Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:00, контрольная работа
Экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.
Экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. И.Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Подобные высказывания позволяют оценить конкуренцию (лат. соnсurrere - сталкивать, состязаться) как борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.
С другой стороны, конкуренцию
можно рассматривать как
Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.
Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:
1. на изменение цен покупателей и продавцов;
2. на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;
3. на отклонение рыночной цены от точки равновесия.
Функции конкуренции:
Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:
1. кто готов купить данный товар или услугу;
2. почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;
3. в каком виде потребитель желает получать ваш товар;
4. в какое время он намерен покупать ваш товар;
5. где он хотел бы покупать ваш товар;
6. какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.
Надо знать емкость
рынка и многое другое. Способность
рынка дешево производить высококачественную
информацию является его важнейшим
достоинством. Информация - это сведения
о том, что и при каких
Правила
конкуренции. Отрицательные и положительные
стороны конкуренции
Правила конкуренции:
Конкуренция одновременно имеет
и положительные и
Положительные стороны конкуренции:
1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3. её следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов;
4. обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий;
5. отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).
Виды конкуренции
Различают конкуренцию:
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.
Конкуренцию можно условно
разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
Основные методы недобросовестной конкуренции:
Анализ ситуации конкуренции можно осуществить исходя из четырех главных критериев:
1. В зависимости от характера поведения продавца различают:
a. полиполитическую конкуренцию;
b. олигополитическую конкуренцию.
2. В зависимости от степени дифференциации товара различают:
a. конкуренцию однородную;
b. конкуренцию гомогенную (без дифференциации товара) и разнородную;
c. конкуренцию гетерогенную (с дифференциацией товара).
3. В зависимости от степени свободного проникновения в отрасль различают:
a. конкуренцию открытую;
b. конкуренцию закрытую.
4. В зависимости от применяемых действий различают:
a. конкуренцию ценовую;
b. конкуренцию неценовую.
Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов).
Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителя. Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, суть конкуренции может быть выражена единой концепцией, позволяющей выявить и оценить природу и интенсивность конкуренции.
Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.
Структура рынка. Типы структур рынка
Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка.
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся:
Типы структур рынка:
Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции. Выделяют такие виды:
a) монополистическая конкуренция,
b) олигополия.
c) монополия,
Совершенная конкуренция
1. Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:
1. множеством мелких фирм;
2. однородностью продукции;
3. отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли);
4. равным доступом ко всем видам информации;
5. фирмы не участвуют в контроле за ценами;