Экономическая категория "конкуренция"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Файлы: 1 файл

Экономическая категория.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

6.      отсутствие неценовой конкуренции;

7.      мобильностью ресурсов внутри рынка.

Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т. е. абсолютно эластична).

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического  капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в  Англии и лишь в XIX веке. Свободное  соперничество в современных  условиях - редкое явление. Так, в западных странах такое явление можно  обнаружить, например, на рынке зерна, ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Достоинства. Совершенная конкуренция помогает не только распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, но и достичь максимальной производственной эффективности. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Недостатки:

  1. совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.;

2.     совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей;

3.     совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы;

4.     потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства. 

 

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция характеризуется:

1.      множеством мелких фирм;

2.      неоднородностью продукции;

3.      отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли); 

4.      несколько ограниченным доступом к информации;

5.      ограниченным контролем за ценами;

6.      используются методы неценовой конкуренции: реклама, торговые марки, знаки.

Монополистическая конкуренция  возникает там, где хозяйствуют  десятки фирм, тайный сговор между  которыми практически невозможен.

Каждая фирма действует  на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать  и учесть действия всех остальных  участников конкуренции практически  невозможно.

Монополистическая конкуренция  развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д.      

Дифференциация продуктов  может основываться не только на различиях  в качестве товара, но и на тех  услугах, которые связаны с его  обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная  упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти  две фирмы, которые производили  бы один и тот же продукт или  услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так  как наблюдается нечто вроде  континуума продуктов и услуг.

В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создает легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок  сбыта монополистическим. Другая сторона  заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется  много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.

Кривая спроса при монополистической  конкуренции приобретает небольшой  отрицательный наклон.

Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при  совершенной конкуренции, но более  эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции  зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению  того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки  даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый  и меркантильный покупатель.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции  производится меньше продукта.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается  ситуация, аналогичная совершенной  конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая  прибыль равна нулю).

В условиях монополистической  конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной  конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.  

 

 

    Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю)  (дуополия) характеризуется :

1.      небольшим числом крупных фирм;

2.      неоднородностью (или однородностью) продукции;

3.      возможными затруднениями при входе, связанные с большими инвестициями;

4.      несколько ограниченным доступом к информации;

5.      всеобщей взаимозависимостью.

Примеры: автомобильная промышленность, бытовые электроприборы.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Билатеральная монополия (двусторонняя) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное  и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и  объема выпуска продукции.

Методы некооперативного поведения:

1.     ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей;

2.     в условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.

В реальной действительности могут одновременно встречаться  все эти варианты рыночного поведения. Поскольку руководство фирмы  должно постоянно принимать множество  решений, оно практически не в  состоянии предсказывать реакцию  конкурентов на каждое свое действие.

Поэтому по многим тактическим  вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно. С другой стороны, при  выработке стратегических решений  фирма ведет работу по оптимизации  взаимоотношений с соперниками. Задача экономической теории — изучить  правила рационального выбора, привлекая  аппарат теории игр.

Каждый "игрок" ищет такой  ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу  выбора у конкурента. В поисках  наиболее "простого" пути фирмы-соперники  могут вступить в прямой сговор, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и  т. д. Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило, запрещается  нормами антимонопольного законодательства.  

 

 

    Монополия. Виды монополий 

Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю ) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.  

Монополия характеризуется:

1.      одной фирмой;

2.      уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;

3.      практически непреодолимыми барьерами на вход;

4.      несколько ограниченным доступом к информации;

5.      обычный, иногда полный контроль над ценами.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.

Покупатель-монопсонист  заинтересован и имеет возможность  покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной  промышленности, продукцию которой  закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).

Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие  по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Двусторонняя монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи  труда). В качестве примера можно  назвать столкновение профсоюза  авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.

Чистая монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.

Типичным примером естественной монополии являются муниципальные  коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью  над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные  барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в  развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.

Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно  ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может  быть предоставлена как частной  фирме, так и государственной  организации (классический пример —  история водочной монополии в  России).

Монополия может иметь  своей основой исключительное право  на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно  монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Информация о работе Экономическая категория "конкуренция"