Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:09, курс лекций
1. Базовые понятия маркетинга.
2. Маркетинг в деятельности хозяйствующих субъектов.
3. Области применения маркетинга.
Маркетинг. Философия современного бизнеса. Зачет
- это наука
- учебная дисциплина
- управление
- вид деятельности
- философия
- культура организации.
В маркетинге традиционно выделяют два направления:
- теоретическое, как научное обобщение накопленного опыта рыночной деятельности;
- практическое, прикладное, функциональное.
Рыночная экономика в процессе своего развития породило пять основных концепций экономического поведения фирмы:
Ключевые положения
2. Существуют определенные условия, вызывающие необходимость применения маркетинга:
наличие насыщенного рынка товаров и услуг (рынок покупателя);
наличие рыночных отношений, дающих экономическую свободу в принятии хозяйственных решений;
острая конкурентная борьба между компаниями.
Маркетинг деятельности фирмы предполагает:
Концепция маркетинга претворяется
в жизнь посредством комплекса
маркетинговых мероприятий
- продукт
- цена (price)
- место (place)
- промоушен (продвижение)
Области применения маркетинга.
Применение инструментов маркетинга было связано прежде всего с коммерческим фирмами, частным бизнесом.
Потребительские товары и
услуги. Производители товаров
Маркетинг некоммерческих организаций в сфере образования, медицины, музеи, благотворительные организации.
Маркетинг территорий.
Маркетинг персонала, связанный с глобальным исследованием рынка труда.
Интернет маркетинг (лет 15)
Международный маркетинг
Политический маркетинг (связанный с продвижением идей, массовыми движениями)
Самомаркетинг – для поиска работы, карьерного роста, повышения оценки работодателем и самооценки.
Теоретики:
Ф. Котлер
И.Ансофф
Ж.Ж.Ламбен
А.Маслоу
Б.Берман
Дж.Эванс
Т.Левит
Практики:
Акио Морита «Сони»
Бил Гейтс «Майскрософт»
Рэй Крок «Макдональдс»
Фил Найт «Найк»
Тэд Тернер «Си-эн-эн»
Ингвар Кампрад «Икеа»
Анализ рыночных возможностей фирмы.
1. Различают три уровня среды организации:
внутренняя среда организации – это совокупность факторов, находящихся внутри организации, являющихся результатом управленческой деятельности и заключающих в себе экономический потенциал фирмы. Также сюда примыкает микросреда (рыночные субъекты и другие организации, которые непосредственно взаимодействуют с данной организации: поставщики, инвесторы, рынок труда, гос. органы, конкуренты, потребители-клиенты). На более внешнем уровне макросреда (среда косвенного действия):
экономические факторы – уровень инфляции, экономическая ситуация (кризис/бум), налоговые ставки, ставка рефинансирования, политическая ситуация в стране.
научно-технические
природно-климатические
социально-культурным факторам (язык, ритуалы)
2. Первый шаг в анализе рынка – его классификация.
Критерии:
По территориальному охвату (внутренний рынок – России, региональный, Мировой)
По характеру конечного использования (товаров потребительского назначения, товаров производственного назначения, рынки услуг – сотовой связи, макаронных )
По срокам использования (товары длительного использования – мебель, бытовая техника, автомобиль, компьютеры; товары среднего использования – одежда; рынок одноразовых товаров – шприцы)
По уровню детализации (рынок продовольственных товаров, услуг, видовой)
Рынок сбыта товаров данной фирмы можно представить в виде сегментов:
Важным направлением анализа
является изучение конъюктуры рынка (экономическая
ситуация на рынке в определенный
момент времени как результат
взаимодействия совокупности условий,
при которых протекает
- объем производства товаров в ассортименте;
- объем продажи товаров в ассортименте;
- обновление товаров в ассортименте;
- товарные запасы;
- портфель заказов;
- соотношение между спросом и предложением, изменения в спросе потребителей;
- степень государственного регулирования данного рынка;
- состояние конкуренции и барьеры входа на рынок;
- уровень и динамика цен;
- фирмы, работающие на рынке;
- доля рынка, занимаемая фирмой;
- доля рынка, занимаемого конкурентами.
Анализ рыночной ситуации позволяет выяснить:
Основные состояния
Вид |
Описание |
Задачи маркетинга |
отрицательный |
когда получение блага связано с неудобствами, рисками или страданиями (лекарства, аэрофобия) |
Создать спрос (конверсонный маркетинг) |
отсутствующий |
когда потенциальный потребитель не осознал выгоды данного товара |
Стимулировать спрос (стимулирующий маркетинг), скидки, распродажа |
скрытый |
Когда потребности осознаны, но нет информации о товаре, который мог бы их удовлетворить |
Развивающий маркетинг |
падающий |
Волна экономического цикла, неблагоприятная конъюктура рынка, фаза жизненного цикла товара |
Ремаркетинг, повысить его роль |
нерегулярный |
сезонные ежедневные колебания |
Сбалансировать спрос, синхромаркетинг |
полноценный |
устойчивый спрос, стабильные темпы |
Поддержать спрос, поддерживающий маркетинг |
чрезмерный |
спрос, который компания не хочет или не может удовлетворить |
Снизить спрос, демаркетинг |
нерациональный |
спрос со стороны одних групп потребителей вызывает противодействие других |
Ликвидировать спрос, противодействующий маркетинг |
Емкость рынка – потенциально
возможный объем реализуемых
на нем товаров (услуг) в течение
определенного времени при
Характеризуется размерами
спроса населения и величиной
товарного предложения
Емкость рынка в натуральном выражении
Q – число покупок данного товара покупателем за период,
n – число покупателей данного продукта на конкретном рынке.
Емкость рынка в стоимостном выражении.
P – средняя цена продукции
Для товаров длительного пользования:
- начальная потребность в году
- потребность на замену в году
Для повседневного спроса
- рациональный норматив
число потребителей (лиц, семей)
С учетом экспорта и импорта
- объем производства
- объем импорта
- объем экспорта
Доля рынка определяется как отношение объемов продаж данной фирмы к совокупным продажам данного рынка, отражает результаты деятельности предприятия.
3. Анализ конкурентов дает фирме следующее возможности:
- полнее оценить перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;
- легче определять приоритеты, лучше защищать и расширять позиции фирмы на рынке;
- вырабатывать стратегию
максимально возможной
- повышать конкурентоспособность и эффективность фирмы в целом;
- обеспечивать информацией
о конкурентах сотрудников
- совершенствовать систему
обучения и повышения
Выявление конкурентов:
конкуренты на уровне категории товаров (аналогичные товары одним и тем же потребителям по аналогичным ценам (Вольво – Сааб, а не Фиат и Ферарри);
конкуренты на уровне товаров (одни и те же товары или классы товаров);
конкуренты на уровне удовлетворения потребностей (автомобили, мотоциклы, велосипеды);