Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:00, реферат
Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие контроллинга…………………………………………………………4
2. Виды контроля маркетинга………………………………………………….6
3. Мероприятия для осуществления контроля маркетинга…………………...11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И
УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО»
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К,Г. Разумовского» в г. Мелеуз
(Республика Башкортостан)
Институт Менеджмента
Кафедра «Бухгалтерский учёт и финансы»
Реферат
По дисциплине «Контроллинг»
на тему:
«Контроллинг маркетинга»
Студент 5 курса
Шифр: 550-080105-08
Мелеуз - 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие контроллинга………………………………………………
2. Виды контроля маркетинга………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
1. Понятие контроллинга
Понятие контроллинга не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее.
Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшее на квазипредприятие) – поле для контроллинга.
Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.
Первая проблема, которая мешает нам принять решение – отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.
Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу. Контроллингу свойственно следующее:
- самостоятельность вместо зависимости;
- самоуправлению вместо подчинения;
- доверие вместо контроля.
Лишь такое действие механизма контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними.
Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему:
- планирование (подробное);
- контроль за выполнением плана;
- глубокий анализ ответственности работающего;
- учет (управленческий).
Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.
Контроллинг сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля, позволяющим предприятию лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.
Контроллинг несколько по-иному трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты. Прибыль признается только чистая, обороты признаются по реализации. Например, в контроллинге не все затраты планируются только считается целесообразным планировать зависимые затраты от производства. Используется директ-костинг. Своеобразно строится ценовая политика.
2. Виды контроля маркетинга
Контроль маркетинга — процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей.
Обычно выделяют четыре вида контроля маркетинга:
Вид контроля |
Главная ответственность |
Цель контроля |
Содержание |
Контроль годовых планов |
Руководство высшего и среднего звена |
Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты |
Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности |
Контроль прибыльности |
Контроллер маркетинговой деятельности |
Проверить, где компания получает и теряет деньги |
Определение прибыльности в разрезе продуктов, территорий, потребителей, торговых каналов и др. |
Контроль эффективности |
Руководители линейных и штабных служб. Контроллер маркетинговой деятельности |
Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности |
Анализ эффективности работы сбытовиков, рекламы, стимулирования торговли, распределения |
Стратегический контроль |
Высшее руководство, аудиторы маркетинга |
Проверить, использует ли компания наилучшим образом свои возможности по отношению к рынкам, продуктам и каналам сбыта |
Анализ эффективности маркетинговой деятельности, аудиторский контроль маркетинговой деятельности |
Контроль годовых планов — оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков.
При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности.
Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям.
Анализ рыночной доли направлен на выяснение позиции на рынке по отношению к конкурентам. Предположим, что предыдущий анализ показал, что за год объем продаж вырос. Это увеличение может быть обусловлено как выгодной рыночной конъюнктурой, которой могут воспользоваться также и конкуренты, так и повышением эффективности деятельности данной компании по отношению к конкурентам. Анализ рыночной доли должен показать, усилились или нет конкурентные позиции данной компании. В случае, когда конкуренты с большей пользой для себя использовали выгодную рыночную ситуацию, чем данная компания, может сложиться ситуация, когда объем продаж данной компании вырос, а показатель рыночной доли снизился. Следовательно, ее конкурентные позиции на рынке ухудшились.
Анализ соотношения
между затратами на маркетинг
и объемом продаж позволяет организации
оценить эффективность
Контроль прибыльности — оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, группы потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Данный контроль может осуществляться на разной временной базе — еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т. п. Он может стать частью годового контроля.
Предположим, что в результате анализа уровня прибыльности было установлено, что продажи определенного товара на каком-то рынке являются бесприбыльными. В этом случае возникает вопрос: Существуют ли более эффективные способы организации деятельности сбытовиков, проведения рекламных кампаний, стимулирования сбыта и организации доставки товаров потребителям? На эти вопросы должен дать ответ контроль эффективности маркетинговой деятельности.
Контроль эффективности маркетинга осуществляется в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга.
В рамках контроля продуктовой политики с позиции потребителей оцениваются характеристики отдельных продуктов, их маркировка и качество упаковки.
Фактически цены анализируются с позиции потребителей и торговых посредников, сравниваются с ценами конкурентов.
Контроль деятельности
в области продвижения
Стратегический контроль – это особый вид организационного контроля, который заключается в наблюдении за процессом стратегического управления и его оценке с тем, чтобы обеспечить правильное функционирование предприятия. По сути стратегический контроль проводится для реализации всех планов, намеченных в процессе стратегического менеджмента.
Стратегический контроль предназначен для того, чтобы главное правление могло решить задачи организации путем наблюдения за процессом стратегического управления и его оценкой. Как упоминалось ранее, процесс стратегического менеджмента включает: анализ окружающей среды; определение задач и целей организации (т.е. определение общего развития организации); разработку способов ведения конкурентной борьбы за достижение этих целей; выполнение главных задач организации (т.е. формулировка стратегии), а также план претворения стратегии в жизнь.
Стратегический контроль служит для определения правильности функционирования процесса стратегического менеджмента.
Контролируемые характеристики |
Мероприятия |
Деятельность службы маркетинга |
Проверка соответствия организационной структуры этой службы требованиям целей и задач предприятия. Мероприятия по обеспечению интенсификации деятельности на рынке, снижению затрат, повышению гибкости и т. д. |
Расходы на маркетинг |
Анализ структуры абсолютных и удельных расходов на рекламу, стимулирование сбыта, паблик рилейшенз, распределение затрат |
Общие расходы |
Анализ абсолютных значений общих затрат, обоснование путей их снижения, формирование планов расходов |
План расходов |
В первую очередь исследование расходов на маркетинг, принимая во внимание результаты сравнительного анализа отклонений фактических показателей от плановых. Анализ расходов с учетом их назначения:
|
Оборот |
Анализ оборота с учетом развития объемов и ценности поставок. Анализ оборота по группам продуктов, по покупателям, областям (регионам) потребления, путям сбыта, отраслям. Исследование воздействия маркетинговых мероприятий на оборот (возможность снижения цен, расходов на рекламу и т. д.) |
Расходы/оборот |
Анализ всех расходов на маркетинг по отношению к плановым и фактическим объемам оборота |
Распределение |
Исследование рациональности применяемых структур распределения товара и необходимости торговых посредников (оптовая, розничная торговля) |
Внешняя среда |
Анализ внешней среды и разработка мероприятий по адаптации деятельности службы маркетинга к возможным изменениям основных факторов этой среды |