Экономическая категория "конкуренция"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Файлы: 1 файл

Экономическая категория.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

Однако в настоящее  время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная  конкуренция" в целом, строго запрещены  в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии  цивилизованного мира.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

Виды монополий:

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.      

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

1.      патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

2.      авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;

3.      торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1.      создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2.      ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3.      создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4.      применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5.      "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятии, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. 

 

Роль  монополий в экономике 

Соответственно, противоречиво  оценивается роль монополий в  экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд  обстоятельств позволяет выступить  в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в  крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана  мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет  лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению  качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия  всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна  к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия  существует в условиях развитого  рыночного хозяйства, которое постоянно  предполагает угрозу конкуренции –  внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В качестве недостатков монополий  можно отметить то, что, по мнению большинства  экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими  конфликтами и нестабильностью.

А также поведение  фирм - монополистов может нанести  ущерб использованию производственных возможностей страны в таких случаях:

  1. фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос;
  2. монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров;
  3. фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую "дань" посредством так называемых "ножниц цен". Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности;
  4. фирмы - монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и, как говорится, "кладут под сукно" - не допускают их применение в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

 

 

Ценовая дискриминация

Формы несовершенной конкуренции  многообразны. Наихудшим для потребителя  является монополия, практикующая ценовую  дискриминацию.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары, фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.  

Это происходит при  следующих предпосылках:

1.      если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;                                  

2.      если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3.      если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут  различаться в зависимости от:

1.      качества товара или услуги;

2.      объема потребления (скидки оптовым покупателям);

3.      дохода покупателя, если он известен продавцу;

4.      времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Таким образом, на один и  тот же товар существует множество  цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется  нетипичной. Однако в реальной жизни  элементы такого поведения встречаются  на каждом шагу. Это — билеты в  кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для  фирм и домохозяйств, билеты в музей  для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и  групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.

Допустим, что всех посетителей  музея делят на две большие  группы — граждан своей страны и иностранцев; свои граждане делятся  еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей —  дети, студенты, взрослые, иностранцы.

Для каждой категории назначается  своя особая цена. Допустим, дети платят PЕ, студенты — Р1> PЕ, взрослые — Р2> P1, а иностранцы — Р3>P2. Таким образом, фирма, используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ.  

 

 

 Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и  широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий  и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а  также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы  делового общения.

Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское  законодательство США. Первым актом  стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и  коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение  свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление.

В качестве мер наказания  предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы.

Главная особенность закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего  выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных  мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда  были приняты закон Клейтона и  закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия  антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной  деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной  власти как таковой. На правительственную  Федеральную торговую комиссию был  возложен контроль за исполнением антитрестовских  законов.

Благодаря этим законам расширилась  профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени  переходило от узкой к широкой  трактовке монополистического поведения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен  на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал  внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.

Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло  инструктивные документы, которые  установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля—Хиршмана (IHH).

Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 — высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и  не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Антитрестовские законы США  оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной  России.

Регулирование естественных монополий. В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в  доме два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д.

В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство  вынуждено осуществлять по отношению  к ним прямое или косвенное  регулирование.

Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости" следят в США многочисленные федеральные  регулирующие комиссии (по торговле между  штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятельность давно  служит излюбленным объектом критики  для представителей классического  либерализма.

Информация о работе Экономическая категория "конкуренция"