- популярность ресурса, широта его аудитории, тематика и наличие сайтов-конкурентов;
- вид рекламы, размер текста и рекламных баннеров;
- место размещения (раздел на сайте);
- стоимость, ценовая модель;
- возможность оперативных изменений;
- предоставляемая статистика.
- Услуги баннерных сетей. Любой владелец сайта, подключившись к данной системе, сможет рекламировать его бесплатно. Происходит все следующим образом. Вы размещаете на своих страницах чьи-то баннеры, а ваши, в свою очередь, показываются на других страницах. Каждый посетитель вашей страницы инициирует показ чужого баннера. Сколько вы покажете баннеров на своей странице, столько и ваших будет показано на страницах баннерной системы, за исключением тех 10—20% показов, что забирает себе владелец баннерной сети в качестве «комиссионных» за услугу. Этими процентами он распоряжается по своему усмотрению — обычно продает показы рекламодателям.
- Использование поисковых систем и каталогов, в том числе:
- бесплатная регистрация сайта во всех значимых серверах. Каждый пользователь поисковой системы или каталога ищет информацию, используя ключевые слова и выражения и их синонимы. Сервер находит сотни соответствующих запросу страниц, но отображает их на экране порциями, обычно по 10—20. Естественно, в первую очередь отображаются наиболее релевантные, по мнению системы, страницы. Задача рекламодателя — добиться того, чтобы его страницы стояли в первых рядах результатов поиска по ключевым словам, имеющим отношение к его сайту. Если данный сайт попадет в список под номером, скажем, 398, то вероятность того, что до него доберется пользователь, крайне низка;
- фиксированное расположение баннера на главной странице сервера (flat fee). Расчет ведется, как правило, за время размещения — день, неделю, месяц. Стоимость зависит от популярности (посещаемости) поисковой системы, ее аудитории, размера и расположения баннера на странице. Стоимость рекламы на русскоязычных ресурсах колеблется от 7 до 10 (!) долларов за тысячу показов;
- контекстный показ рекламы. В этом случае рекламодатель «покупает» в поисковой системе определенные ключевые слова. Туристическая фирма может купить слова «Франция», «курорт», «отель», «тур». При осуществлении поиска, запрос которого содержит одно из этих ключевых слов, пользователь, помимо ссылок на страницы, увидит соответствующую рекламу данной турфирмы. Стоимость показов под ключевые слова составляет обычно от 30 до 50 долларов. Отклик на рекламу, как показывает практика, увеличивается при этом в 2—3 раза.
- Участие сайта в рейтинге. Это не только поможет рекламодателю понять, насколько его сайт популярен по сравнению с другими сайтами, но и то, может ли он быть стабильным источником притока посетителей, а значит, стоит на нем размещать рекламу или нет. Из самых популярных российских рейтингов можно выделить Rambler Top 100 (www.rambler.ru) и List100 (www.list.ru). Участие в них, как и в большинстве международных рейтингов, бесплатное.
- Услуги по созданию сайта и регистрация места со всеми интерактивными двигателями поиска. Хороший Web-сайт может использоваться для рекламы, получения общего представления о фирме, распознавания зарегистрированного патентованного названия, обеспечения связей с широкой публикой, официальных сообщений для печати, общего субсидирования, прямого сбыта, поддержки заказчика и технической помощи. Ключами к успеху в перечисленных направлениях являются удачно разработанный сайт и эффективный маркетинг, гарантирующие большое количество «нажатий» пользователями Интернета. Но разработчики должны отталкиваться не от идеи создания сайта, как это они часто делают, а от маркетинга проектов заказчика.
- Услуги специализированных агентств Интернет-маркетинга, а также медиа-баинговых агентств. Интересы вашего сайта могут представлять профессионалы в области продажи рекламы в Сети — агентства Интернет-маркетинга или медиа-баинга. В международной сети их типичным представителем является Сybereps (www.cybereps.com). В отличие от рекламных сетей они представляют интересы конкретного сайта, а не всей Сети. Обычно представители агентств более опытны в продажах и имеют обширную клиентскую базу.
1.5 Сервис и послепродажное
обслуживание
Данное направление использования
Интернета в маркетинговой деятельности
включает в себя консультирование клиентов
по e-mail, информирование на web-сайте о новостях
и т.д. Средства по обеспечению связи предприятия
с покупателями аналогичны тем, которые
рассмотрены в пункте 1.2 «Поддержание
деловой связи». Однако поскольку сервис
и послепродажное обслуживание связаны
не только с постоянными партнерами компании,
но и с теми оптовыми и розничными клиентами,
которые приобрели продукцию предприятия
лишь однажды и не собираются устанавливать
тесные деловые контакты с производителем,
необходимо выделить работу с ними в самостоятельное
направление маркетинговой деятельности.
Это будет способствовать поддержанию
репутации фирмы как компании, заботящейся
о потребителях своей продукции. Покупатели
же смогут непосредственно обращаться
за консультацией к производителю, в том
числе и за информацией о товарах-новинках,
либо воспользоваться Интернет-услугами,
в частности подписаться на рассылки новостей
сервера.
Итак, рассмотренные основные
направления использования Интернет-услуг
свидетельствуют о том, что индивидуальные
функциональные системы маркетинга
предприятий должны учитывать изменения
в информационных технологиях и
личностных взаимосвязях. С другой
стороны, и поставщики Интернет-услуг
должны предлагать проекты, судьбы которых
складывались бы не только внутри Сети,
но и имели бы отношение к основным
стратегиям, которые фирмы используют
в своей деятельности. Другими
словами, все участники рынка
Интернет-услуг должны рассматривать
мероприятия в Интернете как
часть маркетинговой стратегии
предприятия.
В целом же можно сказать,
что использование Интернета
сегодня касается почти всех аспектов
маркетинговой деятельности очень
многих предприятий, причем его роль
постоянно увеличивается. Базой
этого использования служат и
традиционные инструменты маркетинга,
которые становятся в Сети более
эффективными, а также новые возможности,
предоставляемые Интернетом.
Перспективы развития
Опираясь на сегодняшнюю
популярность данной отрасли у отечественных
(да и зарубежных тоже) предпринимателей
можно сделать вывод, что перспективы
интернет маркетинга довольно радужные.
Ежедневно все больше и больше
предпринимателей делают ставки именно
на интернет-маркетинг, прикидывая, что
именно в онлайн можно ждать наиболее
эффективного воплощения новых концепций
и идей. И, несомненно, такой подход
оказывает неоценимое влияние на
процветание и дальнейшее развитие
коммуникаций посредством использования
виртуального пространства.
На сегодня маркетинговые
бюджеты многих компаний были переориентированы
и адаптированы под требования интернета,
поскольку здесь у них появляется
возможность дешево тестировать
основные формы, а также виды используемой
рекламы, наблюдая за их эффективностью.
Кроме того, с помощью сети можно
легко и на постоянной основе общаться
с клиентами, заинтересованными
пользователями, со своими коллегами
по бизнесу, а также без излишних
затрат организовывать крупные PR и
рекламные компании. Таким образом, для
большинства руководителей интернет-маркетинг
является одним из наиболее перспективных
направлений маркетинговой политики,
и данная тенденция в будущем будет только
усиливаться.
Эффективным интернет-маркетингом,
как правило, считается такой инструмент,
который приносит для конкретного бизнес-проекта
наибольшую отдачу в условиях настоящего
времени. Однако отметим, что для разного
бизнеса, а также для различных видов предлагаемых
потребителям товаров и услуг, эффективность
любого отдельно взятого вида интернет-маркетинга
может быть разнообразной.
Какая-то из разновидностей
такого инструмента может подойти
идеально, принося ощутимую прибыль
и выступая мощным двигателем развития
компании, в то время как другая
– станет всего лишь бесполезной тратой
времени и финансов. Так, например, для
некоторых сайтов чрезвычайно эффективным
является направление интернет-маркетинга
по выявлению периодичности обновления
конкурирующих сайтов (это характерно
для сайтов, которые представляют электронные
журналы или газеты), а для других - подобного
рода интернет-маркетинг совершенно не
эффективен.
Кроме того, эффективность
интернет маркетинга может зависеть
от состояния и постепенного развития
веб-сайта. На определенном этапе развития
целесообразно будет использовать один
из его видов, но уже через некоторое время
он может устареть и должен быть заменен
видом другим.