Конкурентноспособность товара и маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Coглacнo кoнцeпции мapкeтингa, уcпeхa дoбьeтcя тa кoмпaния, кoтopaя coздacт выcшую пoтpeбитeльcкую цeннocть и кoтoрaя удoвлeтвopит пoтpeбитeля лучшe, чeм кoнкуpeнты. Пoэтoму, мapкeтoлoгу нeдocтaтoчнo пpocтo aдaптиpoвaть cвoю пpoдукцию к нуждaм цeлeвoгo рынкa. Oн дoлжeн дoбитьcя cтpaтeгичecкoгo пpeимущecтвa, пoзициoниpуя cвoи тoвapы и уcлуги тaк, чтoбы пoтpeбитeлям oни казaлись бoлee пpивлeкaтeльными, чeм пpeдлoжeния кoнкуpeнтoв.
Нeт тaкoй cтpaтeгии бopьбы c кoнкуpeнтaми, кoтopaя была бы oдинaкoвo хoрoшa для вceх кoмпaний. Кaждaя кoмпaния дoлжнa учитывaть мacштaбы свoeй дeятeльнoсти и пoлoжeниe в oтрaсли пo сpaвнeнию c кoнкуpeнтaми.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы конкурентоспособности товара в маркетинге………………………………………………………………….5
1.1. Конкуренция и конкурентные силы………………………………………..5
1.2. Оценка конкурентоспособности товара ……………………….………….9
1.3. Конкурентная способность в маркетинговой деятельности……………..11
Оценка конкурентоспособности товара………………………………………………………………………13
2.1. Анализ конкурентоспособности пива ОАО «Ярпиво».……………….….13
Заключение………………………………………………………………….........23
Список использованной литературы…………..…………………………….....25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Не так однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом «специализация». Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, то есть цену в среднем более высокую, чем у ваших конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ фирма должна научиться искусству, выделяться в толпе конкурентов (реализуется принцип дифференциальных преимуществ), предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя. (6; С.485)

Конкурентные силы – активно действующие на рынке факторы, составляющие суть конкурентной борьбы на нем. Конкурентные силы можно проранжировать по степени их влияния на конкуренцию следующим образом

  1. соперничество уже имеющихся конкурентов между собой;
  2. влияние государства на рынке;
  3. свойства покупателей;
  4. угроза появления товаров или услуг-заменителей;
  5. влияние поставщиков комплектующих изделий и т.п.;
  6. угроза появления новых конкурентов.

На рынке все силы действуют не изолированно, а в очень сложной взаимосвязи, которая реализуется в состоянии конъюнктуры рынка. Поэтому анализ конкурентных сил можно проводить несколькими способами:

  1. изучать обобщенное влияние действующих сил на конкуренцию, которое проявляется в состоянии конъюнктуры рынка;
  2. исследовать состояние и влияние каждой силы на конкуренцию в отдельности;
  3. изучив состояние и влияние каждой силы на конкуренцию, определить их причинно-следственные связи с состоянием экономической конъюнктуры.

1.2. Оценка конкурентоспособности  товара

Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, как это было показано выше, тремя необходимыми элементами:

  • - свойствами данного товара,
  • - свойствами конкурирующих товаров,
  • - особенностями потребителей.

М.Портер несколько расширяет список составляющих конкурентоспособности товара: «В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

  • угрозой появления новых конкурентов;
  • угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
  • способностью поставщиков коплектующих изделий и т.д. торговаться;
  • способностью покупателей торговаться;
  • соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой».

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. «Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания». Развивая эту позицию, М.Портер определяет свойства и причины конкурентоспособности товаров на международных рынках. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.(8)

От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:

  • потребность покупателей;
  • величина необходимого полезного эффекта;
  • конкурирующий товар;
  • гипотетический образец;
  • группа аналогов.(8)

В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.

Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.

Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж. (8)

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.

1.3. Конкурентная способность  в маркетинговой деятельности

Почему покупатель выбирает тот или иной продукт? Какими критериями он при этом руководствуется? Как склонить его к выбору определенного товара или услуги? Подобные вопросы играют центральную роль в коммерческой деятельности каждой фирмы. А для всей рыночной экономики в целом они равносильны принципиальному вопросу о том, какие товары будут производить в данной стране. Ответы на них связаны с понятием конкурентоспособности. (2; С. 114)

Конкурентоспособность фирмы или товара – понятие относительное, особенно в динамике. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условия продаж и платежа). Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.

При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка. Для того чтобы продукция была пригодна для удовлетворения потребностей и представляла интерес для покупателя, она должна обладать набором соответствующих параметров. (3; С.315)

Конкурентоспособность – это превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром. Из определения конкурентоспособности видно, что другим условием выбора товара потребителем являются затраты, которые будут связаны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта достигается в ходе их эксплуатации, что обычно связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы, как по приобретению его, так и по его потреблению. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления. (7; С.380)

Конкурентоспособность фирмы — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.  
Конкурентоспособность фирмы зависит от ряда факторов, таких, как емкость рынка (количество ежегодных продаж), легкость доступа на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, возможность технических новшеств в отрасли. В российской экономике пока относительно конкурентоспособными остаются отрасли топливно-сырьевого комплекса, черной и цветной металлургия, химической, деревообрабатывающей промышленности и др. Конкурентоспособность страны — это способность ее экономики производить богатств больше по сравнению с другими странами. Наиболее сильными сторонами российской экономики в конце 90-х годов оставались крупные природные ресурсы, многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой, наличие в некоторых отраслях промышленности уникальных недорогих технологий. (10)

Как отмечалось ранее, конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Обратим внимание на то, что конкурентоспособность связана не  
отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов.

 

 

 

 

 

 

                          2.Оценка конкурентоспособности товара

2.1. Анализ конкурентоспособности  товара ОАО «Ярпиво»

При выявленной проблеме конкурентоспособности товара ее решение и управленческое воздействие целесообразно осуществлять на основе маркетингового исследования, предполагающего изучение отношения покупателей к товарам анализируемого предприятия и его конкурентов, а также достоинств и недостатков внутренней среды фирмы; эффективности использования возможностей и избежания угроз ее внешнего окружения.

Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, составляющие конкурентоспособности товара представляют собой технические, экономические и коммерческие характеристики продукта, которыми большинство покупателей конкретного сегмента в основном руководствуются при выборе того или иного товара.

Перечень значимых для покупателей составляющих конкурентоспособности товара имеет специфику в зависимости от типа последнего. Так, для продовольственных товаров до- и послепродажное обслуживание обычно не является значимым, в то же время важно получить консультацию, например, при выборе косметики и ее использовании (т.е. в этом случае значимо предпродажное обслуживание), а для товаров длительного назначения существенную роль играет послепродажный сервис. В связи с этим появляется необходимость выделения составляющих конкурентоспособности в каждом конкретном случае.

Определение набора составляющих конкурентоспособности товара — ключевой момент ее оценки. При этом на первый план необходимо выдвигать те, которые имеют наибольшую значимость для покупателя. Определение «веса» каждого параметра может производиться как с помощью экспертных, так и социологических методов. Обладающие наибольшей значимостью параметры должны исследоваться в первую очередь, что не исключает изучения второстепенных составляющих, которые в некоторых случаях могут оказывать ощутимое влияние на рыночный успех товара.

Например, в результате выяснения значимых для потребителя составляющих конкурентоспособности пива путем анкетирования было выяснено, что респонденты наиболее чувствительны к органолептическим показателям этого напитка, в то время как упаковка значима гораздо менее. Однако при проведении глубинного интервью среднего и высшего управленческого звена пивоваренных предприятий Ярославской области оказалось, что выбор тары для производителей напитка является серьезной проблемой. Сейчас для тарного пива используются традиционные стеклянные бутылки и пластиковые бутыли; для бестарного — кеги и бочки. Издавна розлив пива осуществляют в деревянные бочки, имеющие два отверстия: шпунтовое для заполнения пивом и втулочное в дне для его розлива. Однако деревянные бочки почти всегда являются одновременно источником инфекции и порчи пива, в связи, с чем их постепенно заменяют металлическими (алюминиевыми и из нержавеющей стали) и пластиковыми.

Стеклянная бутылка представляет собой довольно привлекательную упаковку, как с точки зрения производителя, так и потребителя (что отмечается и по результатам проведённого маркетингового исследования). Одним из основных недостатков стеклянной бутылки является необходимость ее утилизации (что несколько смягчается возможностью уменьшить цену потребления путём возврата стоимости тары при ее сдаче, что играет немаловажную роль для потребителей, чувствительных к цене). При этом следует иметь в виду, что пиво должно быть разлито в стеклянные бутылки коричневого или зеленого цвета, поскольку солнечный свет ухудшает стойкость пива.

Таким образом, кега обладает большими эксплуатационными достоинствами по сравнению с обычной бочкой, однако она более дорогая (отметим, что кеги — резервуары, которые в России не выпускают, поэтому их цена зависит от колебания курса иностранных валют), следовательно, использование данной тары увеличивает розничную цену пива.

При оценке конкурентоспособности товара должны исследоваться не только легкоизмеримые признаки, но и неколичественные, например «условно мягкие» составляющие конкурентоспособности. Для их измерения можно использовать балльный метод. Полученные баллы «условно мягких» составляющих тестируемого продукта соотносят с аналогичной оценкой соответствующих параметров товаров-конкурентов.

Результаты фокус-группы для выявления достоинств и недостатков пива предприятий Ярославской области, проведенной автором, позволяют заключить, что название сорта, форма, фигурофоновая композиция, цветовая гамма, шрифт этикетки и их соответствие характеру сорта, гармоничность его вкуса, цвета и запаха имеют большое, хотя и не всегда осознаваемое для покупателя значение при выборе сорта напитка. Так, название пива «Янтарное» (являющегося одним из наиболее популярных сортов пива ОАО «Ярпиво») чрезвычайно богато ассоциациями: в названии обыгрывается красивый цвет напитка (янтарь — полудрагоценный камень, но достаточно доступный по цене, украшения из него с удовольствием носят женщины), что делает данный сегмент потребителей, в недавнем прошлом равнодушный к этому напитку, более лояльным; кроме того, указанное название созвучно названию самого предприятия, что помогает привязывать покупателя не только к сорту, но и к производителю.

В последнее время большой интерес среди российских ученых и практиков вызывает метод фокус-группы, представляющий собой глубинное групповое интервью, организованное и проводимое определенным образом8. Целесообразность его использования связана с рядом причин. Полученные в результате социологического опроса сведения отражают отношение потребителей к тому или иному товару и к его параметрам в целом. Но для выявления недостатков и достоинств, составляющих конкурентоспособности анализируемого товара и разработки рекомендаций по их улучшению требуется проведение более тщательного исследования. Массовый опрос для этой цели не подходит, поскольку некоторые ассортиментные позиции товара могут быть неизвестны большинству потребителей (например, вследствие того, что он недавно появился на рыночном сегменте и/или товаропроизводителем в недостаточной степени использован инструментарий маркетинговых коммуникаций). В дискуссии в ходе проведения глубинного группового интервью помимо рассмотрения уровня качества, цены, известности и упаковки товаров-конкурентов; обсуждения проблем имиджа, восприятия того или иного сорта и способов их создания, в частности оформления упаковки, появляется возможность уделять большее внимание «условно мягким» составляющим конкурентоспособности продукта. Кроме того, для проведения более глубокого исследования необходимо больше времени, и к участникам предъявляются более строгие требования: очень важно, чтобы опрашиваемый был способен выразить свое отношение и свои ощущения не только в количественной форме, но и вербализовать их. Поэтому в качестве самостоятельного исследования, или этапа, конкретизирующего социологический опрос, целесообразно проведение фокус-группы.

Информация о работе Конкурентноспособность товара и маркетинг