Классификация товаров в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга, находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Существует множество определений товара. Товар - сложное, многоаспектное понятие, занимающее основное место в комплексе маркетинга и включающее совокупности многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Содержание работы

Введение 3
1 Товар как инструмент комплекса маркетинга 4
2 Классификация товаров 8
2.1 Классификация потребительских товаров 9
2.2. Классификация товаров промышленного назначения 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

классификация товаров в маркетинге.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

3) Товары  особого спроса. К товарам особого спроса относятся те товары, для приобретения которых большая группа потребителей готова предпринять особые усилия. Потребитель точно знает, что он хочет; его усилия направлены на то, чтобы найти место, где продается именно этот товар.

Товар может стать товаром особого спроса, если:

  • потребитель имеет абсолютное предпочтение определенной марке; это может быть марка сигарет, но это касается и продуктов, которые приобретаются менее часто, а потребитель собрал много информации и решил остановиться на специфической марке;
  • изделие является новым, потребитель узнал о нем и стремится выяснить, где продается этот товар.

4) Товары  пассивного спроса. В этом случае товары также подразделяются на две группы:

  • Новые товары пассивного спроса.

Потребитель еще не знает. что эти товары имеются в продаже, хотя он нуждается в них, Необходима информативная реклама, для того, чтобы объяснить концепцию потребителю и указать, где можно купить товар

  • Обычные товары пассивного спроса.

В принципе существует необходимость в таких товарах, но потенциальные покупатели еще не мотивированы для удовлетворения этой потребности (страхование, энциклопедии). Требуются агрессивные средства продвижения товаров; часто используется сбытовая политика «в каждую дверь».

Предлагаемая Коуплендом классификация применима не только к материальным товарам, но и к услугам:

  • Повседневные услуги:
    • такси,
    • место для парковки,
    • ремонт автомобиля,
    • выдача наличных с банковского счета;
  • Услуги предварительного выбора:
    • парикмахер,
    • зубной врач,
    • салон красоты,
    • туристическое агентство;
  • Услуги особого спроса:
    • определенный фильм,
    • конкретный архитектор по ландшафтам.

К дополнительным классификационным признакам потребительского товара можно отнести следующие:

По признаку новизны:

  • новый товар;
  • улучшеный товар;
  • известный, популярный товар;
  • старый товар (раритетный товар);

По сезонности покупки:

  • товары пиковых продаж (пасхальные наборы, новогодние товары, саженцы и семена к посевной);
  • сезонные товары (спортивные товары, одежда под сезон);
  • товары перманентного спроса (значительная часть товаров потребительской корзины);

По числу удовлетворяемых потребителей:

  • массовый товар;
  • штучный (единичный) товар;
  • эксклюзивный товар;

По месту производства:

  • экспортный товар;
  • импортный товар;
  • местный (отечественный) товар;

По личностному потреблению:

  • товар личного потребления;
  • товар общественного потребления;

По признаку военный/мирный:

  • товар военного назначения;
  • товар гражданского назначения;
  • товар двойного назначения.

По происхождению:

    • товары животного происхождения;
    • товары растительного происхождения;
    • товары переработки, промышленные товары;
    • минеральные сырьевыйе товары.

На основании перечисленных классификаций объединим всё вышесказанное и занесем в таблицу 1:

 

Таблица 1 – Классификация потребительских товаров11

Параметр сравнения

Виды потребительских товаров

Товары повседневного спроса

Товары предварительно-го выбора

Товары особого спроса

Товары пассивного спроса

Товар 

Зубная паста, смеси для кексов, туалетное мыло, моющее средство 

Фотокамеры, телевизоры, портфели, одежда 

Автомобили «Роллс-Ройс», ручные часы «Ролекс» 

Могильные участки, страхование жизни, энциклопедии

Цена 

Сравнительно низкая 

Довольно высокая 

Обычно очень высокая 

Колеблющаяся

Канал распределения 

Широкая сеть торговых точек 

Большое количество выбранных торговых точек 

Крайне ограниченное распространение 

Как правило, ограниченное распространение

Продвижение 

Акцент на отличиях от товаров конкурентов 

Акцент на цене, доступности и создании осведомленности 

Акцент на уникальности и престижности марки 

Важное значение имеет формирование осведомленности

Приверженнос-ть потребителя торговой марке 

Осведомлен о марке, но может принять и ее заменители 

Предпочитает определенные марки, но может принять и их заменители 

Весьма привержен конкретной марке; не приемлет заменителей 

Готов принять заменители

Покупательс-кое поведение потребителя 

Частые покупки; незначительные затраты времени и усилий на совершение покупки; обыденное принятие решения 

Редкие покупки; сравнение товаров между собой; определенные затраты времени на принятие решения 

Редкие покупки; тратит много времени на принятие решения и на приобретение товара 

Крайне редкие покупки; покупки на основе некоторого сравнения товаров между собой


Разные люди по-разному классифицируют потребительские товары. Так, один человек может рассматривать фотоаппарат как товар предварительного выбора и в этом случае обойдет несколько магазинов, прежде чем остановит свой выбор на какой-то конкретной марке. А его друг может воспринимать фотоаппарат как товар особого спроса - в этом случае купит только фотоаппарат марки Nikon.

Принадлежность товара к определенной группе может меняться в зависимости от длительности пребывания этого товара на рынке. Когда микроволновые печи Panasonic впервые появились на рынке, они числились в разряде уникальных товаров особого спроса. Теперь же на рынке представлено несколько конкурирующих марок микроволновых печей, поэтому для тех потребителей, которые могут позволить себе купить кухонную технику, они являются товарами предварительного выбора.

 

2.2 Классификация товаров промышленного назначения

 

Предприятия и организации закупают огромное разнообразие товаров и услуг. Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров: материалы и детали, капитальное имущество и вспомогательные материалы и услуги (рисунок 1).

Рисунок 1 – Классификация товаров промышленного назначения12

Материалы и детали  - товары, полностью используемые в изделии производителя. Их можно подразделить на две группы: сырье и полуфабрикаты и детали.

Сырьё включает:

    • сельскохозяйственную продукцию (пшеница, хлопок, фрукты, овощи и т. п.),
    • природные продукты (рыба, лес, сырая нефть, железная руда и т.п.).

Маркетинг продуктов сельского хозяйства несколько отличается от маркетинга природных продуктов. Продукты сельского хозяйства поставляются множеством мелких производителей маркетинговым посредникам, которые собирают их, сортируют, организуют хранение, транспортировку и сбыт. Предложение сельскохозяйственной продукции может в определенной мере увеличиться, но только в долговременном плане, а не за короткий срок. Продукты сельского хозяйства - товары скоропортящиеся и в силу своей сезонности требуют использования особых маркетинговых приемов. Их редко рекламируют, редко стимулируют их сбыт, однако время от времени производители проводят пропагандистские кампании за увеличение потребления своих продуктов, таких, как картофель, сливы или молоко.

Предложение природных продуктов крайне ограниченно. Как правило, они объемны, средняя цена товарной единицы невысока, а транспортировка их от производителя к потребителю довольно сложна. Лишь небольшая часть крупных производителей стремится продавать их непосредственно промышленным потребителям. Поскольку потребители зависят от наличия у них этих материалов, поставки обычно осуществляются на основе долгосрочных контактов. Сходство природных продуктов между собой ограничивает размах деятельности по стимулированию их сбыта. Основными факторами, влияющими на выбор поставщика, являются его надежность и цена товара.

Полуфабрикаты и детали:

    • материальные компоненты (железо, пряжа, цемент, проволока и т.п.),
    • комплектующие изделия (небольшие моторчики, шины, отливки и т. п.).

Материальные компоненты обычно используются с последующей доработкой - например, чушки передельного чугуна превращают в сталь, а пряжу - в полотно. Сходство материальных компонентов между собой обычно означает, что наибольшую значимость при покупке приобретают цена товара и надежность поставщика. Комплектующие изделия включаются в состав конечною продукта полностью, без всяких изменений, как бывает, когда и пылесос ставят мотор, а на автомобиль - шины. Большую часть материальных компонентов и комплектующих изделий продают непосредственно их промышленным потребителям, причем заказы на поставку нередко размещают за год или более вперед. Основными маркетинговыми соображениями в данном случае являются цена и сервис. Наличие марочных названий и реклама обычно играют менее существенную роль.

Капитальное имущество - товары, частично присутствующие в готовом изделии. Его можно подразделить на две группы: стационарные сооружения и вспомогательное оборудование.

Стационарные сооружения:

    • строения (заводы, административные здания и т.п.),
    • стационарное оборудование (генераторы, вертикально- сверлильные станки, компьютеры, подъемники и т.п.).

Стационарные сооружения относятся к разряду основных закупок, осуществляемых, как правило, непосредственно у производителя. Торговый аппарат такого производителя состоит из специалистов высшей квалификации, среди которых нередко встречаются инженеры-сбытовики. Производитель должен быть готов к созданию товаров по спецификациям заказчиков и оказанию послепродажных услуг. Реклама, хотя и используется, но играет гораздо меньшую роль по сравнению с техникой личной продажи.

Вспомогательное оборудование включает:

    • движимое заводское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики и т.п.),
    • конторское оборудование (пишущие машинки, письменные столы и т.п.).

Оборудование этого типа вообще не становится частью готового изделия. Оно просто содействует процессу производства. Срок службы у него короче, чем у стационарных сооружений, но превышает срок службы рабочих материалов. Некоторые производители вспомогательного оборудования продают его непосредственно потребителям. Однако чаще они все же работают через посредников, поскольку рынок географически распылен, покупателей очень много, а заказы невелики по объему. При выборе поставщика основными соображениями являются качество, свойства и цена товара, а также наличие системы сервиса. Штату продавцов обычно придается большее значение, чем рекламе, хотя и ею можно пользоваться весьма эффективно.

Информация о работе Классификация товаров в маркетинге