Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
- выявить показатели и методы, определяющие конкурентоспособность товаров;
- оценить конкурентоспособность товара;
- выявить возможные пути повышения конкурентоспособности товара.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.......................................
5
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...........................................................................................
17
2.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов......
17
2.2 Анализ риска невостребованной продукции.........................................
18
2.3 Анализ рынков сбыта продукции...........................................................
21
2.4 Анализ ценовой политики предприятия................................................
24
2.5 Анализ конкурентоспособности продукции..........................................
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................
31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУБКИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. ШУХОВА»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УЧЕТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Конкурентоспособность товара»
Студентки 3 курса
очной формы обучения
экономического факультета
группы БЭБ-31
Грязных Татьяны Юрьевны
направление бакалавриата 080100.62
шифр 301112026
Руководитель курсовой работы
Гайворонская Татьяна Николаевна
г. Губкин, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................... |
3 |
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ТОВАРА........................ |
5 |
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...... |
17 |
2.1 Анализ спроса на
продукцию и формирование |
17 |
2.2 Анализ риска невостребованной
продукции..................... |
18 |
2.3 Анализ рынков сбыта продукции..................... |
21 |
2.4 Анализ ценовой политики
предприятия................... |
24 |
2.5 Анализ конкурентоспособности
продукции..................... |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... |
29 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.................... |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качества этого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности.
Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении конкурентоспособности товара, а полученные знания по проблеме исследования будут способствовать повышению уровня знаний по дисциплине «Маркетинг».
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
- выявить показатели и методы, определяющие конкурентоспособность товаров;
- оценить конкурентоспособность товара;
- выявить возможные пути повышения конкурентоспособности товара.
Предметом исследования курсовой работы являются содержание и оценка конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является конкурентоспособность товара России.
Методологической основой данного исследования является диалектический метод познания. При проведении исследования используется также ряд частнонаучных методов: формально-логический и системно-структурный.
Эмпирическую базу курсовой работы составили опубликованные и размещенные в электронных базах научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Теоретической основой написания курсовой работы явились учебники, учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу.
Источниками для написания работы послужили труды авторитетных специалистов Ансофф И., Багиев Г.Л., Котлер Ф., Крылов И.В., Немчин А.М., Никифорова С.В., Соловьев Б.А., Тарасевич В.М., Томас Т. Нэгл, Рид К. Холден и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 12 наименований. Общий объем работы 31 лист машинописного текста.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности товара.
Во второй главе проанализирована маркетинговая деятельность предприятия.
В заключение курсовой работы сделаны основные выводы по результатам исследования.
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА
Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность производимой продукции в настоящее время является основной проблемой национальной экономической безопасности, так как Россия по этому показателю находится на 56-м месте среди развитых стран по данным 1996 г., представленным Международным институтом управления в Лозанне и Гарвардским университетом.
По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.
Как отмечалось выше (см. 2.6), конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя - оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Ж.-Ж. Ламбен факторы превосходства группирует в две широкие категории - внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, которые характеризуют конкурентоспособность товара и фирмы. Внешнее конкурентное преимущество отражает "рыночную силу" товара, которая обусловливает возможность его продажи по более высокой цене, чем аналогичного товара конкурента, и удовлетворения ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве в отношении издержек производства, на более высокой производительности, когда себестоимость товара ниже, чем у конкурента.
Таким образом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит также такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, т.е. состояние расширенных характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брендинг и т.д.).
Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки: цена — качество — сервис — маркетинговое окружение (табл. 4.6).
Как видно, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными факторами, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы качественных, экономических и маркетинговых показателей (рис. 4.12).
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.
Качество товара — это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потребитель опосредует степень полезности этого товара как потребительной стоимости.
Таблица 4.6. Основные факторы конкурентоспособности товара
Факторы |
Характеристика критериев |
Цена |
Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов Привлекательность для потребителей системы скидок |
Качество |
Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации и т.д.). Престижность, дизайн, экологичность товара |
Сервис |
Качество поставки товара Уровень торгового обслуживания Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию |
Маркетинговое окружение |
Уровень организации маркетинг-логистики Эффективность рекламных мероприятий Уровень дизайна и содержательности упаковки Разработанность брендинга товара Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара Возможность покупки товара с помощью средств мультимедиа технологий |
Свойство товара может проявляться при его создании и при эксплуатации. Свойства могут характеризовать товар как объект проектирования (новизна, ложность, патентная чистота и т.д.), как объект производства (материалоемкость, энергоемкость и т.д.) и как объект потребления, эксплуатации (производительность, мощность, скорость, надежность, безопасность, расход материалов и т.д.).
Основные составляющие качества различаются в зависимости от того, рассматривается ли качество товара или качество услуг. Качество товара включает следующие составляющие: функциональное соответствие; дополнительные функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж).
Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; надежность деятельности и обязательность фирмы; отзывчивость и внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения; быстрое понимание потребностей клиента; безопасность обслуживания (в юридическом, финансовом и моральном отношениях); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания.
Количественные характеристики какого-либо свойства товара, определяющие качество, называются показателями качества.
Показатели качества могут классифицироваться по следующим критериям: характеризуемые свойства, способ измерения, способ использования, стадия определения и др.
Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента. Таким образом, оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификационные и оценочные.