Конкуренция. Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:18, реферат

Описание работы

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается  достаточно редко. Обычная цель антимонопольной  политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность  делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов  и цен. Последствия этого для  экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает  возможности для эффективной  работы, отнюдь не гарантирует, что  эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО "ЕЭС России" может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.

Основной путь борьбы с  негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном  контроле за ценообразованием на естественно-монопольные  товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию).

Кроме регулирования цен  определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО "Газпром" наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО "ЕЭС России" объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности ественных монополий, где она может быть достигнута.

В случае искусственного монополизма  основным направлением антимонопольной  политики является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения  фирм в условиях рыночного хозяйства  и содержащий "правила" игры" для конкурентов, был принят в  марте 1991 г. Это закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 г. в текст Закона были внесены изменения и дополнения.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

В соответствии с новой  трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может  быть признано монополистом, но для  этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию.

Законом установлен государственный  контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих  субъектов, а также за соблюдением  антимонопольного законодательства при  приобретении акций, паев, долей участия  в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность  предприятий и должностных лиц  за нарушение антимонопольного законодательства.

Какую политику проводит государство  по отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.

 

 

Заключение

 

Сегодня можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к  рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к  этому.

Положительные черты конкуренции  очевидны. При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители  вынуждены постоянно бороться с  конкурентами за покупателей на рынке  сбыта путём расширения и улучшения  ассортимента высококачественных товаров  и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Однако, как показала практика, большинство российских предприятий  не готово к активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

В течение многих десятилетий  советского периода экономика нашей  страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли  народного хозяйства были в высокой  степени монополизированы, предприятия  не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к  низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических  разработок во многих отраслях советской  экономики.

Поэтому волна импорта, хлынувшая  на российский рынок после распада  СССР, вместо положительного эффекта  оказала крайне негативное воздействие. Большинство импортируемых товаров  производится по современным технологиям  с меньшими издержками, нежели российские товары, вследствие чего они дешевле  и часто отличаются лучшим качеством  по сравнению с отечественными аналогами. Кроме того наши заводы в условиях плановой экономики не имели традиций ведения конкурентной борьбы, не были развиты такие важные ее составляющие, как неценовая конкуренция, реклама. Таким образом, российские производители  оказались попросту не готовы соперничать с зарубежными, и многие из них разорились в первые годы реформирования, что повергло страну в глубочайший кризис.

Возможно, таких последствий  не было бы, если бы государство действовало  более осторожно в отношении  регулирования объема импорта, постепенно повышая уровень конкуренции  на внутреннем рынке страны, давая  возможность отечественным производителям адаптироваться в новых условиях.

Проблема конкурентоспособности  российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров  и содействие отечественному производителю.

И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Экономическая теория: учеб. для вузов/ Носова С.С. – М.:"ВЛАДОС",    2000
  2. Экономическая теория:ключевые вопросы 3-е изд. доп./ Гукасян Г.М. под ред. Добрынина А.И. – М.: Инфра-М, 2002
  3. Микроэкономика: сборник задач/ Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. – СПб.:"Экономикус", 2007
  4. Экономическая теория: Учебник для вузов /Ред. А. И. Добрынин, Ред. Л. С. Тарасевич. – СПб.; М.; Харьков: Питер, 2004

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции