Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретической сущности комплексного исследования рынка в системе маркетинга и ее анализ на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить цели и задачи комплексных исследований рынка;
2. рассмотреть направления комплексных рыночных исследований;
3. выделить этапы комплексного исследования рынка;
4. обобщить методы комплексного исследования рынка;
5. исследовать товарный рынок на примере ЗАО «Эрис мануфактура».
Введение
1. Теоретические аспекты определения сущности комплексных исследований рынка
1.1 Цели, задачи и назначение комплексных исследований рынка………………..6
1.2 Направления комплексных рыночных исследований…………………..……….9
2. Общая характеристика процесса комплексного исследования рынка
2.1.Этапы комплексного исследования рынка………………………………………13
2.2. Методы комплексного исследования рынка…………………………………….16
3. Комплексное исследование товарного рынка на примере ЗАО «Эрис Мануфактура»
3.1.Краткая характеристика ЗАО «Эрис Мануфактура»………………………..…..22
3.2. Исследования товарного рынка ЗАО «Эрис Мануфактура»……………….…..25
Заключение
Список использованной литературы
4. Отбор объектов исследования и сбор первичной информации.
На данном этапе необходимо тщательно проработать вопрос о выборе объекта исследования. Для этого следует определить общее число потребителей, которые будут задействованы в исследовании. После определения объекта проводится сбор первичной информации непосредственно у потребителей, а именно: распространение опросных листов среди потребителей услуг, попавших в выборочное обследование, проведение контроля за сбором данных, сбор заполненных анкет8.
5. Систематизация и анализ собранной информации.
Подготовка информации для анализа является следующим после сбора данных шагом процесса исследования. Обработка полученной в ходе исследования информации включает следующие процедуры:
статистических методов обработки и анализа данных.
6. Представление полученных результатов.
На заключительном этапе исследования подготавливаются выходные документы (отчеты, рекомендации, заключения, справки), содержащие основные результаты исследования и их интерпретацию, необходимые для принятия маркетинговых решений. Подготовленные документы передаются лицам, ответственным за маркетинговую политику предприятия.
Результаты и выводы маркетингового исследования оформляются в виде аналитического отчета, который включает следующую информацию:
Тщательно проведенное комплексное изучение рынка услуг дает возможность разработать рациональную политику поведения на рынке, укрепить свою и ослабить позиции конкурентов, выйти на наиболее благоприятные сегменты рынка, разработать план развития компании на перспективу, создать благоприятный имидж фирмы и всей ее деятельности в глазах общественности9.
Первой задачей выбора способов проведения комплексных рыночных исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
В основе методов изучения рынка лежат различные источники информации. В зависимости от них различают следующие основные методы:
Способами проведения кабинетных исследований являются:
1). контент-анализ – анализ тестового массива, при котором выявляются наиболее часто встречающиеся в нем понятия, процессы. Метод позволяет оценить приоритет того или иного явления (результативность деятельности конкурентов, развитие потребностей населения);
2). регрессионный и корреляционный анализы – выявление в математической форме зависимости значения какого-то результативного показателя от некоторых переменных величин (влияния цен на объем продаж, роста доходов на изменение численности потенциальных покупателей)10.
2. Метод полевых исследований рынка – дополнение результатов кабинетных исследований первичной информацией о рынке.
Способами проведения полевых исследований являются:
1). наблюдение – наиболее простой метод фиксации происходящих процессов, когда наблюдатель не вступает в непосредственный контакт с наблюдаемым объектом. Оно планомерно и систематично, соответствует определенной цели исследования, является основой для обобщения суждений. Наблюдение часто объективнее и точнее, чем опрос.
Преимуществами данного метода являются:
Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного). Кроме того, многие факты не поддаются наблюдению;
2). опрос – выяснение позиций потребителя или получение от него информации по определенному вопросу. Проводится устно или письменно. Респондентами выступают участники рынка или специально приглашенные эксперты. Возможно влияние интервьюера на респондента.
3). эксперименты – осуществление какого-либо процесса с замером полученных результатов на основе предварительно созданной ситуации. Используется при изучении причинно-следственных связей конкретных случаев разового характера. При этом одни величины варьируются исследователем, другие постоянны. Исследователь может активно вмешиваться в процесс изменения данных. Полученные данные не всегда можно обобщить, требуется постоянный контроль ситуации;
4). панель – повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени, специальная процедура, позволяющая получать достаточно широкий диапазон данных и проводимая по специально разработанной программе действий. Используется для получения зависимостей и выяснения взаимосвязей некоторых показателей.
С помощью данного метода можно:
Выбор того или иного вида панельного метода определяется поставленными задачами и объемом выделенных средств.
прогнозирования спроса, планирования товарного ассортимента, управления товарными запасами и сбытом11.
Способами проведения аналитико-прогностических исследований являются:
1). линейное программирование - представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли (при рационализации грузовых транспортных маршрутов, оптимизации товарных запасов, улучшении товарного ассортимента);
2). экономико-математические модели - позволяют с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка рынка , конкурентоспособность товара и его производителя, определять стратегию и тактику маркетинговой деятельности;
3). экономико-статистические приемы - используются для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи;
4). модель теории массового обслуживания - применяется при выборке очередности обслуживания заказчиков, составлении графиков товарных поставок. Позволяет изучить складывающиеся закономерности поступления массовых заявок на обслуживание, правильно определить оптимальную очередность их выполнения;
5). модель теории связи - помогает совершенствовать связь (механизм обратных связей) субъектов рынка с конкретным рынком, повышать эффективность использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах, а также управлять процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта), товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками);
6). сетевое планирование - обеспечивает регулирование последовательности выполнения, взаимозависимости деяний, работ, отдельных операций в рамках конкретного проекта, а также определение основных этапов, сроков их осуществления, затрат, ответственности исполнителей, предусматривая возможные отклонения.
7). деловые игры - позволяют моделировать и имитировать (проигрывать
задачи и действия как абстрактных, так и конкретных субъектов рынка, стремящихся находить оптимальные коммерческо-хозяйственные решения.
3. Качественные методы. Цель качественных исследований – получение данных, объясняющих наблюдаемое явление, например поведение потребителей. К таким исследованиям относятся:
1). глубинные интервью – индивидуальное или групповое интервьюирование с целью выявления мнений опрашиваемых;
2). групповые дискуссии – обсуждение некоторой проблемы в фокус-группах, состоящих из 10 – 12 специально подобранных респондентов;
3). экспертные оценки - метод позволяет быстро получать данные о развитии некоторых явлений на рынке.
4. Количественные методы. Цель количественных исследований – получение и анализ достоверных статистических данных для проверки достоверности мнений потребителей, выявленных при качественных исследованиях. Количественные методы предполагают:
1). выделение генеральной совокупности. Исследование должно быть ограниченным – полное исследование дорого, а иногда и невозможно;
2). определение выборочной совокупности – репрезентативной иллюстрации генеральной совокупности, которая должна быть представительной и надежной;
3). определение объема выборки с целью уменьшения случайных и систематических ошибок.
Маркетинговые исследования могут проводиться:
Комплексное исследование товарного рынка на примере ЗАО «Эрис Мануфактура»
3.1 Краткая характеристика ЗАО «Эрис Мануфактура»
ЗАО «Эрис Мануфактура» - современная, динамично развивающаяся российская фабрика, производство межкомнатных дверей – это основная специализация предприятия. Одним из основополагающих принципов работы ЗАО «Эрис Мануфактура» является использование высокотехнологичного оборудования, высококачественных импортных материалов и постоянное применение технологических инноваций в своей работе. Отличительными особенностями дверей фабрики являются их качество и долговечность.
Основным видом деятельности ЗАО «Эрис Мануфактура» является производство межкомнатных дверей в поселке Редкино и их продажа в городе Тверь и Тверской области.
Информация о работе Комплексное исследование товарного рынка