Маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

В последние годы качественно новое развитие получил рынок услуг сферы малого бизнеса, представляющий социально-экономический комплекс, работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориальной масштабностью в целях усиления роли институтов потребителей и повышения качества жизни общества.

Содержание работы

Введение 2
Концепции, принципы и функции маркетинга 7
Макро- и микросреда маркетинга 12
Концептуальная модель 17
управления маркетингом малого бизнеса 17
Инфраструктурное обеспечение сферы малого бизнеса 23
Товарная политика 26
Заключение 30
Используемая литература 33

Файлы: 1 файл

Маркетинг_курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Маркетинг — центральная  функция управления малым бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей. По мере обострения конкуренции в условиях глобализации экономики значение концептуализации маркетинга усиливается. Рынок — комплексная система коммерческих связей между покупателями и продавцами, функционирующая в целях совершения обмена товара на деньги. Рынок имеет богатую структуру построения. Эта сложная структура включает в себя совокупность различных рынков, их видов, подвидов, элементов и факторов, характеризующих степень развития рыночных отношений. Каждый рынок в отдельности отличает собственная специфика в зависимости от объекта,

территории, соответствия законодательству, уровня регулирования,

насыщения товарами, степени  корпоративной ответственности перед партнерами.

Отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих между собой за потребителя в силу наличия общих свойств у выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг1.

Сфера малого бизнеса  — система взаимодействия субъектов малого предпринимательства и развитой инфраструктуры. Сфера малого бизнеса страны стала зарождаться с 26 августа 1988 г., когда был принят Закон СССР «О кооперации». Этим Законом были созданы привилегированные условия одной форме собственности, а именно: отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов. Все это привело к оттоку квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.

В этом же году (6 июня 1988 г.) было принято положение «Об

организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания

Комиссии по совершенствованию  хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Утверждением этого положения был введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.

4 июня 1990 г. принят  Закон «О предприятии в СССР»,  в котором было объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности, что обеспечило рост числа предприятий различных форм собственности.

В 1995 г. был принят Федеральный закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки предпринимательства.

В их числе:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства государственных финансов, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно- технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их годовым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышенР1Я квалификации

кадров для малых предприятий.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке

малого предпринимательства  в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и

бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

На начало 2005 г. в России число малых предприятий составило 953,1 тыс. — это максимальное количество предприятий, зарегистрированных органами государственной статистики в сфере малого бизнеса с начала ее формирования. Впервые с 1999 г. зафиксировано серьезное увеличение числа малых предприятий на 60,1 тыс. ед.2 Положительные структурные сдвиги характерны и для отраслей экономики. Так, число малых предприятий в промышленности на начало 2005 г. в сравнении с 2004 г. изменилось в сторону увеличения на 9,1 тыс. ед., на транспорте — на 5,4 тыс. ед., в торговле и общественном питании — на 23,9 тыс. ед. При этом относительно общего числа малых предприятий удельный вес их в промышленности незначительно увеличился: с 13,3% на начало 2004 г. (конец 2003 г.) до 13,4% на начало 2005 г. (конец 2004 г.).

Тенденция снижения числа малых предприятий просматривается в строительстве, образовании, науке и научном обслуживании. Здесь за обозначенные 9 лет число малых предприятий в строительстве снизилось со 138 до 121,3 тыс., а удельный вес их в общем числе — с 16,4 до 12,7%. Следует также отметить такой негативный факт, как снижение более чем в 2 раза, а именно с 46,7 до 20,7 тыс., числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (в процентном отношении с 5,5 до 2,2%).3

Отрасли экономики, где  за истекшие девять лет наблюдался существенный рост числа малых предприятий, это — оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения (с 14,6 до 25,7 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 до 30,5 тыс.) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 до 22,3 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятий России. Как видно, за последние годы число малых предприятий растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным или даже снижается.

Маркетинг в отраслях сферы малого бизнеса — комплексная  система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, учитывающая отраслевые особенности и направленная на удовлетворение потребностей общества в соответствии с покупательским спросом. В результате главная цель маркетинга заключена в удовлетворении потребностей общества с учетом материальных и духовных запросов.

Основные направления  маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного процесса — от производства материальных благ, их распределения, обращения до стадии конечного потребления.

В последние годы качественно  новое развитие получил рынок  услуг сферы малого бизнеса, представляющий социально-экономический комплекс, работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориальной масштабностью в целях усиления роли институтов потребителей и повышения качества жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепции, принципы и функции маркетинга

 

Маркетинг как концепция  управления предприятием в условиях конкуренции стал известен благодаря эффективности его применения в коммерческой сфере. Введение в научный оборот самого термина «маркетинг» связывают с началом XX в. Термин укоренился в американском варианте английского языка как соединение двух слов «market getting», что переводится на русский язык как «освоение рынка», а еще лучше — «обретение рынка».

Современная концепция  маркетинга — результат многолетней  эволюции взглядов предпринимателей на свою деятельность на рынке и сам рынок, происходящей вследствие развития производительных сил общества. Гибкость данной концепции проявляется в повышении уровня маркетинга — от «совершенствования производства» через «интенсификацию коммерческих усилий» к социально-этическому маркетингу.

Современная концепция  маркетинга — это социально-этический маркетинг. Формула социально-этического маркетинга:

Прибыль фирмы = Удовлетворение клиента + Учет интересов общества.

Из формулы ясно, что  сегодня доходы компании зависят от ее умения наладить активные контакты с покупателями путем изучения рынка, создания эффективных систем распределения, продвижения, стимулирования продаж. Существенным дополнением к этим системам являются уровень корпоративной культуры и социальная ответственность каждого исполнителя за результаты предпринимательского труда перед обществом.

Для концепции социально-этического маркетинга (СЭМ) характерны следующие черты:

• создание необходимой  гармонии между производственными возможностями и здоровыми потребностями общества. В результате цель СЭМ — удовлетворение разумных потребностей общества в соответствии с его гуманными интересами;

• каждая компания обязана  иметь четкие стандарты сервисного обслуживания, экологических оценок и руководствоваться ими на всех этапах маркетинговой деятельности;

• фирма обязана использовать новейшие природоохранные технологии, способствующие выполнению главной миссии — удовлетворение запросов клиентов безопасными товарами и услугами. В этой черте заключена главная логика СЭМ: помимо рыночной ориентации необходимо соблюдать режимы безопасного производства, распределения и потребления;

• любая компания обязана  иметь комплекс социальных программ, включающий направления материальной поддержки, социальной защиты, обучения и переподготовки кадров, благотворительности и патронирования. Все эти направления являются составляющими элементами имиджа компании, ее репутации.

Эволюция концепций  маркетинга была в значительной степени обусловлена необходимостью поиска оптимума пропорциональности системных инструментов маркетингового управления (комплекса маркетинга), который обеспечил бы предприятию устойчивое конкурентное преимущество.

Впервые термин «комплекс  маркетинга» был введен в употребление Нейлом Борденом4. В 1959 г. Дж. Маккарти предложил ставшую ' Маджаро С. Международный маркетинг. — М.: Международные отношения, 1979. - С. 40. 20 впоследствии широко известной концепцию комплекса маркетинга, или «4р» по первым буквам английских слов: product — продукт, price — цена, place — место, promotion — продвижение5. В 2000 г. Ф. Котлер добавил в комплекс маркетинга «5р» — public relations (связи с общественностью). В современных условиях смесь этих пяти маркетинговых элементов составляет маркетинг-микс. Концепция маркетинга организации — это единый системный документ развития, в котором объединены цели, принципы и функции.

Цели, стоящие перед  маркетингом, — отправная точка  создания условий

прибыльного предпринимательства. Среди множества целевых направлений маркетинга на первый план выступают такие цели, как:

1) максимизация степени  удовлетворенности потребления  за счет синхронизации организации промышленного производства, объемов продаж и сервисности обслуживания;

2) обеспечение широкого  выбора товаров и услуг в  целях своевременного

и качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;

3) максимизация качества  жизни на основе использования  экологически

чистых производственных технологий, реализации безопасных товаров и услуг, создания культурной среды обитания.

Система принципов маркетинга представляет совокупность четко сформулированных правил освоения товарной ниши, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса. Принцип — основное положение, выражающее закономерность и руководящее правило, определяющее достижение поставленной цели.

Важными принципами маркетинга являются:

1) принцип рыночной  ориентации, т.е. производить исключительно

то, что необходимо обществу, и не пытаться продавать то, что уже произвели;

2) принцип единства стратегии маркетинга и тактики ее выполнения

через соблюдение четкой последовательности пооперационного маркетинга в рамках организованных исследований рыночной потребности, разработки маркетинговых программ до реального их исполнения в соответствии с корпоративной миссией;

3) принцип организационного  поведения через качество исполнения

принятых стратегий  маркетинговой деятельности; создание надежной системы товародвижения; профилактики предпринимательского риска с учетом сервисного потенциала и корпоративной культуры.

4) принцип прибыльности  и эффективности с выделением  оценки

конкурентного преимущества в условиях свободы предпринимательства и равноправного партнерства;

5) принцип социальной  ориентации в целях своевременного  формирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе, его гармоничного развития.

Интегрированная функция  маркетинга — это организация  маркетинга

на малом предприятии, т.е. «воплощение в жизнь» запланированных мероприятий маркетинга для эффективного участия компании на рынке.

Функции маркетинга группируются по четырем блокам:

Информация о работе Маркетинг