Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Отрасли сильно разнятся по своим экономическим характеристикам, конкуренции внутри них и перспективам развития. Темпы технического прогресса могут колебаться от высоких до низких. Необходимый размер капиталовложений может быть велик или незначителен. Рынок может быть от локального до мирового. Производители выпускают стандартную или высокодифференцированную продукцию. Конкуренция в отрасли может быть сильной или слабой, она может ориентироваться на цены, качество, послепродажное обслуживание или на что-либо другое.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………...3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО……........5
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...11
1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………………….21
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и
фирмы ………………………………………………………………...21
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности
товара…………………………………………………………………..26
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы..32
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………34
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………34
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………50
ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ……………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования РФ

Новосибирский государственный  архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН)

 

       Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа

на тему: «КОНКУРЕНЦИЯ В ОТРАСЛИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………...3

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И  КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО……........5

  1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...5

  1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...11

  1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………..

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРА И ФИРМЫ……………………….21

   2.1 Теоретические  аспекты оценки конкурентоспособности  товара и  

фирмы ………………………………………………………………...21

            2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности 

              товара…………………………………………………………………..26

             2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы..32

Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………34

   3.1 Оценка конкурентоспособности  товара (продукции)………………34

   3.2 Расчет показателей  конкурентоспособности фирмы……………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………50

ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ……………………………………………………..53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Отрасли сильно разнятся по своим экономическим характеристикам, конкуренции внутри них и перспективам развития. Темпы технического прогресса  могут колебаться от высоких до низких. Необходимый размер капиталовложений может быть велик или незначителен. Рынок может быть от локального до мирового. Производители выпускают стандартную или высокодифференцированную продукцию. Конкуренция в отрасли может быть сильной или слабой, она может ориентироваться на цены, качество, послепродажное обслуживание или на что-либо другое. Спрос может расти или снижаться. Разница в условиях может быть столь сильна, что компании, занимающие лидирующее положение в одной, малопривлекательной, отрасли, могут получать относительно небольшую прибыль, в то время как компании, имеющие слабые позиции в другой, привлекательной, работать с большей отдачей. Кроме того, условия конкуренции в отрасли постоянно меняются с изменением характера влияния отдельных факторов.

Уровень конкуренции  в отрасли определяется пятью силами:

    • соперничеством между продавцами внутри отрасли;
    • наличием привлекательных товаров субститутов;
    • возможностью вхождения в отрасль новых конкурентов;
    • влиянием поставщиков;
    • способностью потребителей диктовать свои условия;

Задачей анализа конкуренции в отрасли является оценка каждой силы, определение того, насколько слабо или сильно ее давление и затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться компании с учетом существующих в отрасли "правил" конкуренции и которая направлена на то, чтобы:

а) изолировать фирму  насколько возможно от воздействия  пяти сил конкуренции;

б) использовать "правила" конкуренции в отрасли на благо  фирмы;

в) завоевать конкурентное преимущество.

 

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ  И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

 

1.1 Понятие  конкуренции, функции и виды  конкуренции

 

Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом [1].

Понятие конкуренция  может быть определено как тип  структуры рынка, обусловленный  количеством независимо действующих  на нём экономических агентов. К  наиболее важным критериям выделения  разных видов конкуренции относят:

  • Степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли;

 

  • Степень дифференциации продукта;

 

  • Степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль;

 

  • Степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

 

Виды конкуренции:

 

  • Совершенная (чистая) конкуренция;

 

  • Монополистическая конкуренция;

 

  • Олигополия;

 

  • Чистая монополия;

 

Последние три вида конкуренции объединяются в общее название -"несовершенная конкуренция".

Различают два основных вида конкуренции – совершенную  и несовершенную.

Совершенная конкуренция характеризуется:

  • наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара;
  • однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т.е. их идентичностью или полной взаимозаменяемостью с точки зрения потребителя;
  • отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него);
  • доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка.

Совершенная конкуренция  характеризует идеальный, нормативный  тип рыночной структуры и поведения экономических агентов. В современной экономической теории сделана попытка конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые позволяют обеспечить приемлемый уровень эффективности рынка. С этой целью введено понятие "работающая конкуренция" (перевод с англ. workable competition; впервые использовано американским экономистом Дж.М. Кларком) и сформулированы её структурные, поведенческие и функциональные критерии. Так, в качестве основных структурных критериев чаще всего выделяют: наличие достаточно большого числа продавцов (во всяком случае, настолько, насколько это позволяет эффект масштаба); отсутствие искусственных барьеров входа на рынок; отсутствие значительных различий в качестве предлагаемых на данном рынке продуктов и их соответствующее отражение в ценах. В качестве критериев поведения выделяют достижение конкурентных преимуществ при отсутствии сговора с другими фирмами, отсутствие принудительных, несправедливых методов конкурентной борьбы, в качестве функциональных критериев – эффективную производственную и маркетинговую деятельность, минимизирующую затраты, избежание чрезмерных затрат на продвижение товара, использование всех возможностей для внедрения новых технологий и продуктов.

Реальные рынки, как  правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной  конкуренции: монополистическую конкуренцию  и олигополию. Рынок монополистической  конкуренции в структурном отношении  наиболее близок к типу совершенной конкуренции. Для него также характерны: наличие большого числа продавцов и покупателей, и отсутствие барьеров для входа на рынок и выхода с него. Основное отклонение от условий совершенной конкуренции здесь связано с дифференциацией продукта, предлагаемого конкурирующими фирмами, т.е. различиями в его качестве, оформлении, функциональном назначении, пространственном размещении, уровне обслуживания и др.[4]

Монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продукции, наиболее активно развивается в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, в бытовых услугах, в розничной торговле, т.е. в тех секторах экономики, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение вкусов и предпочтений конечных потребителей. Возможности дифференциации продукции практически не ограничены, и, следовательно, каждая фирма в краткосрочном периоде может иметь свой особый рынок сбыта и обладать на нём определённой рыночной властью, т.е. влиять на рыночную цену своей продукции. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина и теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон показали, что в этих условиях фирмы будут иметь в долгосрочном периоде резервные (неиспользуемые) мощности, т.е. размер выпуска каждой из них будет меньше оптимального[6].

Преобладающим типом современной рыночной структуры является олигополия (от греч. oligos - немногочисленный и poleo - продаю). Для олигополистического рынка характерно наличие небольшого числа продавцов и значительного количества покупателей как однородных, так и дифференцированных продуктов. При этом на ограниченное число, как правило, крупных продавцов приходится основная доля рынка или даже весь его объём. Это связано прежде всего с тем, что вход на данный рынок и выход с него существенно затруднены [4]. Высокие барьеры входа могут быть обусловлены двумя основными причинами: во-первых, наличием положительного эффекта масштаба, когда вхождение на рынок малой фирмы ставит её в заведомо невыгодные конкурентные условия по сравнению с уже действующими (укоренившимися) на нём крупными фирмами; во-вторых, сознательной конкурентной стратегией действующих на данном рынке фирм, ограничивающих доступ на него новых конкурентов.

В экономике так же принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1) Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2) Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3) Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством  совершенствования качества продукции и условий её продажи, сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция  путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации[10].

Сильнейшим орудием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

 К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

 

Рисунок 1.1 Структура видов конкуренции

 

 

1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли

 

 

Конкурентный анализ на основе пяти сил конкуренции по М. Портеру

 

Конкурентные условия  на различных рынках никогда не бывают одинаковыми, а процессы конкуренции  на них аналогичны. Это продемонстрировал профессор Майкл Портер.

Информация о работе Конкуренция в отрасли