Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:49, лекция
Исследование рынка закупок - сбор, подготовка и интерпретация ин-форма¬ции для принятия решений о закупках. Особенно важна информация о возможности применения инструментов закупки, а также о способах взаимоотношений с участни¬ками рынка.
Маркетинг закупок - это концепция эффективного решения производствен¬ных и организационных задач по закупкам, которая базируется на методах и инст¬румен¬тах маркетинга сбыта. Цель всех закупочных действий (активностей) - воз¬можность доставить необходимые материальные ресурсы в не¬обходимом качестве и количе¬стве, в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.
Тема 1. Логистика снабжения и ее место в логистической системе
1.1. Понятия логистики снабжения
Закупка – одна из важных логистических функций, которая заключается в обеспечении предприятия материальными ресурсами в необходимом ассортименте, количестве, в нужное время, в нужном месте и по приемлемой цене.
Исследование рынка закупок - сбор, подготовка и интерпретация информации для принятия решений о закупках. Особенно важна информация о возможности применения инструментов закупки, а также о способах взаимоотношений с участниками рынка.
Маркетинг закупок - это концепция эффективного решения производственных и организационных задач по закупкам, которая базируется на методах и инструментах маркетинга сбыта. Цель всех закупочных действий (активностей) - возможность доставить необходимые материальные ресурсы в необходимом качестве и количестве, в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.
Маркетинг закупок зависит, главным образом, от вида требуемых входных (вводимых) факторов производства и от организационных предпосылок: процесса закупок, числа задействованных сотрудников и др.
Необходимо учитывать, что при первой закупке возникают высокие затраты, обусловленные экстенсивным процессом решения о закупке индивидуального или организованного (несколько предприятий) вида, в то время как при повторных закупках процесс принятия решения протекает чаще всего в более короткое время и с
меньшими издержками.
Партнеры по закупкам – это хозяйственнее единицы, от которых предприятие получает реальные товары.
Политика закупок охватывает установление специфичных для предпринимательства целей закупок, анализ внутрипроизводственных и внешних условий деятельности по закупкам, а также определение средств (инструментов закупок, маркетинга закупок) для достижения установленных целей.
Возможности закупок определяются многочисленными факторами, которые характеризуют в каждом конкретном случае закупочную ситуацию (например, место, производственная техника, правовая форма). Основу политики закупок предприятия составляет регулярный анализ ситуации на рынке закупок, а также прогнозы объема и цен на производственные факторы как объекты закупок. Анализ дополняется проводимыми для особых случаев специальными исследованиями и корреспондируется с контролем затрат, заданных планом закупок и отражаемых в показателях производственного учета.
Начиная с середины 50-х годов по настоящее время политика закупок развивалась от снабжения по установленным ценам на отдельные материалы до интегрированной закупочной логистики, от оперативной до стратегической направленности.
Планирование закупок заключается в определении потребности, объема и времени закупок для формирования входного материального потока с расчетом на будущее.
Планирование срока закупки заключается в определении диапазона времени между установлением потребности в материалах до предоставления их в распоряжение предприятия.
Путь закупок определяет, каким образом будут осуществляться закупки. Принципиальными вопросами являются следующие: закупка непосредственно у изготовителя (прямой путь закупок); закупка через применение самостоятельных снабженческих органов (непрямой путь закупок).
Рынок закупок - это предшествующий производству рынок, на котором можно осуществить закупки необходимых недостающих материалов для изготовления продукции или оказания услуг. Рынок закупок покупателя есть рынок сбыта продавца.
Условия закупок – составная часть договора купли-продажи материальных ресурсов, в котором фиксируются отдельные условия продавца. Условия закупки предусматривают:
- время и место передачи товара;
- сервисное сопровождение
проданного товара после
- затраты на упаковку и транспортировку;
- передачу и обеспечение
права собственности
- взаимосвязи при перепродаже;
- обязательства продавца
по складированию, сервисной
- формально-правовые условия при спорных случаях.
Фазы маркетингового процесса закупок материальных ресурсов подразделяется на следующие фазы:
- выявление потребности и спроса;
- определение свойств
и объема необходимых
- поиск и оценка
потенциальных источников
- изучение предложения;
- оценка предложения и выбор поставщиков;
- установление
метода закупок (время закупок,
- оценка результатов осуществления закупок.
Цели закупок рассматриваются как достижение такого состояния логистической системы, при котором она получает из окружающей среды все необходимое для производства продукции в соответствующий период в достаточном объеме и качестве, с доставкой их в нужное время в нужное место по выгодной цене, чтобы обеспечить полноценное, бесперебойное протекание производственного процесса изготовления продукции. В качестве формальной цели следует назвать независимость и экономичность.
Цена закупок основывается на цене предложения партнеров по закупкам, а также некоторых скидках и надбавках к ценам.
1.2 Сущность и содержание логистики снабжения
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Материально-техническое обеспечение - звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.).
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Появление термина "закупочная логистика" не случайно.
За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику или логистику снабжения.
Это связано с тем,
что в настоящее время
- неравномерная насыщенность рынка товарами вследствие промышленного спада;
- перепрофилирования многих производственных предприятий;
- традиционной для отдельных отраслей российской экономики высокой степени монополизации производства;
- ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке;
- низкая контрактная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.
В зарубежной логистической науке и практике также нет единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складском хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как "логистика на входе" или "внутренняя логистика".
Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что фирма должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
В соответствии с этим можно выделить следующее.
1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы фирмы. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам - росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.
2. Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.
3. Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.
4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.
5. Приобретение по возможности многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков.
6. Соблюдение принципа "цена-качество" в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.
7. Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени, и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и т. п.
8. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т. д.
9. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики зависит от специализации компании (промышленная, транспортная, торговая, сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности.
Достижение этих целей в области управления закупками (логистики снабжения) требует выполнения различных стандартных операций, для чего следует рассмотреть наиболее характерные задачи, способствующие рационализации системы закупок.
1.3 Цели и задачи логистики снабжения
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
В развернутом виде деятельность в областях логистики имеет вроде бы простенькую, но очень важную конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:
- товар - нужный товар (нужная структура закупок);
- качество - необходимого качества;
- количество - необходимого количества;
- место – в нужном месте;
- время - в нужное время;
- затраты - с минимальными затратами.
Все это служит удовлетворению интересов потребителей.
Расшифруем чуть подробнее эти правила логистики.
Достижение конечной цели зависит от решения целого ряда задач.
1. Задача определения предмета и структуры закупок решается совместно с производственным отделом и инженерной службой компании. При этом определяются потребности в сырье и материалах, их качественные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации. Вся эта информация поступает в отдел снабжения (закупок).
2. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий, т.е. закупка не первых попавшихся материальных ресурсов, а закупка ресурсов необходимого, соответствующего качества.
Поддержание и повышение качества. Продукция, материалы или услуги должны поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек. Затраты на доведение качества до стандартного уровня могут быть весьма значительными. Необходимо постоянно повышать качество снабжения и обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг на мировом уровне, что требует внимания к качеству закупаемых материалов.
Информация о работе Логистика снабжения и ее место в логистической системе