Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа
Отрасли сильно разнятся по своим экономическим характеристикам, конкуренции внутри них и перспективам развития. Темпы технического прогресса могут колебаться от высоких до низких. Необходимый размер капиталовложений может быть велик или незначителен. Рынок может быть от локального до мирового. Производители выпускают стандартную или высокодифференцированную продукцию. Конкуренция в отрасли может быть сильной или слабой, она может ориентироваться на цены, качество, послепродажное обслуживание или на что-либо другое.
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………...3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО……........5
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...11
1.3 Виды конкурентного преимущества…………………………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………………….21
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и
фирмы ………………………………………………………………...21
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности
товара…………………………………………………………………..26
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы..32
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………34
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)………………34
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………50
ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ……………………………………………………..53
Состояние конкуренции в отрасли является
результатом действия пяти конкурентных
сил:
Портеровская модель
пяти сил показанная на рисунке 1.2 представляет мощный инструмент диагностики
конкурентных условий рынка и оценки насколько
важной и эффективной является каждая
из них. Это самый популярный метод анализа
конкуренции, который легко применить
на практике[20].
Рисунок
1.2 Силы управляющие конкуренцией в отрасли.
Стратегии по М. Портеру
Для укрепления позиций
предприятия М.Портер рекомендовал
использовать одну из трех стратегий:
1. Лидерство за счет экономии
на издержках.
Преимущества стратегии:
Риски стратегии:
2. Стратегия дифференцирования.
3. Стратегия концентрации на сегменте.
Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного[20].
1.3 Виды конкурентного преимущества
Наиболее важный критерий классификации - базовое условие, определяющее характер источника конкурентного преимущества. К данной группе относятся 10 основных видов конкурентных преимуществ.
1) Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, определяются:
2) Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах, существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и управления. В качестве примера к ним можно отнести:
Преимущества нормативно-
3) Конкурентные преимущества структурного характера определяются главным образом: Высоким уровнем интеграции процесса производства И реализации в компании, Что позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети. В рамках интегрированных структур создаются потенциальные возможности для заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников групп (как горизонтальных, так и вертикальных), в том числе с органами государственной власти. При этом интеграция приобретает следующие формы:
Кроме того, к конкурентным преимуществам структурного характера относятся Возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.
4) Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами, связаны с наличием ограничений деятельности производителей (поставщиков), которые не всем удается преодолеть. К их числу относятся ограничения со стороны органов государственной и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений и т. п.
5) Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка. Возникают в результате разной степени:
6) Технические (технологические) конкурентные преимущества Определяются высоким уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли; специальными техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров; техническими параметрами продукции.
7) Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью, Базируются на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка. Отсутствие, недостаточность или недостоверность информации является серьезным препятствием для ведения конкурентной борьбы.
8) Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах, Связаны с возможностью экономичного преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также выгодным географическим расположением предприятия. Кроме того, географическим барьером входа на рынок для потенциальных конкурентов является невозможность (или затрудненность) перемещения товаров между территориями вследствие:
9) Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах, Формируются в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию, а увеличения численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава, миграции населения, а также изменения образовательного и профессионального уровня.
10) Конкурентные преимущества не правового характера, достигаемые в результате:
а) Недобросовестной конкуренции;
В соответствии со ст. 85 Закона «О конкуренции Европейского Сообщества (ЕС)» фактами недобросовестной конкуренции, препятствующими хозяйствующим субъектам на равных конкурировать с уже действующими на данном товарном рынке, считаются все соглашения между предприятиями, которые: прямо или косвенно фиксируют цены продаж или покупок, или любые другие торговые условия; [15]
б) Недобросовестного выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизма, неоправданной волокиты с рассмотрением дел, взяточничества, коррупции. Следует также иметь в виду наличие сложившихся неформальных отношений между соответствующими органами государственной власти и крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке, что позволяет последним лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против конкурентов;
в) Криминальных действий: Рэкета, контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.
Второй классификационный признак описывает инициатора, определяющего возникновение конкурентных преимуществ (факторы и субъекты). Этими факторами и субъектами являются: Конъюнктура рынка, Которая может без участия предприятия выдвинуть его на передовые рубежи в конкурентной борьбе; Государственная политика в области регулирования конкуренции, И в частности такие ее направления, как внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная политика, политика в области инвестиций, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственности; Деятельность конкурентов и непосредственно предприятия: Технологические новации, организация производства и управления, маркетинговые стратегии (товарная политика, ценообразование, распределение продукции, стимулирование продаж, сервисное обслуживание), интеграция участников рынка, создание профессиональных, отраслевых или торговых ассоциаций и объединений др.