Критерии сегментации потребительского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:03, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы - рассмотреть особенности сегментации потребительского рынка.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы:
Разобраться в сути сегментации рынка.
Изучить зарубежный опыт сегментации рынка.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы сегментирования рынка
2 Критерии сегментации потребительского рынка
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР Маокетинг.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Дифференцированный маркетинг - В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разбивает для каждого из них отдельное предложение. Фирма рассчитывает, что благодаря упрочнению позиций в нескольких сегментах рынка, ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желанием потребителей, а не наоборот.

Концентрированный маркетинг - Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.

Позиционирование товара на рынке

Позиционирование товара – это оптимальное размещение товара в рыночном пространстве.

При этом необходимо различать сегментацию и позиционирование, хотя последние части включают в сегментацию рынка. Результат сегментации рынка – это желаемые характеристики товара. Результат позиционирования – это конкретные маркетинговые действия по разработке, распространению и продвижению товара на рынок.

Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.

Позиционирование – это комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для них, и что он может быть идентифицирован с их идеалом.

Отметим основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:

• позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;

• позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;

• позиционирование, основанное на особом способе использования товара;

• позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;

• позиционирование по отношению к конкурирующему товару;

• позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.[2]

Проведение сегментации рынка и позиционирование на рынке предприятия рассмотрим на примере “Кондитерской фабрики “Ударница”.

Анализ рынка: 

- пастило-мармеладные изделия - продукция, которую покупают в сильной  зависимости от оценки её вкусовых  качеств;

- потребности в использовании разнообразные - от удовлетворения чувства голода за счёт сытной, полезной и вкусной продукции до привязанности к данному виду продукции, как непременному атрибуту сладостей к чаю; 

- номенклатура продукции достаточно  широкая – от шоколадных батончиков до различных сортов пастилы, зефиров, мармелада;

- максимальное число выпускаемых  одновременно видов продукции  может колебаться  до 5-6 видов.

Исходя из анализа рынка, можно выделить три основных сегмента: скрытые, традиционные и эксклюзивные Потребители.

Сегмент рынка: скрытые Потребители (пример)

Таблица 1.

Показатель

Характеристика

Целевые потребители

До сих пор употребляют пастило-мармеладную продукцию не более 2-3 раз в месяц, при этом, преимущественно импортную. В нынешний период составляют наибольший сегмент рынка.

Потребность

Целевые Потребители имеют хорошее представление об аналогичной импортной продукции, употребление которой даёт им ощущение сытости.

Стратегическая цель

Освоение как можно большего числа скрытых Потребителей через развертывание рекламной кампании с четкой ориентацией на полезность и престижность употребления этой продукции в молодёжной среде.

Продукция

Та часть продукции, которая может поставляться в мелкой красочной и индивидуальной фасовке, разной по форме и цвету. 

Цена

Дешевле относительно аналогичной импортной продукции и не может расцениваться не слишком высокой, не слишком дешевой.


Аналогично рассматриваются и остальные сегменты рынка.

Позиционировать пастило-мармеладную продукцию “Ударницы” следует как высококачественный продукт из натурального сырья, произведенную по старинным рецептам. Основное отличие от конкурентов состоит во вкусовых качествах продукции и быстрой обновляемости ассортимента с сохранением качественных характеристик. Несколько более высокая цена относительно продукции из стран СНГ компенсируется положительным имиджем фабрики, традиционно ассоциирующимся в сознании Потребителей с её официальным девизом “Вкусно и полезно”.

Сохранение своих позиций среди традиционных потребителей может быть достигнуто за счёт выпуска в малой фасовке традиционных видов продукции при сохранении цены. Для завоевания элитных Потребителей необходимо не только перейти к выпуску продукции в подарочном варианте, но и изготовление различных эксклюзивных вариантов продукции, 

 Таким образом, позиционирование товара в целевом сегменте связано с выделением отличительных преимуществ товара, удовлетворением специфических потребностей или определенной категории клиентов, а также с формированием характерного имиджа товара и/или фирмы.

Реализация позиционирования товара напрямую связана с разработкой маркетингового плана, который должен включать маркетинговые исследования, разработку товара, политику ценообразования, методы распространения и продвижения товара. Таким образом, сегментация рынка, результатом которой является выделение однородных групп потребителей со схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к конкретному товару дает возможность предприятию концентрировать средства на одном или нескольких коммерческих направлениях деятельности.[3]

 

Заключение

Итак, сегментирование является одним из основных направлений маркетинговой деятельности. Целью сегментирования является выделение одной или нескольких целевых групп потребителей с последующим «подстраиванием» товара под них.

Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять пять принципов: принцип различия между сегментами, принцип сходства потребителей, принцип большой величины сегмента, принцип измеримости характеристик потребителей и принцип достижимости потребителей. Всех этих принципов желательно придерживаться, однако бывает так, что фирма сознательно упускает один из принципов. Методы сегментирования позволяют уже непосредственно разделять потребителей на группы. Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются: метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа. Критерии сегментирования рынка подразделяются на критерии сегментирования потребительского рынка и критерии сегментирования промышленного рынка. К первым относятся: демографические, региональные и критерии жизненного стиля потребителей. Ко вторым - среда, рабочие характеристики, метод совершения закупки, ситуационные факторы и личные качества покупателя. При выборе целевого сегмента рынка, фирме необходимо решить, сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные сегменты. В связи с этим выделяют: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

 

Сегмент рынка

– это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки

Сегментация рынка

– это разделение потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристикам требований группы

Сегмент рынка

– сектор рынка, группа потребителей с определенными схожими признаками, существенно отличающихся от всех других секторов рынка и групп потребителей

маркетинговые стратегии конкурентов

– если конкуренты сегментируют рынок, то массовый рынок нецелесообразен; если конкуренты применяют массовый маркетинг, то можно получить выгоду от использования концентрированного и дифференцированного маркетинга.

Пробный рынок

– некоторая часть определенного рынка, используемая предприятием в целях экспериментальной проверки реакции потребителей на новый товар.

Признак (принцип) сегментирования

– это способ выделения данного сегмента на рынке товаров и услуг.

Процесс позиционирования

– это последовательность шагов (этапов) проведения позиционирования товара (бренда, фирмы, организации и так далее)–

Бренд

это системное комплексное понятие, отражающее виртуальный образ объекта в сознании субъекта. Бренд характеризует, с одной стороны, качество, эффективность и целесообразность создания существования объекта, а с другой – остроту психологического восприятии субъектом и внешней средой имиджа объекта, потребности в нем.

Перепродажа –

крупные предприятия, реализующие свой бизнес, предприятия, которые перепродают данную продукцию по более высокой цене

Транспортировка

– крупные предприятия, реализующие свой бизнес, предприятия, занимающиеся непосредственно транспортировкой, с целью получения прибыли

Цена

– крупные предприятия, реализующие свой бизнес, предприятия, которые перепродают данную продукцию по более высокой цене


 

Список использованных источников

Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Высш. Шк., 2012. – 511 с.

Голубков, Е. Основы маркетинга / Е. Голубков. – М.: Финпресс, 2013. – 688 с.

Ерохина, JT. И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле : учебник для вузов / JI. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, -М. : КноРус, 2012

Барышев, А.Ф. Маркетинг: учебник для спо / А.Ф. Барышев – 6-е изд., стереотип, – М.: Издательский центр «Академия», 2009, – 223 с.-Библиогр.: с. 31. – ISBN 978–5–7695–6304–1

Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие для спо/Б.И. Герасимов, Н.И. Морозов. – М.: ФОРУМ, 2009.-333 с. – 22 см. с. 7. – 500 экз. – ISBN 978–591134–266–1

Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. – 8 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 671 с. – Библиогр.: с. 41. – ISBN 978–5–394–00396–7

Дубровин, И.А. Маркетинговые исследования: учеюное пособие для вузов/И.А. Дубровин. -2-е изд., М.: Дошков и К, 2009.-274 с. – 500 экз. – с. 18. – ISBN 978–5–394–00524–4

Ноздрева, Р.Н, Крылова, Г.Д, Соколова, М.И. Маркетинг / Р.Н. Ноздрева; М.: Юристъ, 2012. – 568 с.; 22 см. – Библиогр.: с. 23. – 106 изд. – ISBN 2–672–84683–9

Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / Ю. А. Маленков . М. : Проспект, 2009

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 2013. 736 с

Голубкова, Е.Н. Международный маркетинг / Е.Н. Голубкова. – М.: Финпресс, 2008. – 256 с

Щегорцов, В.А. Маркетинг: учебник для вузов/В.А. Щегорцов, В.А. Таран М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011

Щур, Д. JI.Основы торговли. Розничная торговля / Д. JI. Щур, - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2012

Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] / Методы и принципы сегментного анализа в маркетинге. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru. Дата доступа: 30.11.2012

Информация о работе Критерии сегментации потребительского рынка