставку продукции;
  •  
    проведение анализа сбыта продукции, исследование рынков сбыта, определение наиболее привлекательных рынков сбыта;
  •  
    обеспечение рекламы продукции предприятия;
  •  
    участие в развитии сети фирменных магазинов;
  •  
    изучение покупательского спроса;
  •  
    обеспечение высокой культуры обслуживания населения;
  •  
    участие во внедрении прогрессивных форм продажи товаров;
  •  
    проведение анализа хода продажи товаров и составление конъюнктурных обзоров;
  •  
    участие в заключении договоров с покупателями с учетом прогрессивной системы товародвижения.

Специалисты по маркетингу ООО «Сибирский элемент» в процессе выполнения возложенных на них функциональных обязанностей тесно взаимодействуют со специалистами планово-экономического отдела, отделов материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции.

 

В таблице 2.2 представлены виды маркетинговой информации , собираемые и анализируемые сотрудниками отдела маркетинга и сбыта, а также периодичность  сбора указанной информации.

Таблица 2.2 – «Система маркетинговой информации предприятия»

 
Вид маркетинговой информации

 
Периодичность сбора

 
1.Исследование объемов реализуемой  продукции на внутреннем и  внешнем рынках

 
Еженедельно

 
2. Анализ выполнения заявок

 
Постоянно

 
3. Исследование перспективных направлений  ассортиментной политики

 
Ежеквартально

 
4. Анализ деятельности конкурентов  внешнем рынках

 
Раз в полугодие

 
5.Анализ результатов проведенных  исследований

 
Ежеквартально

 
6.Исследование рынков сбыта

 
Ежемесячно

 
7. Анализ реализации новых видов  продукции

 
Постоянно

 
8. Анализ уровня продаж в торговых  предприятиях

 
Ежемесячно

 
9. Анализ удовлетворенности потребителей

 
Постоянно


 

Результаты анализа  собранной маркетинговой информации используются для принятия оперативных, тактических и стратегических маркетинговых решений. Стратегия маркетинга предприятия направлена на получение долгосрочных конкурентных преимуществ путем детального изучения потребностей внутреннего и внешнего сегментов рынка и формирования на этой основе ассортиментной политики, обеспечивающей предприятию высокий уровень рентабельности на долгосрочную перспективу. Предприятие в своем развитии руководствуется принципом более полного удовлетворения потребностей покупателей и заказчиков, умением приспосабливаться к быстро изменяющимся экономическим условиям. В настоящее время 80 % от общего объёма занимает керамический строительно-облицовочный кирпич, что даёт возможность к привлечению новых долгосрочных контрактов. Далее в таблице 2.3 рассмотрим структуру сбыта продукции ООО «Сибирский элемент».

 

Таблица 2.3 – «Структура сбыта продукции ООО «Сибирский элемент» на внутреннем рынке в 2011 – 2012 гг.»

 
Регион сбыта

 
Объём реализации различных видов кирпича, тонн

 
Темп роста 2011/2012гг., 
 
%

 
2011 год

 
уд. вес, %

 
2012 год

 
уд. вес, %

 
Иркутская область

 
23590

 
71,84

 
21 619

 
73,5%

 
92,0%

 
Томская область

 
6656,2

 
20,27

 
5 052,8

 
17,0%

 
76,0%

 
Хакасия

 
1170

 
3,563

 
1 090

 
3,7%

 
93,0%

 
Новосибирская область

 
1100

 
3,35

 
980,0

 
3,4%

 
89,0%

 
Алтайский край

 
50

 
0,152

 
32,0

 
0,1%

 
64,0%

 
Читинская область

 
92,6

 
0,282

 
127,0

 
0,4%

 
138%

 
Омская область

 
53,3

 
0,162

 
303,5

 
1,0%

 
569%

 
г. Красноярск

 
125,1

 
0,381

 
186,8

 
0,6%

 
149%

 
Итого

 
32837,2

 
100,0

 
29 392

 
100,0

 
89,5%


 

 

Таким образом, основными  рынками сбыта являются Иркутская область 73,5 %, Томская область 17%, Республика Хакасия 3,7 %. Новосибирская область 3,4 %. При этом наблюдается тенденция к увеличению доли сбыта на территории г. Красноярска, Ачинска и других городов Сибири. Причиной такой ситуации является увеличение объема производства и высокое качество продукции. Далее рассмотрим маркетинговые затраты ООО «Сибирский элемент».

Маркетинговые затраты - это затраты, имеющие инвестиционный характер, которые в будущем могут принести немалые доходы[2,с.185].

Финансовое планирование маркетинговых затрат в ООО «Сибирский элемент» осуществляется в виде разработки системы взаимосвязанных бюджетов. Маркетинговые затраты можно условно разделить на постоянные и переменные. Постоянная часть затрат на маркетинг - это те затраты, которые необходимы для постоянного поддержания функционирования маркетинговой системы на предприятии. Сюда обычно относят затраты на:

· содержание работников службы маркетинга (включая заработную плату, командировки и др.) приравнивается к 10,056 млн. руб. в год.

· регулярное проведение маркетинговых исследований и создание банка маркетинговых данных для управления предприятием приравнивается к 12,674 млн. руб. в год.

· финансирование работ по постоянному совершенствованию товарной продукции предприятия приравнивается к 11.023 млн. руб. в год

Поддержание существования  маркетинговой системы на предприятии  обходится дешевле, чем ее создание каждый раз заново (в зависимости  от складывающихся благоприятных или  неблагоприятных ситуаций). Такие  затраты оправданы, поскольку способствуют постоянному получению сведений о рыночной конъюнктуре, действиях конкурентов, развитии спроса, а также позволяют следить за уровнем конкурентоспособности продукции предприятия на рынке и др. Переменная часть маркетинговых затрат ООО «Сибирский элемент» представляет собой затраты на маркетинг, вызванные изменениями рыночной ситуации и принятием новых стратегических и оперативных решений. Чаще всего и постоянная, и переменная части затрат формируются при разработке перспективных и текущих планов маркетинговых мероприятий. Основой служат бюджеты, определяющие объемы ресурсов, и сметы, формирующие направления расходов. Рассмотрим  затраты на маркетинг ООО «Сибирский элемент».

· Затраты на маркетинговые исследования содержат расходы, связанные с привлечением различных источников информации, абонированием информационных систем, привлечением специализированных организаций по разработке программ и проведению «полевых» исследований, оплатой консультантов и др.20,22 млн. руб. в год.

· Затраты на разработку новых товаров охватывают научно-технические и опытно-конструкторские работы, приобретение ноу-хау, закупку новых производственных материалов и оборудования, привлечение консультантов и экспертов и другое приравнивается к 21,075 млн.руб в год.

· Затраты на распределение предусматривают расходы по формированию дилерско-дистрибьюторских сетей, организации фирменной торговли, сервисному обслуживанию, обучению торгового персонала и другое приравнивается к 13,432 млн.руб. в год.

· Затраты на продвижение около 13,20 млн. рублей в год.

- по проведению рекламных кампаний (разработка рекламных материалов, изготовление рекламной продукции, оплата услуг рекламных агентств и средств массовой информации, арендная плата и др.); около 36,87 млн.руб. в год.

- по содержанию торговых агентов (транспортные расходы, обучение, вознаграждения и др.); 8,89 млн. руб. в год

- по стимулированию  продажи (образцы, купоны, скидки, премии, сувениры, совместная реклама и др.) ; 1,654 млн. руб. в год.

Из всего этого следует сделать вывод что суммарные затраты на маркетинг на предприятии ООО «Сибирский элемент» не превышают суммарный доход от продажи. И в планах предприятия стоит цель увеличить бюджет на маркетинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономическая эффективность маркетинговой деятельности исследуемого предприятия.

 

Экономическая эффективность  маркетинговой деятельности ООО  «Сибирский элемент» мы рассмотрим в  ходе проведения анализа комплекса  продвижения.

ООО «Сибирский элемент» использует следующие методы коммуникации с покупателями:

- реклама (ТВ, радио, реклама на транспорте, наружная реклама, в местах продаж);

- персональные продажи;

- стимулирование сбыта  (специальные распродажи, премии, купоны, конкурсы, скидки);

- прямой маркетинг  (рассылка каталогов канцелярских  товаров крупным оптовым и корпоративным покупателям, распространение рекламно-информационных буклетов, поддержка долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками).

Ежемесячный рекламный  бюджет составляет 100-150 тысяч рублей. В формировании бюджета используется подход «Сверху вниз», то есть бюджет распределяется между отдельными элементами комплекса продвижения, в связи с чем трудно учесть конкретные цели и задачи отдельных элементов комплекса продвижения. Расходы на рекламу за последние два года представлены в таблице 2.4.

 

 

Таблица 2.4 – «Структура затрат на рекламу ООО «Сибирский элемент» в 2011-2012г».

Затраты

2011 год

2012год

 
 

Затраты, руб.

Уд. вес, %

Затраты, руб.

Уд. вес, %

 

Размещение информации в Бизнес-Справке

10000

1,8

9120

1,2

 

Изготовление и прокат роликов на «7 канале» и канале «Россия 1» (АмРИЦ)

336200

42,8

360748

42,3

 

Реклама на транспорте

83200

10,8

86700

10,2

 

Наружная реклама

83600

10,9

82000

9,6

 

Изготовление рекламно-информационных материалов

103500

13,5

145300

17,0

 

Прочие

16771

20,2

25546

19,7

 

Итого

765356

100

852509

100

 

 

Из данных таблицы 2.4 видно, что в 2011 году доля затрат на телерекламу снизилась на 0,5%, это связано с тем, что возросла доля затрат на полиграфию, а именно: изготовление буклетов рекламно-информационного характера, каталогов продукции как для оптовиков, так и для корпоративных клиентов. По итогам года этот вид коммуникаций с покупателями оказался эффективным, так значительно вырос объем корпоративных клиентов.

Наибольшая статья рекламных  расходов приходится на телевизионную рекламу (53%) в силу того, что это самый дорогостоящий вид рекламы, но и один из самых эффективных. ООО «Сибирский элемент» регулярно использует телерекламу (как имиджевую, так и информирующую и напоминающую). 21% расходов приходится на полиграфию, изготовление буклетов, каталогов, проспектов, в основном, для корпоративных и оптовых покупателей.

 

Важным направлением, которое постоянно поддерживается фирмой, является создание и поддержание  корпоративного имиджа. Задача состоит  в том, чтобы обеспечить благоприятное впечатление среди партнеров и клиентов от деятельности предприятия. У ООО «Сибирский элемент» высокое качество услуг для оптовиков и корпоративных клиентов, им обеспечивают выгодные условия доставки продукции по городу и области, различные способы осуществления заказов товаров и способов оплаты.

Наиболее распространенными  способами развития отношений с  обществом являются:

- разработка и размещение  на сайте компании материалов  по последним достижениям предприятия  в разработке и организации  производства новых товаров, новых направлениях деятельности предприятия.

Информация о работе Эффективность маркетинговой деятельности предприятия