Конкуренция. Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:18, реферат

Описание работы

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

- неоднородность продуктов;

- несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

 

       

 

 

 

 

                    Монополистическая конкуренция

     

         Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Монополистическую конкуренцию  роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного  товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и  ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.).

На рынке действует  множество фирм, причем среди них  либо вообще нет крупных, либо они  не имеют решающих преимуществ над  мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску  мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам  трудно помешать этому. Незатруднителен  обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего  рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается  на отдельные, сравнительно самостоятельные  части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать  очень большой.

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические  преимущества. Но у ситуации есть и  еще одна интересная сторона. Ранее  мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия  монополистической конкуренции, относительно свободен.

Теперь уточним эту  формулировку: выход на такой рынок  не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных  с дифференциацией продукта.

Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы  преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно  повторить тонкий вкус знаменитого  ликера или хотя бы найти равноценный  ответ на удачную рекламную кампанию.

                                         

                                        Олигополия

        Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой  на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно  в буквальном смысле пересчитать  по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции, наряду с крупными часто  действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько  крупнейших фирм (в разных странах  за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

 

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает  олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Обычно принято говорить, что в олигополистических отраслях господствует "большая двойка", "большая тройка", "большая четверка" и т. д. Олигополия характерна для многих отраслей промышленности в России. Так, легковые автомобили производятся пятью предприятиями (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш). Динамную сталь выпускают три предприятия, 82% шин для сельскохозяйственных машин — четыре, 92% кальцинированной соды — три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров — на трех.

Существуют значительные ограничения в доступности экономичесеой  информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно  оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в выпуске  продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже  каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние  на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить  выпуск продукции, это приведет к  повышению цен на рынке.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы  при формировании своей ценовой  политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. Олигополистическая взаимозависимость — необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство.                       

Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д.

                                                  

                                                       Монополия

 

        Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно  отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в  домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и  то, что подобное положение позволяет  монополисту диктовать свои условия  с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

 

 

 

        Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

- преимущества крупного  производства (вплоть до естественной  монополии);

- легальные барьеры (монопольное  владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические  достижения, санкционированные государством  исключительные права);

- нечестная конкуренция.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества в  издержках. Это создает высокий  барьер перед всеми желающими  проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок. Примером такой фирмы может служить российское предприятие "Центр им. Хруничева" — производитель тяжелых космических ракет "Протон".

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры  правовые (легальные), причем нередко  именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права  собственности. Если в собственности  некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли  с особыми свойствами и т.п., это  автоматически создает предпосылки  для монополии. Важно лишь, чтобы  производимый с использованием названных  природных ресурсов продукт и  сам был уникальным и незаменимым. Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.

 

                                 Естественные монополии

         В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических  субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром  говорят, что в современной России экономическое единство страны не в  последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим  электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

                              Антимонопольная политика

           Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное  антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено  с рядом объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень  больших объемах производства. Малое  производство в потенциально монополистических  отраслях крайне неэффективно. Собирая  автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

И это далеко не частный  случай. Можно говорить о невозможности, превращения монополизированной отрасли  в отрасль совершенной конкуренции  как об общем правиле. Преобразованиям  такого рода препятствует положительный  эффект масштаба. Даже если государство  настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции