Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:26, курсовая работа
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
В свою очередь это препятствует адекватному определению цели и заданий, которые полагаются на аудит, исходя из места и роли, которые он занимает и играет в общественном бытии. В частности, этому вредит то, что отдельные из положений, изложенных в действующем законодательстве, не получили надлежащего развития в нормативно правовых актах по вопросам аудита[4].
Цель аудита, сформулированная в преамбуле Закона Украины Об аудиторской деятельности как защите интересов владельцев, не нашла достаточно полного раскрытия в соответствующих подзаконных актах, которые касаются, в частности, обязательного аудита. Нерешенность данной проблемы приводит к тому, что в результате нарушений и злоупотреблений в сферах финансового посредничества, эмиссии ценных бумаг, аренды и приватизации, банкротства и тому подобное страдают исчислении физические и юридические лица, финансовые и имущественные интересы которых остаются недостаточно защищенными.
Неприемлемыми является и другие тенденции к вымыванию цели и заданиям аудиту. Да, вместо направления аудиторской деятельности на усовершенствование проверок соблюдения положений действующего законодательства и установленных нормативов, как это предусмотрено базовым законом, задания аудиту постепенно сводятся к выводам о достоверности (не достоверность ли) отчетности хозяйничающих субъектов. Заметным является стремление формулировать эти выводы в такой форме, которая бы делала невозможной ответственность аудиторов.
Развертывание указанных тенденций приводит к негативным последствиям. В первую очередь, препятствует становлению внутреннего аудита. Ограничивая его задание подтверждениям отчетности, невозможно реализовать потенциал и раскрыть роль, которую объективно призванный играть данную разновидность аудита во внутрикорпоративном управлении. Кроме того, это вредит развитию конкурентоспособности украинских аудиторов, которые уступают иностранным соперникам, которые предлагают заказчикам перечень услуг, более широкий от подтверждения отчетности.
Существующее состояние, эффективность системы национального аудита и перспективи ее последующего развития обусловливаются в первую очередь качественными характеристиками субъектов аудиторской деятельности. Следовательно вопросами, которые нуждаются в решении и урегулировании, являются: идентификация финансовых, политических и других общественных групп, экономические интересы которых представляет аудит; раскрытие места и роли аудиторов и созданной ими инфраструктуры в системе гражданского общества; выяснение перечня институтов гражданского общества, сотрудничество и взаимодействие аудиторов с которыми является желаемым или объективно необходимой.
Изложенные
вопросы нуждаются в
Невзирая на определенный рост аудиторской общественности в первые годы становления национального аудита, в последнее время этот процесс приостановился, в результате чего имеющаяся численность сертифицированных аудиторов не отвечает потенциальным потребностям. Не приобретают развития мотивационные факторы последующего ее увеличения. Национальный аудит вытесняется из украинского рынка нерезидентами. Не только государство, но и аудиторская общественность не расценивают эти тенденции как угрозу потери самоконтроля и управления общественно хозяйственной сферой в общенациональном измерении.
Медленными темпами формируется круг субъектов, которые являются реальными или потенциальными потребителями аудиторских услуг. Сдерживается заинтересованность бизнеса в создании структур внутреннего и налаживании отношений с представителями внешнего аудита.
С одной
стороны, это обусловливается
Развертыванию аудиторской деятельности препятствует несовершенство нормативно правового, информационного, методического, технологического, финансового и других компонентов системного обеспечения национального аудита.
Нуждаются в решении вопроса юридического урегулирования национального аудита, устранения противоречий между действующим законодательством и подзаконными актами, призванными уточнять и развивать его положение. Остается недостаточно развитой система норм контроля, которые используются при осуществлении аудиторских проверок.
Имеют место недостатки формирования и обработки данных фактологий, которые играют определяющую роль в системе информационного обеспечения аудита. Существенной является проблема достижения согласованности между центрами макроэкономического уровня (Минфин, Госкомстат, Нацбанк, Госказначейство, Государственная налоговая администрация), которые влияют на формирование учетной политики хозяйничающих субъектов, деятельность которых подлежит аудиту.
Наличие информационно методических противоречий в формировании данных бухгалтерского, налогового и других видов учета приводит к значительным расходам времени и средств, отвлекая бухгалтеров и аудиторов на их устранение, вместо сосредоточения профессиональных усилий на решении приоритетных экономико-правовых заданий.
Нуждаются в решении методические аспекты аудиторской деятельности. Методология осуществления аудита остается несовершенной, не полностью учитывает современные научные приобретения, которые должны быть положены в основу его развития. При осуществлении аудиторских проверок недостаточно используются апробированные на практике методики сопоставлений и сравнений.
Недостаточное осознание содержания не позволяет реализовать потенциал аудита, соответственно направляя усилие субъектов, что его осуществляют. Это препятствует раскрытию роли внутреннего аудита в управлении предпринимательской деятельностью. В то же время отсутствие или неразвитость внутреннего аудита не может быть компенсированной внешними аудиторскими проверками, которые выполняются периодически и несостоятельные заменить систему внутреннего аудита в оперативном управлении.
Соответственно это существенно влияет на превентивность аудиту. Неразвитость системы внутреннего аудита препятствует выполнению присущих ему предохранительных функций, не позволяет предубеждать возникновения отклонений в деятельности хозяйничающих субъектов.
Наличие изложенных недостатков и просчетов влечет негативное влияние на результативность системы национального аудита. Неполное и некорректное решение указанных теоретико-методологических вопросов, предопределяет возникновение ряда производных практических проблем. Они касаются субъектов и предмета аудиторских проверок, системного обеспечения их осуществления, оставаясь нерешенными на протяжении длительного периода.
Выяснение существующей проблематики и путей ее решения в изложенном разрезе позволяет очертить возможности повышения эффективности системы национального аудита.
Да, опираясь
на современную интерпретацию
Беспристрастный анализ факторов, которые предопределяют существование и развитие аудиторской деятельности, позволяет выяснить структуру и изменение критической массы детерминант аудита, призванного способствовать самоуправляемости гражданского общества, отслеживая и обеспечивая защиту его экономической основы.
Нужно более тесное взаимодействие инфраструктуры аудита с институтами гражданского общества. Активизация такого взаимодействия является весьма важной с точки зрения общего сосредоточения усилий в направлении содействия расширению рынка потенциальных потребителей аудиторских услуг. Выглядит целесообразным, чтобы Союз аудиторов Украины инициировал разработку и реализацию соответствующей общенациональной программы, одним из приоритетов которой должно быть содействие расширению круга таких потребителей.
Союз
аудиторов Украины как
Что касается обязательного аудита, то в каждом из случаев его проведения должны быть идентифицированными владельцы, которые нуждаются в защите, определенными их интересы, что будет давать возможность конкретно формулировать задание проверок. Это направление деятельности может быть дополнено соответствующим диалогом аудиторской общественности с органами государственной власти и местного самоуправления относительно формирования ими заказов на выполнение (на тендерных или других принципах) аудиторских проверок в сферах ведения хозяйства, где осуществление государственного финансового контроля невозможно или неэффективное.
Это будет давать возможность реальнее оценивать среду потенциальных заказчиков аудиторских услуг, избегать завышенных или необоснованных надежд относительно клиентуры, которая находится вне сферы гражданского общества. Такой подход позволит беспристрастно оценивать и роль государства как субъекта, который влияет на сферу аудита, и определять меру этого влияния.
Повышению эффективности аудита должно способствовать существенное улучшение его системного обеспечения.
Для нормативно
правового урегулирование аудита необходимо
в первую очередь устранить
Последующее развитие методологии и технологии аудита предусматривает необходимость конкретизации и разнообразят с помощью существующего экономико-статистического инструментария практики применения принципа корпоративности - базового свойства, которое лежит в основе аудита и раскрывает его сущность. Идет речь об использовании статистических методик для выявления отклонений и обоснования предложений относительно предотвращения их возникновения.
Статистическая методология должна быть активнее использованной и с целью выяснения причин и факторов, которые обусловливают указанные отклонения, и определения силы их влияния. Применение статистических и аналитических методик с указанной целью становится средством, с помощью которого необходимо повышать роль аудита в управлении деятельностью хозяйничающих субъектов.
Рядом с интерпретацией аудиторских проверок как процедур, содержание которых базируется на принципе корпоративности, для развития методических аспектов важное значение имеет толкование аудита как вектора, что позволяет осознать важность его направленности. Такой подход раскрывает ту роль какую играет внутренний аудит в управлении деятельностью хозяйничающих субъектов. Идет речь в первую очередь о том, что внутренний аудит является одним из ключевых компонентов той несущей конструкции, на которую опирается каркас системы менеджмента. Следовательно, внедрение, налаживание и усовершенствование внутреннего аудита становится залогом управляемости предпринимательских структур микроэкономического уровня.
Развитие внутренней направленности аудита является весьма важным и по соображениям превентивности. Безальтернативность внутреннего аудита заключается в том, что в отличие от внешнего, как раз он способен предотвращать отклонением в деятельности хозяйничающих субъектов или их увеличению к угрожающим размерам.