Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа
За последнее время белорусская экономика изменилась в корне. Разрушена командно-административная система, строится новая экономическая система. Ее можно определить как многоукладную экономику с преимущественно рыночным типом производственных отношений.
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА
1.1 Содержание маркетинговой деятельности
1.2 Концепции маркетинга
1.3 Современное состояние маркетинга в АПК РБ
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ФИЛИАЛА «БОЛЬШИЕ НОВОСЕЛКИ» УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ОАО «МИНСКОБЛХЛЕБОПРОДУКТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура предприятия
2.3 Производственный потенциал предприятия и эффективность его использования
2.4 Маркетинговая деятельность филиала "Большие Новоселки»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИЛИАЛЕ «БОЛЬШИЕ НОВОСЕЛКИ» УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ОАО «МИНСКОБЛХЛЕБОПРОДУКТ»
3.1 Совершенствование маркетинговых технологий
3.2 Предложения по совершенствованию инструментария изучения спроса филиала «Большие Новоселки»
Выводы и предложения
Список использованных источников
2012 |
2011 | |
Затраты на производство продукции, млн. руб. |
64810 |
37512 |
в том числе: |
||
материальные затраты |
43894 |
26197 |
затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды |
15987 |
8455 |
амортизация основных средств и нематериальных активов |
4777 |
2470 |
прочие затраты |
152 |
390 |
Показатели |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Абсолют-ное изменение |
Норматив коэффи-циента |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,64 |
0,5 |
-0,14 |
>1,5 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
-0,56 |
-0,98 |
-0,42 |
>0,2 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,56 |
0,58 |
0,02 |
<=0,85 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,01 |
0 |
-0,01 |
>=0,2 |
Основными показателями развития предприятия являются его финансовые результаты. Рассмотрим финансовые результаты филиала «Большие Новосёлки» (таблица 2.10).
Таблица 2.10 Динамика финансовых результатов
Показатели |
2011г. |
2012г. |
2012 г. к 2011 г., % |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн руб. |
21950 |
53420 |
243,4 |
Налоги из выручки, млн руб. |
2280 |
5457 |
239,3 |
Выручка за минусом налогов, млн.руб. |
19670 |
47963 |
243,8 |
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), млн руб. |
15800 |
39659 |
251,0 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн руб. |
3870 |
8305 |
214,6 |
Чистая прибыль, млн руб. |
4205 |
8305 |
197,5 |
Рентабельность предприятия, % |
26,6 |
20,9 |
78,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Выручка от реализации продукции за 2011-2012 гг. выросла в 2,5 раза и составила 31470 млн. руб.
Себестоимость реализованной продукции выросла в 2012 году на 23769 млн. руб. по сравнению с 2011 годом, а чистая прибыль увеличилась на 97,5 % или на 4100 млн. руб.
Рентабельность предприятия снизилась по сравнению с 2011 годом.
«Большие Новосёлки» на сегодняшний день остаётся прибыльным и высокорентабельным филиалом.
Как и маркетинг любой другой отрасли агромаркетинг имеет свою специфику. Специфика агромаркетинга выражается в его отличительных особенностях агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей.
Природные и экономические процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.
Первая особенность — служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.
Вторая особенность — несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга.
Кроме того, такая особенность сельскохозяйственного производства, как сезонность, влияет на формы и методы агромаркетинга и делает их отличными от форм и методов промышленного маркетинга.
Третья особенность — производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства — землей, ее качеством и интенсивностью использования. Существует также тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, ассортимент и качество продукции придает агромаркетингу определенную специфику в процессе его организации и проведения.
Четвертая особенность — многообразие форм собственности в системе АПК на земле, средства производства, реализуемый товар. Это определяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Беларусь поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.
Пятая особенность — более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм.
Шестая особенность — более низкий уровень науки и искусства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучшую сторону. Не так давно, три-четыре года назад, сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИЛИАЛЕ «БОЛЬШИЕ НОВОСЕЛКИ» УП «БОРИСОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ОАО «МИНСКОБЛХЛЕБОПРОДУКТ»
Анализ организационной структуры управления филиала «Большие новоселки» и деятельности отдела маркетинга и сбыта выявил определенные недостатки. Используя отечественный и зарубежный опыт, необходимо разработать рекомендации, выполнение которых могло существенно улучшить систему управления предприятием, повысить его конкурентоспособность (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), увеличить эффективность деятельности как самого отдела маркетинга и сбыта, так и предприятия в целом.
Так, для руководства филиала «Большие новоселки» потребуется предпринять ряд шагов:
1. Пересмотр организационной структуры предприятия;
2. Изменение кадровой политики предприятия;
3. Изменение принципов планирования.
Рассмотрим их содержание.
1. Пересмотр организационной структуры.
Целесообразно предусмотреть соответствующие мероприятия по координации деятельности служб предприятия, принимая во внимание принцип направленности на удовлетворение потребителя: совещание, обязательно совместное принятие решений, затрагивающих интересы различных служб, согласование процедур и действий. Очевидно, что время этапа принятия решений увеличится. Однако опыт доказывает, что на этапе исполнения это компенсируется не только временем, но и качеством исполнения.
Очень важно для решения некоторых проблем, например, разработка нового продукта, создавать команды, которые состояли бы из специалистов различных служб: инженеров, технологов, экономистов, менеджеров, маркетологов. Эффективность таких команд уже давно доказана. У нас же процесс разработки дробится между различными отделами. В данном случае теряется много времени и в конечном итоге, результат будет не совсем удовлетворительным.
Так же необходимо в рамках организационной структуры управления необходимо ввести должность заместителя директора по маркетингу, подчинив ему отдел материально-технического снабжения, внешней комплектации, маркетинга и сбыта. Это обусловлено схожестью задач (изучение рынков сбыта и поставщиков, заключение контрактов, организация транспортного и складского обслуживания и др.). В такой ситуации организация единого центра позволит рационально и эффективно выполнять функции в пределах той же численности, повысить профессиональный уровень работников и обеспечить руководство принципами маркетинга еще на этапе закупки сырья и комплектующих.
2. Изменение кадровой политики филиала «Большие новоселки».
Невозможно себе представить, что неквалифицированный или незаинтересованный рабочий будет делать свою работу качественно. Тогда о каком качестве продукции можно говорить, если проанализировать уровень образования персонала и уровень его оплаты. В ситуации, когда работники подбираются по критерию согласования на данный уровень оплаты, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Это ставит под вопрос будущее предприятия, так как оно не использует наличие некоторых преимуществ перед предприятиями СНГ для развития. Уровень образования и квалификации низок, поэтому необходимо провести оценку персонала предприятия, выделив группы работников, вносящих вклад в деятельность предприятия. Затем сформировать команды высококвалифицированных рабочих, инженеров, специалистов, менеджеров, предложив им соответствующую оплату, необходимо привлекать ресурсы извне (информационные, трудовые).
3. Изменение принципов планирования филиала «Большие новоселки».
Анализ системы планирования в области маркетинга выявил ряд недостатков. Несмотря на хорошую проработанность оперативных и текущих планов, практически не представлен стратегический план маркетинга, а также планы текущих мероприятий по анализу маркетинговой среды, стимулированию и организации сбыта. Стратегический план-прогноз должен содержать основные тенденции развития рынка продукции по регионам, анализ внешней среды, стратегические направления деятельности и увязка текущих и оперативных планов.
Перед перерабатывающей промышленностью стоят задачи повышения эффективности работы организаций, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции. Технический и технологический потенциал данной промышленности за время становления рыночной экономики формировался под воздействием различных факторов, связанных с развитием внутреннего рынка, поиском каналов для реализации продукции на внешнем рынке.