Маркетинг образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 23:58, реферат

Описание работы

Маркетинг образовательных услуг имеет принципиальное отличие от маркетинга товаров потребительского рынка, потому что желаемый результат оказания услуг формируется и формулируется одновременно двумя сторонами – исполнителем и получателем.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Маркетинг образования……………………………………………………….4
2.1.Функции маркетинга………………………………………………………...5
3.Маркетинг высшего образования……………………………………………..7
4.Место и роль маркетингового исследования в маркетинге образования….10
5.Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка………12
6.Заключение…………………………………………………………...………...14
7.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Маркетинг образования.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Развивающиеся рыночные отношения затрагивают все сферы, в том числе высшее образование. Одним из важнейших показателей, характеризующих современное состояние образования, является увеличивающееся число негосударственных учебных заведений и возрастающая между ними конкуренция. В эту конкурентную борьбу включены государственные ВУЗы, которые ориентируются на коммерческий прием студентов. Такая ситуация диктует необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, тем более, что интенсивность конкуренции постоянно растет и усиливается степенью территориальной близости образовательных организаций. Необходимость перехода к маркетинговой деятельности вызвана тем, что ни федеральный, ни региональный бюджеты в полном объеме не могут финансировать все затраты ВУЗов, в том числе оплату труда высококвалифицированных кадров, постоянное обновление компьютерной техники, библиотечного фонда и др.

Для решения задач, возникающих в процессе функционирования ВУЗов в условиях рыночных отношений, необходимо создание в учреждении образования специального органа по маркетингу, деятельность которого должна развиваться по следующим направлениям:

- изучение тенденций развития рынка труда;

- изучение конкуренции на рынке образовательных услуг.

Граждане, принадлежащие к различным социальным слоям, как потребители образовательных услуг, выбирают те учреждения, которые в состоянии оплачивать. Таким образом, образовательные учреждения дифференцируются по сферам обслуживаемого рынка. Уровень качества услуг, предоставляемых образовательным учреждением, может в этой связи различаться:

  –(а) максимум качества образовательных услуг при максимальной цене (элитные школы, гимназии, лицеи, учреждения дошкольного образования, престижные вузы);

  –(b) качество и стоимость образовательных услуг зависят от социально- экономического положения региона, от силы рыночной конкуренции, а также от административных механизмов (основная масса образовательных учреждений);

 –(с) минимальная цена образовательных услуг, нет задачи конкурентоспособности, качество отвечает минимальным требованиям (сектор бесплатного образования, дошкольные образовательные учреждения в сельской местности, филиалы и представительства вузов в отдалённых регионах).

При низкой покупательской способности населения всё больше учреждений переходят из категории (b) в категорию (с), а число (а) – учреждений увеличивается незначительно, так как их рынок ограничен. То есть в условиях рынка, дифференцированного по покупательной способности населения, нужно говорить о качестве образовательных услуг относительно различных социальных трат. Регулирование качества образования рыночными механизмами начинается тогда, когда потребители могут себе позволить оплачивать данные услуги, либо когда имеют возможность реального выбора образовательных услуг безотносительно к покупательской способности. В противном случае рыночные механизмы не работают, а качество образования будет только на том минимальном уровне, которое обеспечивается административным регулированием.

Покупая образовательную услугу, потребитель повышает стоимость своего товара “рабочая сила” на рынке труда, поэтому положение учреждений образования напрямую зависит от состояния отрасли, для которой они осуществляют подготовку специалистов.

Заключение

Рынок образовательных услуг в России ещё только формируется, и в его инфраструктуре, отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Мал и практический опыт в сфере маркетинга образования. Ситуация на рынке образовательных услуг такова, что маркетинговые исследования должны как можно более оперативно отражать спрос, точно учитывать специфику каждой образовательной услуги, программы, ресурсы того подразделения образовательного учреждения, которое будет эту услугу реализовать. Необходимо проводить и маркетинговые исследования «на местах». В настоящее время в основном исследования российского рынка образовательных услуг, изучение потенциальных потребителей, разработка маркетинговой стратегии стали предметом изучения зарубежных фирм, международных организаций и фондов. Вместе с тем при переходе образовательных учреждений к рыночным условиям налицо становится применение маркетинговых элементов российскими вузами, которые при правильном использовании помогут выбраться из кризиса образования. Рынок до сих пор принято сегментировать на богатых, средний класс и бедных. Причины - на поверхности, вытекают из стратегических приоритетов товаропроизводителя и посредника. Создавать спрос на короткое, но сравнительно элитное образование надо и среди не элитных групп: бесплатные пробы люкс-образования (открытые занятия) могут побудить человека начать зарабатывать на систематические занятия. Для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции - абитуриентов, школьников, студентов, слушателей.

Список используемой литературы

1. Захарова И. В. «Маркетинг образовательных услуг.» 2008 год.  Статья Маркетинг образовательных услуг – MCPG 2008 год

2. Статья Тягунова Ю.В. « Маркетинг образовательных услуг как аспект управления образовательным учреждением» 2009 год  Статья Д.А. Шевченко, зав каф. Маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО « Российский государственный гуманитарный университет» 2013 год 

3. Статья Д.А. Шевченко, зав каф. Маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО « Российский государственный гуманитарный университет»

4. Статья Тягунова Ю.В. « Маркетинг образовательных услуг как аспект управления образовательным учреждением»

 

 

 


 



Информация о работе Маркетинг образования