Конкуренция. Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:18, реферат

Описание работы

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено  о полном устранении конкуренции  как пережитка капиталистической  системы и замене ее бесконфликтным соцсоревнованием. Благодаря этому  российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно  высокому уровню затрат, и, в некоторых  отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических  разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание  конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной  России.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

 

                                              Конкуренция

 

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень  развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в  рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция  представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы  что? как? для кого производить?

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет  противоречия экономических интересов, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. От этого выигрывает потребитель.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

 

 

 

 

                         Виды конкуренции

 

 

         По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и  средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую  прибыль. Крупные предприятия могут  себе позволить на некоторое время  вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции  разорить конкурентов и вытеснить  их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка известен также под названием "война цен". В свое время американская монополия "Кока-Кола" применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более  высокого качества, с большей надежностью  и сроками службы, на использовании  методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции  характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное  ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего  влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция  отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности  влиять на условия реализации товаров.

 

                 

 

 

 

                                Модели рынков

 

Взаимодействие между  продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов рынка.

По степени развития конкуренции  выделяют четыре основные модели рынка:

 

 

На рынке совершенной  конкуренции расщепление экономической  власти максимально и механизмы  конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания  своей воли потребителям.

При несовершенной конкуренции  расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает  известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка  зависит от разновидности несовершенной  конкуренции. В условиях монополистической  конкуренции она невелика и связана  только с умением производителя  выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка  значительно и диктуется немногочисленностью  действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке  только одного производителя.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются  рыночные структуры, которые сложились  в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

- количество фирм, представленных  на рынке той продукции, которая  выпускается данной отраслью;

- характер производимой  продукции (стандартная или дифференцированная);

- наличие или отсутствие  барьеров на пути вхождения  фирм в данную отрасль или  выхода из нее;

В одних отраслях, число  представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько  крупных фирм. Так, в черной металлургии  России 31% продукции в 1997г. приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли.

 

                         Совершенная конкуренция

 

Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной  конкуренции не присущи ни одной  из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции  не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в "стерильно чистом" виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

При совершенной конкуренции  ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости  и многочисленности всех субъектов  рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

Для того чтобы конкуренция  была совершенной, предлагаемые фирмами  товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция  фирм в представлении покупателей  гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения  таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение  цены одним производителем ведет  к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

Следующим условием совершенной  конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры  есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

Последнее условие существования  рынка совершенной конкуренции  состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной  прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и  рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения  применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются  фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в  условиях совершенной конкуренции  могут только тогда, когда действуют  в согласии. То есть тогда, когда  какие-то внешние условия побуждают  всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары "кризисного" ассортимента — сахар, соль, муку и т.п. Хотя повышение цен было экономически не обоснованным (эти товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль), продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.

 

                             Несовершенная конкуренция

 

Подавляющее большинство  реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции ("невидимая рука" рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

- значительная доля рынка  у отдельных производителей;

- наличие барьеров проникновения  в отрасль;

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции