Эвристический менеджмент: понятие, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Эвристический менеджмент тесно связан с менеджментом инновационным. Инновационный менеджмент оперирует с интеллектуальным продуктом как объектом целым и неделимым. В отличие от этого эвристический менеджмент рассматривает данный продукт как сложное структурное образование. Соответственно связанное с ним управление созданием новой системы знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению в целях осуществления грамотных практических действий

Содержание работы

Введение.......................................................................................................3
1.Эвристический менеджмент………………………………………..4
1.1. Эвристический менеджмент как наука…………..…….…………......…7
1.2. Группы методов эвристического менеджмента……..……………...…10
2. Эвристические модели в принятии решения……………………..13
2.1. Типы проблем………………….......................................................14
3. Эвристические алгоритмы………………………………………….15
3.1. Эвристические приемы активизации творческого мышления.…15
3.2. Как работает эвристический анализ……………………………...22
3.3. Преимущества и недостатки эвристического анализа…………..23
3.4. Ограничения……………………………………………………..…23
Заключение..................................................................................................25
Список используемой литературы.....................................................................28

Файлы: 1 файл

Исследование систем управления КР.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. Рождение эвристического менеджмента означает, помимо всего прочего, что последний получает как бы дополнительные «якоря», удерживающие его в рамках строгой науки, поскольку вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.

Менеджмент творческих процессов  тесно связан с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования, пока еще в большей степени не осуществленного и даже в существенной мере не начатого. В данной публикации нереально пытаться как-то решать эту сложнейшую задачу. Ограничусь лишь указанием на то, что менеджмент творческих процессов должен вестись на основе определенных представлений об основах теории мыследеятельности. Современная наука подошла к осознанию того, что творчество - это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах. После долгого латентного периода эвристический менеджмент в настоящее время, при всех трудностях становления, уже заявили о себе как реально существующие области знания. Более того, они становятся твердо признанными.

 

 

 

 

 

2. Эвристические модели в принятии решений.

В настоящее время  большинство решений по управлению субъектами экономических отношений  принимается в условиях неопределенности. По этой причине единственной базой  обоснования подавляющего большинства  организационно-экономических решений  остается интуиция руководителя и его умение обрабатывать неструктурированную информацию, т.е. принятие таких решений все в большей степени становится искусством.

Как и в любом виде искусства, здесь можно выделить две составляющих: ремесло и вдохновение. Если ремеслу, при желании, можно научиться, то вдохновение при принятии управленческих решений может прийти только путем:

- во-первых, осознания руководителем  необходимости совместной коллективной  деятельности для достижения  цели,

- во-вторых, принятия им на себя ответственности за результаты этой деятельности; возможно именно этим искусство управления отличается от других видов искусств.

Синтез ремесла и вдохновения  при принятии управленческих решений  находит свое выражение в эвристических  методах или эвристиках. Под эвристическим методом понимается последовательность предписаний и процедур обработки и выработки новой информации, целенаправленно выполняемых для поиска новых, более рациональных альтернатив и выбора наилучших из них.

При этом применение одного и того же эвристического метода разными людьми при наличии одной и той же информации может привести к обоснованию и принятию разных решений. Т.е. данные методы не позволяют вырабатывать оптимальных решений. Но это нельзя отнести к их недостаткам, поскольку в условиях неопределенности доказать или опровергнуть оптимальность принятого решения просто невозможно. Можно отметить, что в каждой, требующей творческого начала, области человеческой деятельности, например конструирование и математика, существует свой набор успешно применяемых эвристических методов.

Свой набор эвристических  методов (эвристик) для обоснования  решений имеет каждый, творчески  подходящий к делу, руководитель. Хотя далеко не каждый из них использует такие методы осознано. Пополнение собственного набора эвристик происходит в случае столкновения с проблемой, которую руководитель не в состоянии решить известными ему методами.

2.1. Типы проблем.

Сами проблемы при  этом можно разделить на три основных типа:

1) аналитические или  причинные (почему автомобиль  не заводится?);

2) синтетические или  проблемы мер (как я попаду  на работу, если автомобиль не  заводится?);

3) проблемы выбора (каков  наиболее быстрый способ добраться до работы?).

Действия руководителя при этом могут быть представлены в виде алгоритма, анализируя который нужно отметить, что наиболее сложными и требующими максимальной творческой активности являются непосредственно взаимосвязанные этапы изобретения нового эвристического метода и разрешения с его помощью проблемы.

3. Эвристические алгоритмы.

В философской, психологической, педагогической и кибернетической  литературе под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов. Различные авторы по-разному характеризуют количество существующих эвристических методов (одни авторы называют несколько базовых, другие говорят о сотнях методов).

Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного - но не всегда оптимального - решения творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях, однако здесь по эффективности они уступают точным алгоритмическим подходам.

Эвристика предписывает общие правила для достижения общих целей и в типичных случаях  не предписывает точного маршрута к  обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма. Прежде всего число маршрутов к вершине горы огромно и не столь уж важно, какой из них использован (хотя, может быть, другой и короче, чем все остальные)».

3.1. Эвристические  приемы активизации творческого  мышления.

Потребность в  эффективных  приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно,  хотя до  недавнего времени инженерный  труд  рассматривался как процесс,  носящий исключительно рациональный  характер,  лишенный  эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие),  но и богатством воображения, развитостью  фантазии. Умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение - по словам А.Энштейна,  - важнее знания, ибо знание ограничено.

Воображение  же  охватывает все на свете,  стимулирует прогресс и  является  источником  его  эволюции".  Воображение - психологический процесс, состоящий в создании образов на основе разборке прошлых опытов.

Развитие этих качеств  у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инертности мышления и  ускорения поиска решений  поставленных задач.  С этой целью используются различные эвристические приемы в  виде  ассоциаций,  аналогий, контрольных вопросов,  приемов устранения технических противоречий.

В литературе  по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой,  методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более  определенного их понимания. 

Прием – Это элементарное действие или несколько элементарных  действий,  выполняемых  по  определенным  правилам для достижения определенной цели.    

Метод -  это  способ достижения какой-либо цели,  решения конкретной задачи,  рассматриваемый как  совокупность  приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методика - это совокупность приемов и методов,  выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.   

Методология науки - учение о принципах построения, формах и методиках научного познания.

Прежде чем перейти  к  методу  гирлянд  случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить, что такое  ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы. 

Под ассоциацией понимается отражение  в сознании  человека взаимосвязи  между  предметами,  явлениями  действительности и психическими восприятиями,  ощущениями,  двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека,  его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации,  которую можно использовать в творческом процессе.

Основная цель  генерирования  ассоциаций  заключается   в том, чтобы "расшатать"   стереотипные  представления  о  совершенствуемом объекте,  активизировать фантазию  и  воображение, перекинуть "мостик"  к  искомым аналогиям.  Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые "подсказки",  как  аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования,  объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой.  В примере с "арахнавтикой",  наверное,  родились идеи использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств:

- наблюдение  летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом.  Именно в тех случаях,  когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и  оригинальностью.

Различают ассоциации по:

сходству,

контрасту,

смежности.

Ассоциации по похожести  могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической  инверсии (обращения,  поиска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразования в пространстве и времени.

Все примеры генерирования  ассоциаций можно  разделить  на две группы: 

приемы свободных ассоциаций;

направленных детерминированных  ассоциаций.

Свободные ассоциации это  те,  обработка которых производится без каких-либо ограничений  смыслового  или грамматического характера.  При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных  ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями.

К таким условиям,  например,  можно отнести:

генерирование ассоциаций по контрасту,  выраженных только глаголом  и  т.д.,

ассоциацией по сходству, также выраженных словами определенной части речи или символами, знаками  и т.п.

Генерация свободных, и  направленных ассоциаций основывается на скоростной реакции на слово раздражитель. Человек реагирует на слово-раздражитель является индивидуальной и зависит от его интеллекта,  темперамента,  условий, психо - физиологического состояния и т.п.

Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде сгруппированной последовательности - "гирлянды", ведь тогда когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом -  раздражителем и для последующей ассоциации.

Пример, со словом-раздражителем "маяк" можно  образовать следующую группу ассоциаций:

Маяк:

направление, 

движение, 

вода (море), 

земля - суша (остров в  соотношение с водой),

навигационные карты,

уверенность,

мужество,

поход (круиз, путешествие  и т.п.),

подводный мир (рыбы, раки, и т.п.),

водное транспортное средство(катер, сухогруз, яхта, лайнер и т.п.),  

погодные условия,  

навигация и т.д.

Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность:

маяк - движение, 

движение - здоровье,

здоровье - бодрость,

бодрость - сила,

Информация о работе Эвристический менеджмент: понятие, проблемы