Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:26, курсовая работа
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Введение
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские
проверки необходимы и государственным
органам, судьям, прокурорам и следователям
для подтверждения
Вместе с тем аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйственного субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) или фирмой с целью определения ее достоверности, полноты и реальности соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявленным к ведению бухгалтерского учета и состоянию финансовой отчетности.
Аудит осуществляют аудиторы, которые могут работать самостоятельно или в аудиторской фирме.
Аудиторы
- это высококвалифицированные
Объектами
аудиторских услуг являются отдельные
или взаимосвязанные
1. Развитие аудита на Украине
1.1 Возникновение аудита на Украине
Аудит имеет глубокие исторические корни. На государственном уровне создавались специальные органы, которые контролировали сбор налогов, государственные расходы. С развитием торговли и промышленности поступления налогов стали играть существенную роль в бюджете государства. Для разрешения недоразумений между налоговыми органами и управляющими, представляющими интересы собственников, возникла потребность в независимом контроле, который и получил название аудит. Причем в нем были заинтересованы обе стороны. К услугам аудиторов обращалась и незаинтересованная сторона - суд, арбитраж. Мощным толчком в развитии аудита стала эпоха развития капитализма. Для того, чтобы предупредить злоупотребления, сокрытие затрат и доходов, неправильное распределение прибыли, умышленное ее присвоение управляющими, собственник вынужден был прибегнуть к проверке финансовой отчетности независимыми аудиторами. В это время выходит серия законов о компаниях, в соответствии с которыми компании были обязаны один раз на протяжении года приглашать независимого бухгалтера (аудитора) для подтверждения и проверки отчетности перед собственниками. С появлением акционерных обществ развитие аудита было обусловлено общностью интересов собственников и банков (аудиторское подтверждение финансового состояния обеспечивало более высокие гарантии получения кредитов); собственников и бирж; собственников и будущих инвесторов, акционеров; собственников и поставщиков сырья и материалов, а также оптовых покупателей продукции.
После
краха командно-
Аудиторская деятельность начала развиваться в Украине с переходом к рыночным отношениям. Аудиторские услуги особенно нужны были совместным предприятиям, иностранный инвестор требовал подтверждения отчетности аудитором. Развитие аудита и организация его осуществляются с использованием опыта, приобретенного мировой практикой.
Аудит -- это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации для определения достоверности отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам. Заключение аудитора является своего рода «знаком качества» финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тем самым осуществляется своеобразная экспертиза бизнеса, которая позволяет пользователям отчетности уточнять инвестиционную политику и оценивать перспективы получения ими дивидендов[1 (ст.4)].
С точки зрения заказчиков, аудит -- комплексная «диагностика» бухгалтерского и налогового учета, выявление бухгалтерских и налоговых рисков. На самом деле более широкое понятие, которое включает как практическое выполнение проверок, так и предоставление других услуг: экспертиз, консультаций, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей, оценок правовой поддержки, ведения бухгалтерского учета.
В Украине аудиторская деятельность включает следующие основные уровни.
Первый - это принятие Закона Украины "Об аудиторской деятельности" в 1993 г., который определил в правовом поле место аудита, что очень важно.
Второй уровень - разработка системы нормативно-правового регулирования аудита, которая включает национальные нормативы и кодекс профессиональной этики аудиторов Украины.
Третий уровень - разработка документов, которые требуются для реализации нормативов и использования их.
Национальная экономика переживает значительные изменения в методах и механизмах ведения хозяйства, вызванные расширением и укреплением негосударственных форм собственности, межрегиональных и международных связей, построенных на рыночных принципах, приватизационными процессами. Формирование частной собственности как альтернативы государственному сектору экономики обусловило развитие ряда новых профессий в экономической сфере, где важное место принадлежит аудиторам.
История возникновения и развития аудита в Украине измеряется лишь 16 годами, которые принесли обществу достижения, успехи и разочарования. Начиная с первого года независимости страны, лучшие интеллектуальные силы отечественного аудита объединились в Союз аудиторов Украины (САУ). Целью деятельности САУ было признано объединение усилий аудиторов для защиты своих законных прав и интересов и содействие развитию аудиторской деятельности. С целью содействия развитию, усовершенствованию и унификации аудиторского дела в стране в 1993 г. был создан независимый самостоятельный орган -- Аудиторская палата Украины (АПУ). Главной задачей АПУ является содействие развитию аудита в стране, решение на единой методологической основе принципиальных вопросов аудиторской деятельности в Украине. Созданы и региональные отделения АПУ. Начиная с 01.01.99 в Украине были введены постоянно действующие Национальные нормативы аудита (ННА).
Приход иностранных компаний в украинскую экономику является главной причиной увеличения востребованности аудиторских услуг. Крупные компании и дальше будет интересовать аудит в чистом виде: достоверность финансовой отчетности, ее правильность и объективность. Средний бизнес и частных предпринимателей начнут волновать вопросы налогообложения, получения консультаций и других сопутствующих услуг.
Учитывая евроинтеграционные устремления Украины, а также опыт восточноевропейских государств и России, можно предполагать, что вскоре в нашей стране произойдет всплеск интереса к ведению учета по международным стандартам. Услуги по налаживанию таких систем у клиентов некоторые отечественные аудиторские фирмы уже успешно освоили.
Для обеспечения
качества своих услуг аудиторы повышают
профессиональные знания и квалификацию,
что подтверждается ежегодным контрольным
тестированием. Проводятся научно-практические
межрегиональные конференции с
участием членов Аудиторской палаты Украины,
профессорско-
Для совершенствования отечественного аудита необходимо решить немало задач, среди которых такие, как повышение престижа профессии, привлечение к обучению молодежи, создание системы рейтинга аудиторских фирм, чтобы заказчики ориентировались на рынке наших услуг, а у аудиторов был стимул развивать бизнес и повышать свою квалификацию.
При условии надлежащего общественного понимания и государственной поддержки национальная система независимого аудита может стать мощным двигателем развития экономики и демократии в Украине.
С принятием Закона Украины "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 становление и развитие аудита осуществлялись ускоренными темпами. Речь идет, прежде всего, о сертификации аудиторов, создание аудиторских фирм и предоставление лицензии (разрешения) на этот вид деятельности. В 1994-1995 гг. критерием высокого качества работы аудитора и аудиторской фирмы была гарантия своевременности и правильности уплаты налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды предприятиями после аудиторской проверки.
Относительный спад в аудите состоялся в 1997 г. в связи с законодательным сужением круга объектов обязательного аудита. В последние годы наблюдается затруднение деловых хозяйственных операций, что требует повышения надежности и достоверности финансовой информации в экономике. Поэтому именно на независимый аудит возлагаются функции получения и высказывания достоверного мнения о финансовой отчетности отдельных предприятий, доведение своих выводов до заинтересованных пользователей такой информации.
Создание системы независимого финансового контроля (аудита), направленного на защиту интересов владельца, является результатом совместных усилий заинтересованных специалистов на пути реформирования экономики, развития ее частного сектора, перестройки гражданского общества.
Однако развитие аудита, как и всего нового, что касается реформирования экономики в Украине, происходят весьма сложно. Достигнутые результаты и процессы развития системы национального аудита остаются неадекватно оцениваемыми и осознаваемыми общественным и профессиональным в целом, что приуменьшает значимость и роль, которая объективно принадлежит аудиту и которую он призван играть в современном экономическом, социальном и политическом бытии общества.
Появляется
необходимость обоснования
1.2 Проблемы и перспективы развития аудита на Украине
Аудит в Украине является сравнительно новым видом деятельности и потому, процесс его развития сопровождается возникновением проблемных вопросов, которые обусловлены влиянием целого ряда факторов и обстоятельств: несовершенство отечественного законодательства из аудита, незначительный практический опыт, отсутствие методики из проведения и документирования процесса аудита.
Одной
из актуальных проблем теоретико-
В законодательстве и подзаконных нормативно правовых актах, научной и специальной литературе почти нет раскрытия аудита как составной части управления социально-экономическими процессами. Отсутствует его толкование как управленческой подсистемы, которая заключается во взаимодействии субъектов, которые представляют гражданское общество, с объектами, которые принадлежат к частному и других секторов экономики Украины.
Недостает обстоятельного экономико-правового анализа факторов, под действием и влиянием которых функционирует система аудита в Украине. До сих пор нет надлежащих научных исследований и соответствующих им нормативно правовых актов, которые раскрывают сущность и содержание детерминант, которые в свое время повлекли возникновение, а в настоящее время обусловливают становление аудита как объективно необходимого явления общественно хозяйственной практики. Недостаточный их учет приуменьшает реальную значимость и роль аудита, тормозит использование его потенциала, не позволяет очерчивать перспективу развития.