Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере филиала «Большие Новосёлки»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

За последнее время белорусская экономика изменилась в корне. Разрушена командно-административная система, строится новая экономическая система. Ее можно определить как многоукладную экономику с преимущественно рыночным типом производственных отношений.
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА
1.1 Содержание маркетинговой деятельности
1.2 Концепции маркетинга
1.3 Современное состояние маркетинга в АПК РБ
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ФИЛИАЛА «БОЛЬШИЕ НОВОСЕЛКИ» УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ОАО «МИНСКОБЛХЛЕБОПРОДУКТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура предприятия
2.3 Производственный потенциал предприятия и эффективность его использования
2.4 Маркетинговая деятельность филиала "Большие Новоселки»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИЛИАЛЕ «БОЛЬШИЕ НОВОСЕЛКИ» УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ОАО «МИНСКОБЛХЛЕБОПРОДУКТ»
3.1 Совершенствование маркетинговых технологий
3.2 Предложения по совершенствованию инструментария изучения спроса филиала «Большие Новоселки»
Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

новый курсач.docx

— 106.08 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что на практике реализация сбытовой концепции связана с навязыванием покупки, причем продавец стремится, во что бы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом. Концепция сбыта может быть эффективной в течение длительного времени, что объясняется следующими причинами: а) многие покупатели считают, что они в состоянии защитить свои интересы; б) покупатели, неудовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности и едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы; в) всегда имеется достаточно большое число потенциальных покупателей.

4. Концепция маркетинга. Эта концепция приходит на смену сбытовой концепции и изменяет ее содержание. Разница между сбытовой концепцией и концепцией маркетинга состоит в следующем: деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продаж, необходимого для получения прибыли, за счет проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей.

Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как «суверенитет потребителя», когда решение о том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не правительством, а потребителями.

5. Социально-этическая концепция маркетинга, характерная для современного этапа развития человеческой цивилизации, базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса. Ее цель состоит в обеспечении долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом.                                    

Вышеперечисленные  концепции характеризуют различные периоды и основные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие в развитых странах в уходящем столетии. В качестве доминирующей тенденции произошедших изменений выступает перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также на проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.[10.c.156]

 

1.3 Современное состояние маркетинга в АПК РБ

 

 

В настоящее время в предприятиях агропромышленного комплекса республики маркетинговая деятельность не получила широкого распространения. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов-маркетологов и единого информационного пространства, неразвитостью маркетинговой инфраструктуры, низким уровнем знаний руководителей и специалистов в области маркетинга, а также экономическим спадом в производстве.

Особенности маркетинга в аграрном комплексе тесно связаны со спецификой сельскохозяйственного производства, которая характеризуется разнообразием ассортимента продукции и участников рынка, а также многообразием организационных форм хозяйствования. Цели функционирования агропромышленного предприятия должны увязываться  с выполнением комплекса функций маркетинга, сущность которых заключается в следующем: во-первых, ориентация на рынок сбыта, что предполагает изучение его объектов и субъектов, в качестве которых выступают потребители, конкуренты, сведения о конъюнктуре рынка и товаре; во-вторых, влияние на рынок путем его изучения и анализа, приспособления к рыночным условиям; в-третьих, организация системы сбыта конкурентной продукции, сбора и обработки информации; в-четвертых, ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха, что предполагает подчиненность краткосрочных интересов целям долгосрочного стабильного преимущество на рынке. [11.c.135]

Вместе с тем, маркетинговые функции основываются на совокупности таких принципов как: изучение состояния и динамики потребительского спроса и использование полученных данных в процессе разработки и принятия хозяйственных решений; максимальное приспособление производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия, критерием чего выступает обобщающий показатель хозяйственной деятельности-прибыль; воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью таких  средств, как реклама, пропаганда, стимулирование  сбыта и личная продажа.

Основными проблемами, сдерживающими развитие агромаркетинга, являются неразвитая рыночная инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров, владеющих опытом маркетинговой работы, отсутствие полной информации  о состоянии внутреннего и внешних рынков продукции сельскохозяйственного происхождения, недостаток материально-технических и финансовых ресурсов для создания и функционирования службы маркетинга в предприятии.

 

Таблица 1.1 Основные факторы, сдерживающие развитие агромаркетинга

Фактор

Доля предприятий, отметивших данный фактор, %

1

2

Неразвитая рыночная инфраструктура

58

Недостаток квалифицированных кадров

49

Отсутствие информации о состоянии рынков продукции сельскохозяйственного происхождения

47

Недостаток материально-технических и финансовых ресурсов для создания и функционирования службы маркетинга в рамках одного предприятия

43


 

[Примечание. Источник: 17].

 

В настоящее время большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий РБ находятся в тяжелом экономическом положении. Среднегодовые объемы производства за 2004-2005 гг. по сравнения с 1990 г. по хозяйствам всех категорий сократились: зерна на 74,5%; льноволокна- 73,5%; мяса и мясопродуктов- 41,3%; молока-67,2%. Снижение производства соответственно отразилось и на реализации продукции. Так, продажа зерна за данный период составила 79,1% по отношению к 1990г., картофеля- 22,1; овощей-32,4; мяса и мясопродуктов- 73,9; молока и молокопродуктов- 47,7%.

Одной из главных причин падения реализации продукции являются высокие затраты на производство. Поэтому, для сельскохозяйственных  предприятий одной из главных задач является снижение затрат на производство продукции, что в дальнейшем должно обеспечить повышение ее конкурентоспособности и соответственно увеличение объемов продаж. Спад производства сельскохозяйственной продукции, снижение объемов сбыта на внутреннем и внешних рынках, увеличение импорта в значительной степени обусловлены отсутствием рыночных структур и, в частности, системы маркетинга. Поэтому в республике необходимо сформировать эффективную систему, осуществляющую целенаправленную и комплексную маркетинговую деятельность. Необходимыми условиями развития маркетинга в АПК являются: организация различных форм агромаркетинга; создание и функционирование агромаркетинговых коммерческих структур, обслуживающих субъектов хозяйствования; оценка результативности маркетинговой деятельности на предприятиях. [1. c.56]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР  ФИЛИАЛА «БОЛЬШИЕ НОВОСЕЛКИ» УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ОАО «МИНСКОБЛХЛЕБОПРОДУКТ»

2.1 Общая характеристика предприятия

 

 

Филиал «Большие Новосёлки» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт» ( до 16 июня 2009 года – СПК «Большие Новоселки») расположен в 18 километрах от районного центра - г. Борисова и в 5 километрах от автострады Москва – Брест. Основан в июне 1931 года. В 1992 году решением Борисовского райисполкома к хозяйству присоединён колхоз «Кировский» того же района, но расположенный в 50 км от центральной усадьбы, который стал отдельной бригадой. Преобразование из колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив произошло в июле 2003 года. В 2009 году решением Борисовского райисполкома хозяйство присоединено к УП «Борисовскому комбинату хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт». Основная специализация – мясомолочное направление. Административным центром филиала является д. Новосёлки. На территории расположено 17 населённых пунктов и проживает 1723 человека. В состав филиала входят два производственных участка, семь молочно-товарных ферм, животноводческий комплекс по выращиванию и откорму крупного рогатого скота,   две рабочие столовые, ремонтные мастерские.

             Среднесписочная численность работников  филиала 395 человека, в том числе  руководителей 37 человек или 9,3 % от  общего количества. Нагрузка  на  одного работника занятого в  сельхозпроизводстве, составляет 20,1 га, в том числе пашни  - 13,8,  животноводстве  работает 44 % от списочной численности  работающих. Трактористы- машинисты и водители занимают 15 %.

 

 

2.2 Организационная структура предприятия

 

 

Филиал «Большие Новосёлки» УП «Борисовского комбината хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт» самое крупное хозяйства Борисовского района.Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 7941 га или 92,4 % от общей земельной площади, из них 5424 га пашни (68,3%), 2482 га сенокосов и пастбищ (31,3 %), балл сельхозугодий –28,8, пашни –30,3. Почвы занятые под пашню по механическому составу распределяются: песчаные –10 %, супесчаные – 81%. Глинистые и суглинистые – 9 %.

Управление в Обществе осуществляют:

  • общее собрание акционеров,
  • наблюдательный совет,
  • дирекция, директор.

Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и директор. Дирекция, директор подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров. Директор обязан созвать внеочередное собрание и поставить на нем вопрос о переизбрании наблюдательного совета, если последним не проведено ни одного заседания или не принято ни одного решения за период более 3 месяцев подряд. Директор, члены дирекции не могут быть членами наблюдательного совета.

Также в органах управления работают высококвалифицированные специалисты.

  Ключевые должности занимают специалисты с высшим образованием: директор, гл. инженер, гл. бухгалтер, гл. механик, гл. экономист, начальник производства, начальник производственной лаборатории, зам. гл. бухгалтера, экономист по ценам, гл. энергетик.

Имеется резерв кадров на замещение должностей.

 

 

2.3 Производственный потенциал предприятия и эффективность его использования

 

 

          Филиал «Большие Новосёлки» УП  «Борисовского комбината хлебопродуктов»  ОАО «Минскоблхлебопродукт» самое крупное хозяйства Борисовского района. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 7941 га или 92,4 % от общей земельной площади, из них 5424 га пашни (68,3%), 2482 га сенокосов и пастбищ (31,3 %), балл сельхозугодий –28,8, пашни –30,3. Почвы занятые под пашню по механическому составу распределяются: песчаные –10 %, супесчаные – 81%. Глинистые и суглинистые – 9 %.

Определение специализации - процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т. е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций; одна из форм разделения общественного труда и организации производства.

На основании данных формы 7-АПК в таблице 1 рассчитаем специализацию предприятия:

 

 

 

Таблица 2.1 Объем и структура товарной продукции

Виды продукции

Денежная выручка, млн. руб.

Структура выручки, %

2011

2012

2011

2012

1

2

3

4

5

 

Растениеводство, всего

2094

8910

 

9,75

 

19,19

 зерновые и зернобобовые,  всего

2010

7226

9,36

15,56

в том числе:

пшеница

488

1408

2,27

3,03

рожь

265

67

1,23

0,14

тритикале

894

4231

4,16

9,11

овес

173

-

0,81

-

ячмень

137

1452

0,64

3,13

горох и пелюшка

53

68

0,25

0,15

Рапс

-

1549

-

3,34

Плоды семечковые, косточковые

50

-

0,23

-

Ягоды, т.

-

96

-

0,21

Другая продукция растениеводства

34

39

0,16

0,08

Животноводство, всего

19378

37516

90,25

80,81

в том числе:

продано на мясо:

крупный рогатый скот

7867

16513

36,64

35,57

лошади

-

64

-

0,14

прочие животные

12

-

0,06

-

Продано на племенные цели и прочая продажа:

крупный рогатый скот

105

195

0,49

0,42

лошади

-

49

-

0,11

Молоко цельное

10549

19620

49,13

42,26

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

820

1017

3,82

2,19

Мед, ц

-

3

-

0,01

Другая продукция

25

55

0,12

0,12

1

2

3

4

5

Всего по хозяйству

21472

46426

100

100

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере филиала «Большие Новосёлки»)