Каналы распределения и товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы распределения и товародвижения предприятия и разработка концепции товародвижения данного предприятия с учетом развития регионального рынка, реализация которого позволит повысить эффективность его хозяйственной деятельности.
В работе в соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность и содержание каналов распределения;
• раскрыть сущность и основные направления изучения процесса товародвижения;
• провести анализ системы распределения и товародвижения на примере «Милавица»;
• обосновать выбор канала распределения фирмы «Милавица» и рассчитать экономический эффект по сравнению с другими возможными вариантами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…….…2
Основная часть……………………………………………………….…4
Природа каналов распределения…………………………………...4
Уровни каналов распределения…………………………………….9
Выбор анналов распределения………………………………...…..15
Заключение………………………………………………………..……24
Список литературы………………………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Каналы распределения и товародвижения.docx

— 147.71 Кб (Скачать файл)

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На  потребительских  рынках  этим  посредником  обычно  бывает розничный  торговец,  а  на  рынках  товаров  промышленного  назначения им нередко оказывается  агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал  включает  в  себя  двух  посредников. На  потребительских  рынках  такими  посредниками  обычно становится  оптовый  и  розничный  торговцы,  на  рынках  товаров промышленного  назначения  это  могут  быть  промышленный дистрибьютор и дилеры.

Трехуровневый  канал  включает  в  себя  трех  посредников. Например,  в  мясоперерабатывающей  промышленности  между оптовым  и розничным торговцами обычно стоит  мелкий оптовик. Мелкие  оптовики  покупают  товары  у  крупных  оптовых торговцев  и  перепродают  их  небольшим  предприятиям розничной  торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.

Рис.2.2. Уровни каналов распределения потребительских товаров.1

На рисунке 2.2. изображены уровни каналов  распределения потребительских  товаров, но производители услуг и идей также сталкиваются с проблемой обеспечения доступности своих предложений для целевых аудиторий. Для этого они создают «системы распространения знаний», «системы обеспечения здоровья» и т. п. Чтобы охватить широко разбросанную аудиторию, им необходимо продумать как характер, так и размещение своих представительств. Предприятия услуг должны создавать собственные системы распределения, соответствующие особенностям их товаров. Примером такого предприятия может служить авиакомпания «Дельта эйрлайнс». Каналами распределения пользуются и в процессе маркетинга «личностей». До 1940 г. профессиональные комики могли вступить в контакт с аудиторией с помощью семи каналов: варьете, устройство специальных представлений, ночные клубы, радио, кино, карнавалы, театры. В 50-х годах варьете исчезло, зато появился новый мощный канал - телевидение. Политические деятели также должны изыскивать рентабельные с финансовой точки зрения каналы распространения своих обращений среди избирателей - средства массовой информации, митинги, беседы за чашкой кофе в обеденный перерыв.

Рис. 2.3. отражает четыре наиболее распространенных вида каналов распределения  продукции, используемых в производственной деятельности. Канал прямого маркетинга для данного вида продукции используется значительно чаще, чем при торговле потребительскими товарами, особенно при реализации сложной технической продукции. Но это не исключает использование и других каналов.

Рис. 2.3. Каналы распределения  промышленной продукции.2

В ряде случаев даже для  поставки одного и того же товара на один и тот же рынок производитель  может параллельно использовать несколько каналов. Главное при  этом – обеспечение высокого уровня удовлетворения запросов потребителей при стремлении снизить издержки производственно-сбытовой деятельности.

Существуют каналы и с  большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки  зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. [3.426]

Конкретный выбор канала сбыта происходит с учетом очень  многих факторов. Прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована. Концентрация потребителей в территориально разобщенных зонах сокращает наличие сбытовых филиалов, и прямые контакты в результате оказываются более эффективными.

В случаях, когда содержание промежуточных складов обходится  изготовителю достаточно дорого за счет эксплуатации дорогостоящего оборудования, это вызывает необходимость перехода к прямому маркетингу. Тем не менее, сбытовые промежуточные склады изготовителей  играют важную роль в системе товародвижения. При этом, изготовители с помощью  прямых контактов с потребителями  через свой сбытовой персонал могут  проводить более концентрированные  и своевременные мероприятия  для продвижения своей продукции.

Сбытовая деятельность предприятия  с применением прямого маркетинга может вестись через сбытовые оптовые базы, склады и оптовые  конторы изготовителя.

Выбрав косвенный канал  сбыта, предприятие вовлекает в  процесс распределения сторонних  предпринимателей. Это – оптовые  торговые организации. Они могут  быть универсальными (многоцелевыми) и  специализированными, при этом одни из них специализируются по определенным товарным группам, другие — по конкретным отраслям. Передав оптовику функции  реализации своей продукции, промышленные фирмы освобождаются от содержания крупных сбытовых контор, многочисленных специалистов по техническому обслуживанию и сосредоточивают внимание на решении проблем разработки и производства продукции.

Посреднические оптовые  предприятия делятся на две группы: независимые посреднические организации  и зависимые. Независимые организации  являются самостоятельными посредническими  организациями, приобретающими материалы  в собственность с последующей  их реализацией потребителям. Зависимые  посредники не претендуют на право  собственности на товары, работая  за комиссионное вознаграждение за выполняемые  услуги.

Независимые оптовые фирмы  бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания. Независимые оптовые  фирмы с полным циклом обслуживания предоставляют потребителям следующие  услуги: хранение товарных запасов, кредитование, обеспечение доставки товаров, оказание содействия в области управления процессом реализации товаров. Фирмы  же с ограниченным циклом обслуживания, предоставляют лишь часть этих услуг.

Рис.2.4.Класификация независимых  и зависимых посредников.3

На рисунке 2.4. показана классификация  зависимых и независимых посредников. Независимые посредники делятся  на дистрибьюторов регулярного типа и торговых маклеров, которые в свою очередь представлены функциональными специализированными посредниками, дистрибьюторами с товарной специализацией и многотоварными дистрибьюторами. Зависимые посредники делятся на брокеров, закупочные конторы, агентов, аукционы и комиссионеров. Агенты делятся на промышленных и сбытовых агентов.

Ценность оптового посредника для изготовителя продукции во многом зависит от того, как к этому  посреднику относятся потребители  промышленных изделий, сможет ли посредник  поставить дело таким образом, чтобы потребители продукции обращались именно к нему. Реализация такого положения на практике зависит от ряда объективных факторов. Во-первых, оптовый посредник имеет возможность поставить изделие потребителю быстрее, чем изготовитель. Его склад обычно расположен ближе к предприятию потребителя, чем филиал сбытового органа изготовителя. Во-вторых, услуги посредника позволяют по-требителю сократить расходы на материально-техническое обеспечение и объем обрабатываемой учетной документации. В-третьих, посредник может предложить цену несколько меньшую, чем изготовитель, который назначает ее без учета перевозки и страхования, а потребитель при этом должен сам оплачивать транспортные и страховые расходы. Наконец, потребителю гораздо проще урегулировать споры и недоразумения с посредником, чем с изготовителем.

Эти и другие преимущества посредника дают ему возможность  во многих случаях успешно конкурировать  с изготовителем, обеспечивая хозрасчетные принципы своей собственной деятельности.[4.160]

 

 

 

 

 

2.3. Выбор каналов распределения

Товародвижение – это  деятельность, связанная с планированием  и осуществлением мероприятий по изменению статуса товара в экономической  сфере и перемещению его в  географическом пространстве. Первое представляет собой передачу прав собственности  на товар от одного владельца к  другому, а второе – транспортировку  продукции (груза) от места ее изготовления к месту конечного потребления. Цель товародвижения – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место и в нужное время с минимально возможными издержками.

Товародвижение является мощным инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы  товародвижения служит отношение затрат фирмы к ее результатам. Основной результат, который достигается  в системе товародвижения, - это  уровень обслуживания потребителей. Данный качественный показатель зависит  от многих факторов: скорости исполнения и доставки заказа, качества поставленной продукции, оказания различного рода услуг  покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей. К качественным показателям обслуживания относятся также: обеспечение различной партионности отгрузки товара по просьбе покупателя; выбор рационального вида транспорта; содержание оптимального уровня вида транспорта; содержание оптимального уровня запасов и создание нормальных условий хранения и складирования товаров; соблюдение необходимого, заранее оговоренного уровня цен, по которым оказываются услуги товародвижения. Ни один из упомянутых факторов сам по себе не является решающим, но все они в той или иной степени воздействуют на уровень обслуживания потребителей.

Основным результатом, характеризующим  эффективность работы системы товародвижения, является уровень обслуживания потребителей. Этот качественный показатель достаточно сложно оценить в цифрах. Тем не менее, для Интернет-компании он является одним из ведущих. С точки зрения логистики уровень обслуживания потребителей определяют следующие параметры:

 • скорость исполнения  и доставки заказа. Этот параметр  можно измерить количественно  (в днях, часах и т. п.) и сравнить  с аналогичным параметром конкурентов;

 • качество доставленных  товаров. Качество не должно  ухудшаться в процессе доставки  из-за повреждений при транспортировке.  Этот параметр сложнее измерить  количественно, но и его можно  оценить, например, по количеству  возвратов товара по причине  механических повреждений, нарушения  товарного вида и т. п.;

 • скорость и качество  послепродажного обслуживания, доставки  запчастей, оказания покупателям  услуг по установке и настройке  приобретенного оборудования или  программного обеспечения; 

 • сохранение при  любых обстоятельствах заранее  оговоренного уровня цен за  доставку товаров; 

 • возможность выбора  клиентом способа доставки (курьером, почтой, железнодорожным транспортом  и т. п);

 • поддержание оптимального  уровня складских запасов и  соблюдение требуемых условий  хранения товаров.

Исполнение  заказа клиента  не должно задерживаться по причине  отсутствия товара на складе компании, и качество доставляемых товаров  не должно ухудшаться из-за неправильных условий хранения. Нельзя сказать, что  какой-то из перечисленных факторов является определяющим. Все они в  разной степени влияют на уровень  обслуживания потребителей. Тем не менее, неудовлетворительное состояние  даже одного из них может существенно  ухудшить репутацию и финансовые результаты Интернет-компании. 

Для обеспечения высокого уровня обслуживания потребителей компании необходимо оценить свои возможности  по организации каналов товародвижения. Как и при выборе каналов распределения, возможна организация товародвижения напрямую от компании к потребителю или через посредника. Прямая доставка товаров непосредственно потребителям (собственным транспортом, при помощи собственной курьерской службы) может быть эффективной при следующих условиях:

 • объем продаж  достаточно велик для покрытия  постоянных расходов на собственную  систему товародвижения (службу  доставки);

 • рынок потребителей  сконцентрирован в ограниченном  регионе. Количества потребителей  в регионе хватает для окупаемости  затрат на службу доставки;

 • реализуемая продукция  требует специального обслуживания  при доставке.

 В остальных случаях  товародвижение лучше обеспечивать, привлекая профессиональные организации  (курьерские службы, транспортные  компании, почтовые службы, транспортные  возможности посредников и т.  п.).

При принятии решения о  выборе канала товародвижения необходимо сравнить затраты, связанные с организацией и поддержкой каждого из них. В  эти расходы входят:

 • расходы на подбор  и обучение персонала (курьеров, диспетчеров, водителей и т.  п.);

 • расходы на приобретение  оборудования и транспортных  средств, необходимых для работы  канала товародвижения;

 • расходы по аренде  складских помещений и складированию  оборудования;

 • расходы на оплату  услуг курьерских служб, транспортных  организаций и т. п. (если планируется  их привлечение).

Расходы складываются из единовременных затрат на создание канала товародвижения и текущих затрат на поддержание  его функционирования. При принятии решения о создании канала товародвижения необходимо учитывать срок окупаемости  инвестиций в его создание и ожидаемые  доходы компании от его эксплуатации.  Естественно, планируя организацию системы товародвижения, необходимо учитывать структуру каналов распределения товаров: географический маршрут движения товара и возможности получателей (посредников и конечных потребителей). Сравнительную оценку стоимости различных каналов товародвижения необходимо увязывать с перспективами развития компании и прогнозируемым изменением объемов сбыта. 

После выбора конкретного  вида каналов необходимо приступить к организации товародвижения. Этот процесс можно разделить на ряд  взаимосвязанных этапов:

Информация о работе Каналы распределения и товародвижения