Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение этапов эволюции маркетинга.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение предпосылок становления, формирования и развития маркетинга.
2.Рассмотрение этапов эволюции маркетинга за весь период его существования.
3.Рассмотрение эволюции маркетинга в России.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1.Этапы эволюции маркетинга
1.1. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга
1.2. Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.)
1.3. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.)
1.4. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.)
1.5. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. - настоящее время)
Глава 2. Становление маркетинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Теоретические основы маркетинга как самостоятельной науки, существующей на стыке экономики, социологии, психологии и управления, были созданы американцем Сайрусом Маккормиком (1809-1884). Он был первым человеком, который полностью осознал уникальную роль функции маркетинга как специфической задачи управления. И, несмотря на то, что Маккормик имел только техническое образование, он создал целый "арсенал основных орудий" современного маркетинга, таких, как изучение и анализ рынка, основные виды и принципы выбора ценовой политики и сервисного обслуживания и т.д. Причем все это он использовал в практической деятельности своей фирмы "Интернэшнл Харвестер" (производство уборочных машин), что способствовало утверждению ее ведущего положения на рынке и процветанию.
Следует особо отметить,
что в этот период концепция
маркетинга носила чисто
1.3. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.)
Второй этап эволюции
современной концепции
В этот период сформировались
три основополагающих подхода к
организации маркетинговой
Функциональный подход основывается на поэлементном анализе сбытовой деятельности предприятия, а именно - оптовой реализации, транспортировке и хранении. Главный упор при этом делается на внутрифирменное планирование.
Институциональный подход ставит во главу угла маркетинговой деятельности конечную реализацию произведенной продукции, ее розничную продажу. В этом случае в центре внимания находится работа с розничным торговцем (так называемый "мерчендайзинг").
Товарный подход основывается на тщательном изучении покупательских предпочтений, с учетом которых осуществляется разработка изделий и их модернизация.
На втором этапе эволюции маркетинга началось формирование так называемого маркетинга потребителя. Исходным тезисом этого направления развития маркетинга служило представление о том, что потребители неизбежно отдают предпочтение товарам с более высокими показателями качества, но при этом стремятся приобрести не столько сам товар как вещь, сколько ту потребительскую полезность, которая в нем воплощена. Отсюда главным в обосновании решений о производстве того или иного товара становится глубокое, всестороннее изучение прежде всего потребителя, его нужд и запросов, а также условий и факторов, под воздействием которых они формируются и развиваются.
Одновременно происходила интеграция в единое целое всех ранее названных трех подходов к организации маркетинговой деятельности - функционального, институционального и товарного - и возникло понимание маркетинга как системы, охватывающей все виды деятельности предприятия, связанные с производством продукции и ее продвижением от производителя до потребителя.
Появился такой новый элемент маркетинга, как маркетинговые исследования, ставшие впоследствии основой всей маркетинговой деятельности.
Новый качественный поворот произошел в 50-60-е годы, когда, преодолев послевоенные трудности, экономически развитые страны вступили в новый этап развития. Маркетинг стал рассматриваться как процесс более широкий, чем внутрифирменное планирование и даже чем стратегия и тактика экономического поведения предприятия.
Именно в этот период его начали воспринимать как "философию бизнеса" и в основных чертах была сформирована современная концепция маркетинга. Маркетинг был признан крупными корпорациями, что привело к серьезным изменениям в структуре внутрифирменного управления.
Главное из них - это создание
специальных маркетинговых
"Производственный персонал,
финансовые и сбытовые службы,
- читаем мы у оного из наиболее
крупных специалистов по
На этом же этапе начал
формироваться международный
В терминах системного анализа маркетинг рассматривается в двух аспектах: как подсистема управления внутри предприятия, функционирование которой обеспечивает связь между производителем и потребителем, - микромаркетинг, и как подсистема внутри общества, посредством которой достигается управление рынком с целью удовлетворения потребностей конечных потребителей, - макромаркетинг. Последний является принципиально новым направлением, перемещающим центр тяжести с изучения проблем отдельно взятой фирмы на анализ социальной системы, в рамках которой она осуществляет свою деятельность.
Это послужило толчком для возникновения ряда новых подходов к маркетинговой деятельности: социального маркетинга, консьюмеризма, бихевиоризма и стратегического планирования.
Смысл социального
маркетинга - значительное расширение
сферы маркетинговой
Консюмеризм имеет своей целью создание и проведение в жизнь системы защиты прав потребителей.
Бихевиоризм - направление маркетинга, специализирующееся на изучении психологических аспектов поведения потребителей в процессе выбора и приобретения товаров, выявлении их мотиваций и предпочтений. С развитием бихевиоризма связана разработка одного из важнейших инструментов маркетинга - сегментации рынка, о котором более подробно будет сказано в дальнейшем.
Содержание стратегического
планирования (стратегического маркетинга),
в котором многие теоретики и
представители делового мира в свое
время усматривали вершину
Совокупность всех этих направлений
составляет основу современной концепции
маркетинга, являющейся методологической
основой практического
Практический маркетинг
выступает как важнейшая
· Производственная концепция
· Продуктовая концепция
· Концепция продаж
· Концепция маркетинга
· Концепция социально-экономического маркетинга
1.4. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.)
Третий этап эволюции
маркетинга превратил его, по
существу, в доктрину современного
бизнеса, его философию,
В этот период маркетинг стали рассматривать с позиций системного анализа на основе общей теории управления. Маркетинг постепенно становится одним из главных элементов корпоративного стратегического управления, который, пронизывая всю деятельность фирмы, направлен на ее адаптацию к внешней экономической и политической средам.
Маркетинговая деятельность
превращается из односторонней
связи предприятия с рынками
сбыта в замкнутый цикл, в диалог
фирмы с покупателем. Поэтому
все большее внимание в
Происходящие процессы обусловлены такими причинами, как существенное ускорение научно-технического прогресса, рост масштабов и усложнение форм конкурентной борьбы, необходимость постоянного обновления товарного ассортимента и увеличение связанных с этим финансовых рисков, обострение сырьевой и энергетической проблем и т.д.
В середине 80-х годов ситуация
на рынке складывалась таким образом,
что условия процветания
Содержание понятия «качество маркетинга» еще не устоялось в научной среде. Профессор Кильского университета Клаус Брокхофф дал объяснение этому явлению. Качество маркетинга, по его мнению, отражает сумма философского, поведенческого, информационного аспектов, аспектов принципа действия, дифференциации, организационного и социального аспектов.
Философский аспект
означает приоритетное
Поведенческий аспект
заключается в постоянной
Информационный аспект
предусматривает ориентацию на
исследование рынка,
Аспект принципа действия
означает применение
Аспект дифференциации
основывается на политике
Организационный аспект
предусматривает
Социальный аспект
заключается в ориентации
В связи с тем,
что маркетинг является
Сверхмаркетинг. Его сущность состоит в том, что происходит концентрация усилий на создании комплексного предложения, способствующего решению одновременно нескольких проблем потребителя, а не просто удовлетворению одной потребности.
Мультимаркетинг предусматривает многоканальное товародвижение.
Информация о работе Эволюция содержания маркетинговой деятельности