Конъюктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “ Конъюнктура рынка и ее виды”, что представляет собой рынок и из чего складывается конъюнктура.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Рынок как условие и объективная экономическая основа..........................5
1.1Понятие, классификация и структура рынков…………………………….…5

1.2.Исследования рынка, цели и задачи……………………………………..…12

2.Конъюнктура рынка и ее виды………………………….……………….…14

2.1 Факторы, влияющие на конъюнктуру………......................................……14
2.2 Основные объекты конъюнктурных исследований…………………….…19

2.3 Конъюнктура и прогнозирование рынка …………………………….……23

2.4 Емкость рынка………………………………………………………………28
2.5 Сегментация рынка…………………………………………………………33

Заключение…………………………………………………………………..…..41

Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу ..docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

     В плановой экономике капитального вложения служат объектом планирования сверху.

     В рыночной экономике происходят изменение  как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными  источниками инвестирования здесь  становятся банковские кредиты, частный  капитал, средств одних предприятий, вкладываемые в развития других.

     Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в  производство, а точнее, в дело.

     В рыночной экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует  банковский, коммерческий капитал, направляемый туда, где он сулит принести весовую  прибыль. Именно прибыль, а не наживу.

     Финансовый  рынок - организованная институциональная структура для создания финансовых активов и обмена финансовыми активами. Финансовый рынок ориентирован на мобилизацию капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и рациональное размещение финансовых средств в товарном производстве. Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные усовершенствования.

Финансовый  рынок представляет собой:

    -   рынок денежных средств, предоставляет широкую возможность свободной торговли всеми видами денежных знаков кому угодно и как угодно, в том числе по свободным рыночным ценам. Это вовсе не означает, что валютно-денежный рынок не регулируется государством и не связан никакими ограничениями. Нет, ограничительные условия, конечно, есть, но они не опутывают предпринимателя по рукам и ногам, а лишь сужают зону его свободного действия.

     -   рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по оптовому валютному рынку (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.

Конечно, разделения рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В  общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный –  валютным.

    -    рынок ценных бумаг, представляют особый вид денежных или имущественных документов, которые либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное право, которое, в конечном счете, может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.

     Развитию  рынка ценных бумаг способствуют коммерческие банки.

Денежный  рынок не просто обменный. Он признан  обслуживать товарные рынки и  рынок услуг, формировать в единстве товарно-денежные отношения на рыночной основе.

     Еще рынки подразделяются по степени  распространения экономических  связей продавцов и покупателей (по географическому положению), рынок  подразделяется на:

-местный

-региональный (областной)

-национальный

-мировой 

Также по уровню ограничения конкуренции  хозяйствующих субъектов рынок  подразделяется на:

-монополистический 

-олигополистический

-свободный

-смешанный

-конкурентный

-неконкурентный

Еще выделяют рынок по отраслям экономики:

-рынок  промышленных товаров

-рынок  аграрный

-рынок  автомобильный

-рынок  нефтяной и др.

А также  по характеру продаж рынки бывают: розничные, мелкооптовые, -оптовые.   
 
 
 
 

1.2 Исследование рынка.  Цели и задачи.

     Что значит “исследовать рынок того или иного товара”? Это значит, что необходимо оценить объем и структуру предложения этого товара, объем и структуру спроса на него и сопоставить эти величины на данном уровне цен. Затем нужно рассчитывать зависимости спроса и товарного предложения от цены и подобрать такой ее уровень, при котором спрос и предложения уравновесятся. То есть определить конъюнктуру рынка. Можно обеспечить сбалансированность спроса     и предложения за счет изменений последнего в ту или иную сторону.                                

         Проблема изучения рынка –  это информационная проблема. Чтобы  оценить объем и структуру  товарного предложения, нужно  получить информацию о том,  сколько и  каких товаров  имеется на рынке (в магазинах,  на складах), сколько и каких  товаров готовится к поставке  и что уже конкретно поставлено. По данным о продаже товаров  можно судить лишь о реализованной  части спроса.

     Объектами рыночного исследования являются тенденции  и процессы развития рынка, включая  анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.                 

           Для того чтобы принимать обоснованные  решения на любом рынке, необходимо  располагать достоверной, обстоятельной  и своевременной информацией.  Систематический сбор, отражение  и анализ данных о проблемах,  связанных с функционированием  рынка, составляют содержание  маркетинговых исследований. Чтобы быть эффективными, эти исследования, во-первых, должны носить систематический характер; во-вторых, опираться на специально отобранную информацию; в-третьих, осуществлять определенные процедуры сбора, обобщения, обработки и анализа данных; в-четвертых, использовать специально разработанные для целей анализа инструменты. Таким образом, маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами.  
 
 

 

2.Конъюнктура рынка  и ее виды.

2.1. Факторы, влияющие  на конъюнктуру  рынка.

Изучение  конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие  развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

     Факторы, воздействующие на конъюнктуру, периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок ), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

      Под видами конъюнктуры  я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов.

      Цена, спрос, предложение  способствуют установления равновесия на рынке.

     Спрос-  это отношение между ценой  товара и его количеством, которое  покупатели хотят и в состоянии  приобрести

     Закон спроса - чем ниже цена товара, тем  большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения

1)        Изменение объема спроса (предложения)

2)        Изменение функции спроса (предложения)

Определенные  условия, при  которых приобретаются  товары:

1.        Располагаемый доход

2.        Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых  товарозаменителей.

3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от потребления  данного товара.

4.        Условие ожидания изменения цен  в будущем

5.        Численность населения

6.        Вкусы и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает,  что потребители  стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления  товаров.

     Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение  спроса:

1.        Изменение в полезности вещи

2.        Изменение доходов (больше купить  за такую же цену)

3.        Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается) 

     Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект  дохода  - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

Эффект  замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

     Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными  товарами , те товарами, спрос на которые  увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

     Эффект  дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение  цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель  станет богаче, а богатый человек  не будет приобретать  низкокачественные  товары.

     Если  низкокачественные товары занимают незначительное место в общем  объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее  количество низших товаров.

       Но в экономической теории  может возникнуть ситуация, когда  понижение цены на товар приводит  к понижению спроса на него  и наоборот.

     Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в том, что  с ростом цены на какой либо товар  первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают  его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя  свое потребление в основном к  потреблению данного товара. "Эффект Веблена" предполагает понижение  спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

       В нормальных условиях существует  зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит  к отрицательному наклону кривой  спроса.

     Предложение - это количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  по каждой возможной цене в единицу  времени. Объем предложения - это  максимальное количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  в единицу времени, при определенных условиях:

1.        Цена данного товара.

2.        Цены на исходные ресурсы .

3.        Цены на другие товары 

4.        Наличие необходимых ресурсов.

5.        Характер применяемой технологии.

Информация о работе Конъюктура рынка